Светотень в живописи


Светотень – градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным, окружённым световоздушной средой. Светотень условно можно разделить на несколько частей. Рассмотрим это положение на примере обычного цилиндра и призмы. Если его искусственно осветить, то станет отчётливо видна градация светотени: блик на глянцевой поверхности или яркий свет на матовой, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Рефлекс светлее собственной тени и темнее полутени.

Насыщенность (густота) падающей и собственной тени предмета зависит от многих факторов. Существенную роль здесь играет расстояние между предметом и источником света, яркость света, цвет и тональность окружающих предметов в пространстве, чистота воздуха, время дня и пр.

В реальных условиях собственная тень никогда не бывает абсолютно черной, так как в этой части поверхность освещается отраженным светом от других предметов. Некоторое влияние на освещенность оказывает окружающий воздух, насыщенный пылинками, рассеивающими лучи света во всех направлениях. Отраженный свет в теневой части предмета называется рефлексом.

Интенсивность освещенности поверхности предмета, обращенной к источнику света, также зависит от разных условий, например от угла наклона световых лучей к поверхности, от насыщенности слоя воздуха, от физических свойств освещаемой поверхности (матовая или блестящая), от материала, из которого сделан предмет, и др. Практически невозможно полностью учесть все явления, влияющие на интенсивность света и тени.

Можно лишь выделить ряд общих положений (правил) в изображении светотени и падающей тени предмета, которые следует учитывать при рисовании с натуры или по представлению, при составлении композиции. Собственные тени на предметах обычно изображают более светлыми, чем падающие, из-за отражений (рефлексов) от земли и окружающих предметов. По той же причине верхняя часть собственной тени немного светлее, чем нижняя.

У предметов круглой формы переход от света к тени осуществляется постепенно, см. рисунок 21.

Если предмет плоскогранный, то переход от света к тени четко разграничен ребрами, см. рисунок 22.

Предметы с блестящими поверхностями в освещенной части имеют особенно ярко высветленное место – блик.

Падающая тень ослабевает по мере удаления от предмета и источника света. Граница тени тем четче, чем ближе источник света и чем меньше сама тень. Если тень велика, то границы удаленной от предмета части становятся менее четкими, расплывчатыми.

Рисунок 21 – Градации светотени на круглых предметах

 

 


Рисунок 22 – Градации светотени на граненых предметах

 

3.5Цветовые отношения локальных цветов

«Никакое тело никогда всецело

не обнаруживает свой природный цвет»

Леонардо да Винчи

Локальный цвет предмета – это чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства без учета внешних влияний, например: оранжевый цвет апельсина, белый цвет снега, желтый цвет золота.

Пространство, предметная среда, меняют цвета предметов. Предметный цвет в реалистической картине нигде не выступает открыто, он всегда прикрыт воздушным слоем, моделирующей или падающей тенью, игрой рефлексов, он всегда — сложная система оттенков (оттенок – незначительное отклонение цвета от его основного цветового тона).

В живописи художник цвет предмета изображает цветовыми отношениями (системой пятен) – светом и тенью, общей освещенностью, рефлексами, создает предметы в среде, используя законы цветоведения: теплохолдность цветов, перспективное изменение цвета, цвет предмета на свету и в тени.

Схема получения цвета тени: Собственный цвет предмета чуть темнее по тону + противоположный по тону + синий цвет (если освещение теплое).

Рисунок 23 – Цвет тени на красном предмете.

Цвет тени никак не может быть таким же, как натуральный цвет предмета. Без добавления дополнительного цвета, тень была бы такой же, как и фоновый цвет предмета, только чуть темнее. Цвет тени имеет пониженную интенсивность и насыщенность – все это благодаря добавленному дополнительному цвету.

 

Рисунок 24 – рефлексы в живописи

Рефлексы

На локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета. Тени и полутени на светлых предметах всегда содержат в себе рефлекс.

Изображая действительность красками, необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями.

Важно, что правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту действительности и красоту самого произведения.

Подбирая цветовые отношения в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана. В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть изменены на символические. Колористическое единство всех элементов орнаментов достигается с помощью цветовых контрастов или нюансов.



Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 10073;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.