Смерть Б. Хмельницкого и политика гетмана И. Выговского
Здоровье Б. Хмельницкого, подорванное годами тяжелых походов ухудшалось. Начался тяжкий недуг, приведший его к смерти. Он умер в Чигирине 27 июля (6 августа) 1657 года, а через месяц был похоронен в Ильинской церкви хутора Суботов – рядом с могилой старшего сына Тимофея.
После смерти Б. Хмельницкого пост гетмана менее месяца занимал 16-летний Юрий Хмельницкий. Но старшина почти откровенно игнорировала его полномочия: неделю миргородский полковник Г. Лесницкий не отдавал ему булаву и бунчук отца, муссировались слухи о болезненности Юрия, не позволявшей ему скакать на лошади, о том, что он не завершил обучения в Киево-Могилянском коллегиуме, подчеркивалось его неумение вершить государственные дела. В итоге в конце августа 1657 года исполняющим обязанности гетмана по решению старшинской рады в Чигирине становится генеральный писарь Иван Остапович Выговский, но до достижения Юрием совершеннолетия. Однако через два месяца генеральная рада в Корсуне избрала Выговского полновластным гетманом. В противоположность Б. Хмельницкому Иван Выговский больше выгод для себя видел в союзе с королем Речи Посполитой, а не с русским царем. Фактически совершился бескровный государственный переворот, так как был сорван дальновидный план Б. Хмельницкого о наследственном гетманстве (уже в реестре 1649 года его сын Тимофей был записан под №2 как «гетманыч»).
По своему происхождению гетман И. Выговский (1657–1659 гг.) принадлежал к шляхте. Личные стремления Выговского были направлены к приобретению богатства и политического влияния среди польско-шляхетското общества. Украинский летописец подчеркивает, что Выговский «единого духа был» с польскими панами. В начале освободительной войны Выговский находился на военной службе в польско-шляхетском войске. После битвы под Желтыми Водами он попал в плен к татарам. Освободившись из плена, Выговский заручился доверием Б. Хмельницкого и занял должность генерального писаря. Как уже отмечалось после смерти Хмельницкого Выговский добился провозглашения себя гетманом. За короткое время своего правления Выговский раздал большое количество земель православным монастырям, украинской шляхте и казацкой старшине.
Понимая значение церкви как опоры своей власти, Выговский не скупился на раздачу земель монастырям. В 1657 г. он выдал универсал киевскому Межигорскому монастырю на владение местечком Вышгородом и селами Петровцы и Мошны. В 1658 г. универсал на пожалование села Вязовок с угодьями и доходами получил лубенский Мгарский монастырь.
Наиболее крупным собственником на Украине был сам гетман Выговский. В его владения входило не только большое количество сел, но и города Остер и Ромны, а также местечки Триполье, Стайки, Козелец.
По царской жалованной грамоте брат гетмана Даниил Выговский получил город Прилуки, местечки Борисполь, Барышевку, Воронково, Басань, Белгородку и Рожево с окружающими селами и «со всякими усадьбы до того належачими». Большие земельные пожалования получил и второй брат Выговского, а также его шурин шляхтич Иван Богклевский. Кроме того, правящая верхушка расширяла свои владения путем захвата так называемых пустошей, скупки земель, а также путем насильственного присвоения казацкой и крестьянской земли.
Эти факты свидетельствуют о быстром росте крупного землевладения на Украине, где изгнанных польских магнатов и шляхту заменила украинская феодальная знать. Так, значительное количество бывших имений магнатов Потоцких перешло в руки одного из приближенных Ивана Выгозского – Юрия Немирича. В состав его владений на Полтавщине входили города: Кременчуг, Тищенки, Кобеляки, Беликов (Великий), Переволочна, Новые Санжары. Крестьяне, жившие на территории этих владений, были объявлены его подданными.
Таким образом, в планы гетмана И. Выговского входило построить типичную для средневековья аристократическую республику, что усиливало охлократические тенденции у населения, ослабляло центральную власть и вызывало еще большее своеволие старшин. В экономической политике он возвращал Украину к старому социально-экономическому строю, лишь в новой национальной оболочке: устанавливалось господство украинской властной элиты над посполитыми.
В январе 1658 года И. Выговский принял требования царя о передаче в состав России некоторых белорусских городов, назначении российских воевод не только в Киев, но и в Нежин, Чернигов, Переяслав, объявлении войны Крымскому ханству. Вскоре после этого гетман подписал договор о союзе со Швецией, дружбе с Крымом, вел переговоры с Польшей.
Низы запорожцев, крайне недовольные поддержкой И. Выговским исключительно интересов старшин, которым он щедро раздавал земельные владения, вообще не признавали его полномочий. Они нападали на соседние с Сечью полки, грабили старшин и зажиточных казаков, а И. Серко не называл гетмана иначе как «собакой».
Против курса на компромисс с Речью Посполитой выступили кошевой гетман Запорожья Я. Барабаш, полтавский полковник М. Пушкарь, миргородский – С. Довгаль. Оппозиционеры посылали в Малороссийскую канцелярию Москвы многочисленные доносы на Выговского, а тот в это время организовал экономическую блокаду Сечи. Арбитром в этой борьбе выступил царь, искусно пользуясь внутренними противоречиями в Гетманате для ревизии статей 1654 года. Так, в апреле 1658 года воеводы России находились уже в шести украинских городах (кроме Киева).
С марта 1658 года в Украине развернулась гражданская война. Хотя в мае под нажимом царского посланника И. Алфимова полковник М. Пушкарь соглашался сдаться на милость гетмана, И. Выговский не пошел на это и заявил: «Смирю его огнем и мечом». 31 мая (10 июня) 1658 года под Полтавой произошла битва 60-тысячной казацко-татарской армии и сербских наемников против 40-тысячных отрядов слабо вооруженных повстанцев. В бою погибло около 15 тысяч мятежников, в том числе и М. Пушкарь. По свидетельству летописца, Выговский татарам «даде на разграбленное пленение Гадяч, Миргород, Обухов, Веприк, Сорочинцы, Лютенки, Ковалевку, Бурки, Богачку». Спустя некоторое время Выговский захватил в плен Якова Барабаша и приказал казнить его.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2146;