Гадячский договор и Слободищенский трактат
Нарастание антирусских настроений среди окружения гетмана И. Выговского явилось основной причиной интенсивных контактов с Речью Посполитой. Их вел с украинской стороны богатый и образованный шляхтич Ю. Немирич, с польской – дипломат К. Беневский. Старшина полагала, что покровительство королевской Польши обеспечит ей беспрепятственный доступ к обладанию земельными участками, широчайшие права и привилегии, которых не могло быть под скипетром централистского царизма. В то же время среди большинства населения Гетманщины преобладали антипольские настроения. Но при поддержке киевского митрополита Д. Балабана И.О. Выговскому удалось подписать 6 (16) сентября 1658 года в Гадяче (присутствовал здесь и посланник царя В. Кикин) договор, согласно которому княжество «Руське» получало аналогичные с Великим княжеством Литовским права и входило в состав ставшей таким образом формально федеративной Речи Посполитой. Власть избираемого пожизненно гетмана распространялась на Киевское, Брацлавское и Черниговское воеводства, казачий реестр устанавливался в 30 и 10 тысяч наемников (сейм не согласился утвердить 60-тысячный реестр и 20-тысячный наемный отряд — фактически личную армию гетмана). Ежегодно 30 казаков должны были получать шляхетское звание (гетман просил, чтобы их было 100), И. Выговскому были подарены Любомское и Барское староства, православная церковь уравнивалась в правах с католической, разрешалось существование униатской. Предусматривалась также чеканка собственной монеты, создание двух университетов со статусом Краковского, открытие начальных школ и типографий. Но гетман терял право на внешнеполитическую деятельность, ликвидировалось полково-сотенное административное устройство Гетманщины, восстанавливались феодальные порядки начала 40-х годов XVII века. Соглашение могло бы принести успех в середине XVI столетия, а осенью 1658-го оно лишь дублировало Зборовский трактат. Кроме того, в тайной декларации 7 (17) сентября И. Выговский обещал Польше после разгрома царских войск в Белоруссии и Литве вывести оттуда казачьи полки. Одновременно он приказал И. Нечаю готовить наступление на тылы российской армии в этих регионах. Началось оно 12 (22) октября 1658 года.
Авторитет И. Выговского, Ю. Немирича, И. Нечая не мог укрепить факт передачи им польской властью поместий, приносивших 40 тысяч злотых ежегодного дохода. Кстати, Ю. Немирич в конце 1657 года уже получил от гетмана свои прежние экономии в шести населенных пунктах Полтавского полка, что вызвало бурный гнев жителей, считавших его лютеранином-евреем.
В воззвании к народу Украины, направленному и в европейские столицы, И. Выговский объяснял смену политических ориентиров предательством царя, его намерением превратить Гетманат в один из регионов России. Он обвинил русских представителей в намеренном раздувании гражданской войны в Украине, в сговоре с Польшей.
Осенью 1658 года украинско-русский союз оказался разорванным, и в грамотах царя 21 и 29 сентября Полтавскому, Чигиринскому и другим полкам, а также Запорожской Сечи И. Выговский именовался предателем, вероотступником. По распоряжению российских воевод – князей С. Р. Пожарского и Г.Г. Ромодановского, казаки Ахтырского полка были переброшены к границе Гетманата, а сотник П. Степанов получил задачу пленить полтавского полковника Ф. Гаркушу (вскоре его сменил ставленник царя К. Пушкарь).
В октябре 1658 года отряды слободских казаков под командованием И. Донца, А. Покушелова, А. Воропая при поддержке стрелецких полков России заняли Миргород, Лубны. Крупные сражения состоялись под Голтвой и Пирятином. В конце октября 50 тыс. казаков И. Выговского и И. Богуна в союзе с шестью тысячами татар потерпели неудачу при штурме Киева, который защищал 7-тысячный российский гарнизон. 9 ноября по приказу гетмана И. Выговского его представители дали клятву верности царю в присутствии воеводы В.Б. Шереметева. Подобная ситуация повторилась в городке Варва, где находившиеся в осаде три гетманских полка выбрали в конце ноября 1658 года наказным гетманом сторонника союза с Россией И. Беспалого. После этого полковник Г. Гуляницкий сдал городок воинским частям царя.
С середины ноября 1658 года Алексей Михайлович приказал проводить в стране частичную мобилизацию, шло укрепление Тамбовской оборонной линии – впервые с 1647 года. В свою очередь И. Выговский в начале декабря 1658 года через войскового писаря И. Грушу попросил помощи у Крыма, а в Турцию и Польшу с аналогичной миссией был послан бывший киевский полковник А. Жданович.
Казачьи полки Гетманата начали вытеснять русские гарнизоны с территории Гетманщины, хотя часть населения протестовала против этого, видя в русских войсках надежную защиту от татарских рейдов. Противники И. О. Выговского при поддержке князя Г. Ромодановского сформировали в Белгороде 30-тысячный украинский казачий полк. Он стал основой вооруженных сил очередного претендента на булаву – наказного гетмана И. Беспалого.
Весной 1659 года войска России, часть Белгородского полка, Острогожский полк Г. Карабуты, отряды И. Беспалого осадили в Конотопе 5 тысяч казаков Нежинского и Черниговского полков под командованием Г. Гуляницкого. Чтобы освободить город из осады, через два месяца И. Выговский повел на помощь казачьи части, татарскую орду Мехмет-Гирея, отряды немецких, венгерских и сербских наемников, польские войска. 28–29 июня (8–9 июля) 1659 года у реки Сосновки под Конотопом состоялась битва, в которой войска А. Трубецкого и И. Беспалого потерпели серьезное поражение. Более 5 тысяч русских было убито, столько же казнено по приказу хана. Затем татарские отряды совершили рейд по территории России, достигнув Тулы и Воронежа. Они разорили около 30 городов, сотни сел, пленив более 30 тысяч жителей. По приказу И. Выговского были сожжены все населенные пункты между Гадячем и Лохвицей, а их жители переселены на Правобережье.
Победа под Конотопом не укрепила положения гетмана – скорее наоборот. Массовое недовольство среди населения Левобережья вызвали сведения об утверждении Гадячской унии в урезанном виде. В августе о переходе на сторону царя заявили полковники В. Золотаренко, Т. Цицюра, Я. Сомко, И. Богун, И. Искра, а кошевой Запорожской Сечи И. Серко вынудил татарские отряды отступить в Крым. На казачьей раде под Германовкой в октябре 1659 года были зарублены вернувшиеся из Варшавы послы гетмана, а сам И. Выговский, сложив полномочия, вынужден был спасаться бегством. Перейдя под покровительство Польши, он получил пост воеводы Киевщины, но в 1664 году его расстреляли польские власти по просьбе гетмана Правобережья П. Тетери.
Настроенная в пользу царя «черная рада» под Фастовом в октябре 1659 года избрала гетманом Украины Юрия Хмельницкого. Название рады обусловлено тем, что в ней принимали участие не только казаки, но и крестьяне и городские массы («чернь», как презрительно именовала их господствующая верхушка). Надо отметить, что далеко не все старшины и казаки восприняли данное решение положительно. Прибывшие в ноябре 1659 года в Москву полковники П. Дорошенко и А. Одинец напрасно пытались добиться аннулирования неприемлемых для Украины статей нового Переяславского договора. К тому же отсутствие твердой политической воли у Ю. Хмельницкого, неуравновешенность характера делали гетмана послушным орудием в руках старшинских группировок.
Об уровне кризиса в Украине достаточно красноречиво свидетельствовало письмо И. Выговского к королю Польши (в конце 1659 года). В нем он взывал к Яну Казимиру: идите безбоязненно на Украину, потому что уничтожен 40-тысячный Полтавский полк, 30-тысячный Миргородский, почти целиком — Прилуцкий и Ирклеевский полки, крапивой поросли города и села. Еще трагичнее выглядела ситуация в послании А. Потоцкого: «...украинцы сами себя поедают, один населенный пункт воюет с другим, сын отца, а отец сына грабит».
В конце октября 1659 года на раде под Переяславом (на ней отсутствовали семь полковников, в том числе И. Богун, М. Ханенко, О. Гоголь) Ю. Хмельницкий подписал новый договор с царем. Согласно его условиям, гетман не имел права без разрешения Алексея Михайловича выступать с казачьими полками в поход, назначать полковников и других должностных лиц, украинская церковь переходила под власть Московского патриархата. Кроме того, гетману запрещалась дипломатическая деятельность, русские гарнизоны и воеводы вводились в шесть городов Гетманщины. Между тем старшины рассчитывали на иные условия: присоединение к Украине части белорусских земель, полунезависимую внешнюю политику, присутствие русского воеводы только в Киеве и т. д. Принятый под давлением князя А. Трубецкого договор разочаровал даже прорусски настроенную казацкую элиту.
Чтобы аннулировать унию в Гадяче, летом 1660 года российские и украинские полки двинулись в глубь Правобережья. Но после ряда неудач в боях с польской армией Ю. Хмельницкий в октябре подписал с Речью Посполитой Слободищенский трактат, по которому Гетманщина входила в ее состав на правах автономии. С этим решением категорически не соглашались левобережные полковники, поэтому в течение 1661–1663 годов гражданская война разгорелась с новой силой.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2070;