Развитие политической мысли в эпоху возрождения и нового времени.


Период возрождения (XIV-XVI вв.), расцвет которого – 2-я пол. XV – начало XVI вв. – это эпоха разложения феодализма, кризиса средневековых ценностей и самой католической церкви. Это эпоха становления капитализма (осн. очаги – Италия и Нидерланды), развития техники, светских наук, торговли, искусства, это время великих географических открытий, когда рамки известного европейцам мира значительно расширились. Идеологи бунжуазии отрицали средневековые идеи аскетизма, слепого подчинения церкви, мистицизма, отстаивали нуманимтические ценности: стремление к земному успеху, процветанию, наслаждениям; индивидуализм; проявление творческих способностей; практичность.

Именно в Италии, на родиднде возрождения, наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и полит. мысль эпохи. Самым крупным представителем зарождавшейся политической науки был Никколо Макиавелли(1969-1527), а его крупнейшей работой был трактат «Государь», посвященный именно политологической проблематике. Он обосновывал теорию светского (нерелигиозного) государства, необходимого для обуздания эгоистической и злобной натуры человека, присущего еиу стремления к власти и собственности. Макиавелли разделил нормы права и предписания религии. Одной из важнейщих функций гос-ва он считал защиту часной собственности. Чтобы не вызывать ненависти у подданных, государь не должен псягать на имущество подданных. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субьектночсть народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. Наилучшей формой гос. правления он считал республику (типичная черта его современников - итал. мыслителей), там могут быть лечше всего обеспечены сочетания общих и частных интересов (оличие от др. греч. мыслителей, которые – за приоритет общественных интересов), порядок и свобода. Но народ может быть не готов к токой форме правления, и тогда необходимо гос-во с сильным правлением. Макиавелли пришел к этому выводу исходя из необходимости обддъдинения своей родины – Италии т.е., как видим он исходил из реальных обстоятельств.

Макиавелли считал, что сильное гос-во необходимо для того, чтобы, ограничить волю больших человеческих масс, напровить их на достижение единой цели. И сейчас мы рассмотрим ту особенность учения Макиавелли, из-за которой он стал символом ценизма и безпринципности в политике. Он выдвинул тезис о том, что для достижения полит. цели не исключены любые средства, в т.ч. и аморальные: подкуп, убийство, обман, вероломство, клятвопреступление, предательство и т.д. Макиавелли советует правителю быть жестким и даже жестоким, скупым, вероломным, если этого требует обсоятельства и интересы государства, т.е. высшее благо. Правитель всегда будет оправдан, если результаты его политики окажуться хорошими. Используя аморальные методы управления, государь должен тремиться делать добро, прикрываться нравственными и религиозными добродетелями. По убеждению М., правитель должен сочетать в себе качества льва и лисицы – быть подобным льву, чтобы отпугнуть волков, и подобным лисице, чтобы обойти капканы впоследствии безнравственную политику стали называть термином «макиавеллизм». Мудрый властитель, утверждал М., должен вести себя в зависимости от ситуации. Только так можно перейти от необходимого временами насилия, осуществляемого разумными метоами, к утверждению настоящего гуманизма. Близким к идеалу правителем М. Считал Цезаря (Чезаре) Боржиа, герцога Романьи, сына папы Александра VI, и посвятил ему книгу «Государь».

В XVI веке стали появляться работы, осуждавшие и дух и наживы, и частную собственность вообще, и предлагавшие создание идеализированных фантастических уравнительных государств. Это направление полит. теории получило название «утопического социализма». Его основателем считается Английский мыслитель и политик Томас Мор(1478-1535). Он был лордом-канцлером Англии при Генрихе VIII, отказался поддерживать развод короля, новый брак с Анной Болейн и отказ короля от католичества, был снят с должности и казнен. В своем труде «Утопия» он критикует несправедливое общество, неравенство, считает причиной всех бед общества частную собственность. В этой книге он изображает вымышленный остров Утопию, где на обществ. должности может быть избран любой гражданин; средства производства находятся в общественной собственности; все граждане получают разностороннее и гармоничное воспитание и образование, но отрабатывают обязательную трудовую повынность. Производство и распределение находится под жестким контролем государства. Самые тяжелые и грязные работы выполняют рабы – это осужденные за преступления преступники. Жители острова заняты трудом только 6 часов в день, а остальное время посвящают духовному сомосовершенствованию. При этом даже семейно-брачные отношения строго регламентированы и находятся под постоянным контролем государства.

Подобные идеи и принципы легли в основу трудов и других утопистов – Томмазо Кампанеллы, Жана Мелье, Морелли, Мабли. Наиболее ярко и последовательно такие фантастические идеи высказал монах Кампанелла в своей работе «Город солнца». Он писал ее в тюрьме инквизиции, от которой ему в итоге удалось спастись. Там он тоже изображает фантастический город, где ликвидирована всякая частная собственность, в т.ч. на жен; тркудовая повинность обязательна для всех, присутсвует строгая регламентация жизни граждан, в т.ч сесьи и быта, все раномерно распределяется между всеми. Таким образом, для утопистов идеалом была грубая уравнительность, аскетизм и регламентация всего, даже личной жизни.

В XVI веке недовольство тогдашней католич церковью приобрело очень серьезные масштабы и привело к мощному идейному взрыву – реформации. В основном она победила на севере Европы. Ее идеалом и вожди – Мартин Лютер(начал весь процесс, прибыв в 1517 году к дверям церкви в г.Виттенберге свои тезисы о несогласии с официальным учением церкви), Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли – не только совершили переворот в религиозной сфере, но и перенесли свои подходы в этом вопросе на само государственное устройство. Государство по Лютеру приобрело светский характер, его основными чертами стали совести и мысли. Это использовали многие князья и короли Германии, Скандинавских стран и Англии. А вот Кальвин отражал идеологию городской буржуазии и аристократии, поэтому его учение поддержали Голландия, Швейцария, Южная Франция (гугеноты), Шотландия и даже ряд магнатов Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского. В Женеве Кальвин создал в 30-е гг. XV| теократическое государство, за что его и прозвали «женевским папой». Он также сжигал еретиков, как и инквизиция, и к тому же запретил все развлечения и нарядные костюмы.

Ответом на Реформацию стали мощные религиозные войны 2-й половины XV| в. Католичество вскоре собралось с силами и ответило. Испанский монах Игнатий Лойола, мечтая уничтожить Реформацию, создал могучий орган иезуитов (середина XV| в). Иезуиты разработали свое учение, в том числе и о государстве. Они развивали идеи Макиавелли, но во имя блага католицизма и власти Папы. «Цель оправдывает средства», - это высказывание одного из иезуитских мыслителей воспринималось как девиз ордена. Одним из их правил было право доброго католика убить государя, если этот государь не подчиняется церкви. Таким образом, тезис о божественной природе постепенно исчезает.

Кроме теоретического обоснования убийства плохого государя, иезуиты вошли в историю и политикой практического воплощения идей утопистов (в Парагвае, где испанский король дал им территорию для своего усмотрения). Так противоположные, казалось бы, идеи – макиавеллизм и утопизм нашли свое объединение в деятельности иезуитов.

Период Нового времени (XV||-XV

Вв.), нашедший свою вершину в период Просвещения (вторая половина XV в.) характеризовался укреплением капитализма и абсолютной власти королей, что вызвало ожесточенную борьбу буржуазии и абсолютизма. В этот период произошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Естественно, эта борьба отразилась и в политических идеях. Одной из главных проблем политической мысли этого времени была проблема взаимоотношений личности и государства, ярко отразившаяся в теории «естественных прав». Эта теория была направлена против всех форм феодальной зависимости, против сословного деления общества, и, естественно, против абсолютной монархии и церкви. Она обосновывала равенство людей, данное природой, выступала за свободу убеждений, неприкосновенности личности и собственности. Теория «естественных прав» человека дополнялась теорией «общественного договора». Согласно этой теории, государство возникало не по божьей воле, а в результате договора людей с целью устранения конфликтов. Для этого люди вышли из естественного состояния, и перешли в гражданское общество. Такое государство образовано волеизъявлением свободных людей и должно обеспечить охрану их прав и свобод, не гарантированных в естественном состоянии. Эти теории в разных вариантах развивались в Голландии – Гупо Гроций и Барух Спиноза, в Англии – Томас Гоббс, Джон Локк, Джерард Уинстенли, в Германии – Готфрид Вильгельм и Иммануил Кант, в России – Александр Радищев и декабристы, во Франции – энциклопедисты (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо, Д’Аламбер), в США – Т.Джефферсон, Т.Пейн, отцы-основатели. Одним из ярчайших политических мыслителей Нового времени был английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Свою политическую доктрину он изложил в трудах «О человеке», «О гражданине», «Левиафан». Он считал, что в «естественном состоянии» неизбежна «война всех против всех», т.к. люди созданы равными по способностям, а, значит, и в правах, но эгоистичны и честолюбивы. Обуздать их темные инстинкты, рассчитать путь законам разума может только государство, подобное библейскому чудовищу Левиафану. Но без этого чудовища, говорит Гоббс, нельзя. Он изображает государство как сложный механизм господства и подчинения, но также и занимающийся воспитанием и просвещением. Гоббс был сторонником сильной власти – монархии. Только так, считал он, можно свести все воли граждан в единую волю. Но вместе с тем он считал, что государство должно гарантировать гражданам свободу как право делать все, что не запрещено законом. Они должны иметь широкую частноправовую инициативу, систему прав и свобод. Монарх отвечает за свою абсолютную власть перед своей совестью, но если он принуждает подданных наносить явный вред себе (калечить себя, не защищаться от врага и т.д.), то тогда народ получает право на восстания. Идеи Гоббса развивали англичанин Джон Локк (1632-1704) и француз Шарль Луи Монтескье (1689-1755), разработавшие концепцию разделения властей. Локк писал в своей работе «Два трактата о государственном правлении», что в естественном состоянии люди были свободны и равны, но у них не было органа для решения споров. Тогда они договорились создать государство, получившее ровно столько власти, сколько необходимо для обороны и обеспечения общественных интересов, а сами обязались соблюдать законы. Так была сформулирована идея гражданского общества. Локк предлагал четко разделить власти на законодательную (парламент), исполнительную (монарх и кабинет министров) и федеративную (ведает международными отношениями). Это бессмертная идея. Локк считается основателем либерализма. Монтескье дополнил идею разделения властей, предложил выделить еще и судебную власть. К тому же он соединил идею свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Этот принцип сейчас закреплен почти во всех конституциях. Новый социалист-утопист Джерард Уинстенли (1609-после 1652) в своей работе «Закон свободы» выступил с идеей отмены частной собственности на землю. А в вопросе государственного устройства выступил за парламентскую форму правления. Он пытался реалистично сочетать социализм и демократию. Монтескье излает свою трактовку государственного строя, природы законов и на этой основе предлагает общественные реформы. Он выступил как основатель географического направления в социологии, обратив внимание на то, что политический строй, характер законов, мораль зависят, помимо прочего, и от климата, почвы, размера территории. Он выделяет 3 основные формы управления: 1) республику (власть народа), монархию (власть короля, ограниченная конституцией) и тиранию (власть одного). Идеалом Монтескье была конституционная монархия, он симпатизировал и республике, но резко отрицательно относился к тирании. Он связывал выбор формы правления с размером территории. Маленькие государства должны быть республиками, средние – монархиями, крупные – деспотиями. Он допускал возможность создания республик на большой территории, но только в виде федерации – союза государств. Гоббс, Локк и Монтескье стояли у истоков Просвещения – идейно-полит. течения, боровшегося с феодализмом, выражавшего интересы буржуазии и наивысшего расцвета достигшего во Франции. Первым классическим представителем Просвещения стал Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). За критику власти и церкви, вольнодумство и пасквили он дважды сидел в Бастилии, долго жил в эмиграции в Великобритании и Швейцарии. Вольтер, в сущности, был очень умеренным мыслителем, он был верующим, хоть и боролся с католической церковью, и вряд ли одобрил бы революцию и тем более террор. Но для тогдашней Франции он казался опасным бунтовщиком. Вольтер утверждал, что на смену деспотизму придет царство свободы и разума, когда каждому человеку будут даны его природные права – право частной собственности, неприкосновенности, свободы совести и слова. Причем свободу он признавал только как возможность заниматься частным бизнесом, а равенство – лишь в частном праве, и выступал против него в политических правах, считая, что бедные не должны их иметь. Он был сторонником просвещенной монархии, а лучше и конституционной, ожидая от просвещенного государя проведения либеральных реформ. Вольтер был невероятно популярен в Европе и являлся настоящим властителем дум. Значительное место среди деятелей Просвещения занимает Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он был по взглядам ближе мелкой буржуазии и крестьянству. Руссо, как и Гоббс, и Локк, обращался в своих трудах к «естественному состоянию» людей, но, в отличие от них видел в нем « не войну всех против всех», а «самую счастливую эпоху» в истории, когда не было социального неравенства, зато царила свобода. Общественный договор, в результате которого утверждается общественная власть, по мнению Руссо, был лишь уловкой богатых с целью закабаления бедных. Выступая против частной собственности и неравенства, Руссо критикует уже и капитализм, а не только феодализм, и противопоставляет цивилизации образ жизни свободных землевладельцев. Для возвращения такой свободы он предлагает заключить новый, настоящий общественный договор как ассоциацию равных свободных индивидов или республику. Руссо был против парламента и других представительных органов и выступал за прямую демократию. Каждый человек, считал он, должен в своей деятельности подчиняться только обществу и его законам, а не отдельным лицам. А для эффективного действия законов необходима политическая и моральная зрелость граждан, что достигается правильным естественным воспитанием. При этом Руссо отстаивал право граждан на мелкую частную собственность, основанную на личном труде. Идеи Руссо оказали особенное влияние на крайних деятелей Французской революции 1789-1799гг. – якобинцев, дантонистов, бабувистов. Многие из них были закреплены в Декларации права человека и гражданина других актах 1–й французской республики. Свой вклад в политическую науку внес и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804). Трактат «К вечному миру» (1795). Он обосновал выдвинутую еще Платоном и Цицероном идею правого государства, в котором верховенствуют юридические нормы, законы. Кант связывал установление правового государства с формированием гражданского общества и с уровнем нравственности, был против революции, за реформы, всесторонне обосновал политическую доктрину либерализма. Все более заметна роль в развитии политической мысли и «отцов-основателей» США – Бенджамина Франклина (1706-1826), Джона Адамса (1735-1826), Джеймса Мэдисона (1751-1836) и Александра Гамильтона (1757-1804). Они предприняли успешную попытку реализовать теоретические идеи мыслителей Просвещения и сами в напряженной борьбе точек зрения дополнили и развили эти идеи. В частности, им удалось доказать, что республика может быть и огромных размеров. То, что не удалось в Европе, прижилось в Америке. Иоганн Георг Форстер, участник кругосветного плавания Кука, сравнивал политическое устройство островов Океании с европейскими государствами, зачастую с позиций, близких Руссо.   4.Европейская политическая мысль X|X в. Развитие политологии XX в. и современности. После Великой Французской революции и наполеоновских войн в Европе укрепился капитализм, произошел переход к промышленному производству, хотя в политике совершилась реставрация монархий и аристократических феодальных форм правления, а в сфере идей ощущалась своего рода усталость от бурь. Это противоречие было решено к середине X|X в., после революций 1848 г. Развивалась буржуазная демократия, формировались современные формы государств (конституционные монархии и республики). В Великобритании – самом передовом из европейских государств – шла борьба за избирательную реформу, создавались политические партии современного типа (то же – и в США). Социально-политические проблемы не могли не отразиться на политической науке. Политические мыслители 1-й пол. X|X в. значительное внимание уделяли большим социальным группам – классам, нациям, расам, их положению в обществе и взаимоотношениям. Немецкая классическая философия, чей взлет пришелся как раз на 1-ю пол. XIX в., обращала внимание и на полит. жизнь. Наиболее обстоятельно этими вопросами занимался Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831). Это противоречивый философ, эволюционировавший от либеральных идей к консервативным. Он трактует гражданск. общество как систему полит. институтов и организаций, действующих в защиту интересов лиц и групп, обращает внимание на роль индивидуальных и групповых организаций, действующих в защиту интересов лиц и групп, обращает внимание на рольиндивидуальных и групповых интересовв полит. жизни и развитии гражданского общества. Гегель считал, что их противоречия решит конституционная монархия, и видел в прусской монархии, «подправленной» конституцией, вершину развития государства. В 1-й аоловине XIX в. оформляются основные политич. идеологии, в целом существующие и до сих пор. Ведущей полит. идеологией этого времени, особенно в Великобритании, становиться либерализм. Либеральные политич. мыслители (Бенжамен Констан, Джереми(Иеремия) Бентам, Лафайет и др.) отстаивали демократичесие права и свободы, в 1-ю очередь «личную свободу», свободу частной собственности и конкуренции, выступали за разделение властей, против вмешательства государства в экономику. А важнейшим двигателем развития общества они считали стремление человека к пользе для себя, выгоде, наслаждениям. Этот принцип лег в основу идеи утилитаризма – нового направления в политич мышлении. Его основоположником стал англ. философ и юрист Джереми(Иеремия) Бентам(1748-1832). Он сводил общественные интересы и обществвенное благо к сумме частных интересов и благосостояния. Реализацю принципа пользы он связывал с гарантиями прав и свобод, к-рые должно обеспечить демократич. гос-во. В отличие от теоретиков просвещения с их «естственным правом», «общественным договором» и желанием разрушить феодальную полит. систему утилитаристы видели осн. задачей усовершенствование нового буржуазного гос-ва. Либералы–утилитаристы постепенно эволюционируют от поддержки конституционной монархии и ценового ограничения избирательного права к идее дем. республики и всеобщего ибират. права, но без всякой революции, только путем реформ. Они глубоко исследуют проблемы демократии, они обеспокоены тем, что ее развитие может привести к ущемлению прав меньшинства. Особенно серьезно занимались этими вопросами французкий полит. мылитель и политик Алексис де Токвиль(1805-1859) и английский утилитарист и обществ. деятель Джон Стюред Милль(1806-1873). Самая известная работа де Токвиля – «О демократии в Америке». Он отмечал плюсы демократии: улучшения благополучия большинства граждан и предоставление им широкого полит. участия. Но он обращал внимание на и на ее возможные минусы: вероятность установления тирании большинства над меньшинством, рост индивилуализма, усиления централизации и бюрократизации гос. управления, что ведет к росту социального подчинения, «равенству в рабстве». Преодолеть недостатки демократии, по его мнению, можно укрепллением представительной власти, созданием свободных учреждений местного саоуправления и добровольных полит. и гражданских ассоиаций. Милль решительно выступал против тирании большинства над личностью. «Все, что уничтожает индивидуальность, есть деспотизм» - писал он, и считал, что в основе социальн. противоречий лежит антагонизм «большинства посредственностей» и «меньшинства просвященных» милль разраболал оригинальную систему выборов в органы власти, согласно которой образованные люди получают право голосовать в нескольких избиратльных округах, тогда как остальные будут иметь право проголосовать 1 раз в округе. Это позволит оставить у власти интелектуальнуд и нравственую элиту. Кроме того Милль предлагал сдеалать 1 палату парламетра демократически избираемой, а 2-ю содерживающей декроматию. Так же должны сдерживатьдруг от друга и ветви власи – избираемая и значимая. Адля повышения эффективности управления следует, по мнению Милля, ввести экзамены по конкурсу для занятия управленческих должностей. К сердине XIX в. оформляется и противоборствующее полит. течение – консерватизм. Здесь важную роль сыграл политик и писатель Бенджамен Дизраэли, поэт и политик Франсуа Рене Шатобриан, князь Меттерних и другие. Его осн. идеи - сохранение исторически сложившихся форм полит. жизни, приоритет гос. интересов над правами и свободами личности, отрицание равенства людей и т.д. Всю 1-ю половину XIX в. шло активное осмысление результатов прошедших революций. Кроме либерального и консервативного подходов, развивались и идеи социалистов-утопостов наиболее известными из них были Анри де Сен-Симон(1760-1825), Шарль Фурье, Роберт Оуэн. В отличае от предшесвенников-утопистов они отказались от идей грубой уравниловки, но выдвинули новые идеи – о плановом велении хозяйства, распределении по труду, всестороннем развитии личности. Они рсчитывали, что переход к «Светлому будущему» достижим силой разума и пропаганды справедливых форм общественного устройства. Эти идеи оказали большое влияние на Карла Маркса(1818-1883) и Фридриха Энгельса(1820-1895). Марксизм как политическое учение возник в период завершения перехода к промышленному капитализму и претендовал на отражение интересов рабочего класса. Основным положением для построения марксистского анализа политики было учение о классовой борьбе. С целью реализации интересов классов между ними идет полит. борьба, т.е. борьба за власть. Обострение классовой борьбы приведет общество к признанию необходимости замены старых производств. отношений новыми, т.е. к социалистической революции, которую совершит рабочий класс. В результате соц. революции рабочий класс установит диктатуру пролетариата, при помощи которойбодет установлено социалистич. общество. Марксизм предложил свое видение происхождения государства, показав, что оно является продуктом классовых отношений и возникает из потребности регулирования отношений между классами. Государство, по Марксу, – это орудие господства классов, владеющих средствами производства, над неимущими. Исходным пунктом для понимания политического поведения масс Маркс считал анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп, а также анализ диктуемых этим положением интересов. Маркс считал основным принципом гражданского общества не индивидуализм, а коллективизм. В коллективе он видел ту ассоциацию, которая обеспечит личности свободу и возможность развития и самореализации. Во 2-й половине XIX в. значительное влияние приобрел позитивизм – новый методологический подход к исследованию общественной жизни. Позитивисты (Огюст Конт и др.) отказались от познания сущности политических явлений и считали, что задачей политической науки является лишь описание статистики и динамики. Этот подход дал толчок к развитию социологических исследований в политике. К концу XIX в. усиливаются антидемократические идеи, реакция на либерализм и социалистические идеи. Теорию происхождения видов Дарвина стали приспосабливать и к политической науке. Австрийский социолог и юрист Людвиг Гумплович (1838–1909), поляк по происхождению, выдвинул «теорию завоевания», согласно которой главной движущей силой истории и политики является борьба рас за существование, в которой побеждают сильнейшие расы. Их господство должно обеспечить государство. Но Гумплович называл расами не биологические расы, а нации и классы. Так, пролетариат он называл «низшей расой», а высшие классы – «высшей расой». Гумплович оправдывал войны за колониальный раздел и передел мира, биологическими законами. Подобные идеи выдвигал также немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900). Движущей силой общественного развития он считал волю к власти. Вся история развития общества, по Ницше, это борьба воль «двух рас»: сильной (аристократов-господ) и слабой (угнетенной массы-толпы). Он доказывал, что эксплуатация является естественным и высшим законом жизни. Во имя жизни, считал Ницше, следует бороться с идеями демократии и прав человека, а социализм допустить в качестве эксперимента, чтобы он доказал свою несостоятельность. Ницше доводил до крайности идею индивидуализма, возвышения сильной личности, «сверхчеловека». Только такие люди имеют право на власть. Идеи такого типа были позднее использованы фашизмом, нацизмом и др. учениями XX в. В начале XX в. продолжалось развитие и изменение идей, родившихся в XIX в. В рядах социалистов произошел раскол. Часть социалистов отрицательно относилась к идее революции и выступала за эволюционный, реформистский путь к социализму. Эти идеи отстаивал один из отцов современной социал-демократии Эдуард Бернштейн (1850–1932). По его мнению, классовая борьба по мере развития демократии будет приобретать мирные формы, и такая борьба будет способствовать врастанию социализма в капитализм. К началу XX в. политология оформляется как самостоятельная наука. Именно к этому времени среди социологов, юристов, историков, экономистов выделяется ряд ученых, ставящих в центр внимания изучение политических отношений. Среди основных собственно политологических теорий, возникших в это время, важное место занимают теории элит. Первыми эти теории стал формулировать итальянский юрист Гаэтано Моска (1858–1941) в своей работе «Элементы политической науки» (1896), изданной в 1939 на английском языке под названием «Господствующий класс». По мнению Моска, власть в обществе всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства, небольшой группы людей, которое Моска называет господствующим классом или элитой. Власть может переходить от одной элиты к другой, но никогда не может перейти к большинству. Свое правление элита осуществляет путем распространения в обществе своей идеологии. А две существующие тенденции реализации политической власти – аристократическая и демократическая – не предусматривают правления масс, отличаясь тем, что в первом случае мы имеем дело с замкнутой, не пополняющейся извне группой, а во втором – с элитой, формируемой из широких масс за счет людей, чьи качества оказываются полезными с точки зрения осуществления власти. Моска считал, что для нормального функционирования демократии нужен хорошо организованный руководящий слой. Выборы, с его точки зрения, – это не форма демократического контроля масс над руководителями, но лишь путь к обновлению элиты. Дальнейшее развитие теория элит получила в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923), выдвинувшего концепцию «циркуляции (смены) элит» в своем труде «Трактат по общей социологии» (1915–19). Парето исходил из того, что люди действуют рационально, но за этим кроется объективная нерациональность самой человеческой природы. И вот сознательное выражение скрытых влечений людей (т.н. ресидуэ) лежит в основе всех действий, но скрывается за ширмой т.н. деривации (стремления придать действиям видимость рациональности). Поскольку в основе человеческого поведения лежат скрытые влечения, их качество имеет решающее значение для коллективной деятельности. Однако особенно ценными из этих качеств наделено меньшинство, составляющее правящую элиту. Таким образом, принадлежность к элите зависит прежде всего от врожденных психологических черт. Вместе с тем не все люди с элитарными качествами попадают элиту. Они составляют контрэлиту. Господствующие элиты не дают им влиться в элиту, охраняют свои привилегии и стремятся передать их по наследству. Тем самым ухудшается состав элиты и растет контрэлита. А когда эти процессы приобретают значительные масштабы, контрэлита сама либо при поддержке мобилизуемых масс свергает прежнюю элиту. Это и есть циркуляция элит. Таким образом, наиболее важными моментами в теории элит являются: · положение о том, что миром всегда правили и должны править элиты, т.е. избранное меньшинство; · наличие психологических факторов, играющих особую роль. Еще одним важным направлением политологии, возникшим к началу XX в., стал анализ политических партий. Его основоположником считается русский ученый М.Я. Острогорский (1854–1919), изучавший деятельность политических партий и их роль в функционировании западной демократии и обобщивший итоги исследований в труде «Демократия и организация политических партий». Он пришел к выводу, что в любой массовой политической партии власть со временем оказывается в руках небольшой группы людей («кокуса»), что неизбежно ведет к бюрократизации и недемократичности; мышление в партии унифицируется, и все это начинает представлять угрозу как для самой партии, так и для демократических институтов (парламента, выборов и т.д.). Чтобы этого избежать, Острогорский предлагает заменить партии свободными объединениями граждан под какую-либо конкретную цель. Его идеи получили развитие в трудах немецкого социолога Роберта Михельса (1876–1936), изучавшего процесс олигархизации любой организации, включая политические партии. Олигархизация – это бюрократизация, появление профессионального руководства, его стабилизация, централизация власти, усиление идеологического фактора, снижение роли рядовых членов партии в принятии решений и т.д. Вначале Михельс рассматривал олигархизацию как отрицательное явление, но позднее доказывал, что это положительная черта партии: вожди уступают власть не массам, а другим вождям. Он распространял свои выводы на развитие демократии вообще и полагал, что участие всех граждан в управлении государством невозможно. Огромное влияние на развитие политологии оказали взгляды немецкого социолога и экономиста Макса Вебера (1864–1920), изложенные во многих работах (особое значение имеет книга «Экономика и общество», 1922). Центральным понятием у Вебера является термин «господство», которое он отличает от власти, основанной на экономической силе. Господство позволяет управляющему навязывать управляемому свою волю приказами, при этом одного насилия недостаточно – нужны определенные ценности и убеждения, чтобы возникла длительная система господства. Анализируя эту проблему, Вебер выделяет 3 идеальных чистых типа господства: 1) традиционное (опирается на веру подданных, что власть законна, ибо она существовала всегда), 2) харизматическое (от греч. слова «харизма», которым Вебер называет особый дар, который есть у некоторых людей и который дает им магическую силу) и 3) рациональное (господство права, зависящее от законов). Много внимания Вебер уделяет проблеме политического лидерства, предлагая классификацию лидеров; анализирует проблему бюрократизации, считая ее необратимой для демократии и видя ей альтернативу в харизматическом лидерстве непосредственно избираемого народом президента, которого Вебер считает воплощением подлинной демократии. Анализом политического поведения отдельных личностей и групп с помощью эмпирических методов впервые занялся американский исследователь Артур Бентли (1870–1957), изложивший в книге «Процесс управления» (1908) теорию «заинтересованных групп». Суть ее вот в чем. Деятельность людей направлена на обеспечение их интересов и осуществляется не индивидуально, а посредством групп, в которые они объединяются на основе общих интересов. А индивидуальные убеждения и поведение личности имеют значение только в контексте деятельности этих групп. Их деятельность и взаимоотношения рассматриваются как изменяющийся процесс, в ходе которого осуществляется давление олицетворяемых ими общественных сил на правительство. В этом процессе сильные группы подавляют более слабые, а само государственное правление заключается в урегулировании конфликтов и достижении равновесия между соперничающими группами. По Бентли, различия между деспотизмом и демократией отражают различные способы представительства политических групп. В XX в. политология получает значительное развитие в США. Американские политологи изучают политические процессы во взаимосвязи с социальными процессами, уделяя особенное внимание психологическим мотивам. В американской политологии сформировалось в связи с этим бихевиористское направление. В 30–60-е гг. его развивали чикагские ученые Ч.Мерриам, Гарольд Лассуэлл, Д.Истон. По мнению бихевиористов, в результате изучения фактического поведения можно установить лежащие в его основе мотивы как отдельных людей, так и целых групп. Лассуэлл сформулировал теорию политического психоанализа: основной фактор, влияющий на отношение индивида к политике, – его психология. Исходя их этого, Лассуэлл разработал типологию политиков, выделив 3 основных типа: администратор, агитатор и теоретик, а также смешанный тип. Лассуэлл изучал также проблемы политической власти как центральной категории политологии, и считал, что основное внимание политологов, исследующих власть, должно быть сосредоточено на межличностных отношениях, а не на абстрактных институтах. В 60-е гг. XX в. в американской политологии была сформулирована концепция «политической культуры», которая затем широко распространилась на Западе. Ее создали Г.Алмонд и С.Верба, авторы книги «Культура гражданина. Политические отношения и демократия в 5 странах». Их подход состоял в том, что традиционный подход не может определить, почему одни и те же социально-политические институты по-разному действуют в разных странах. Т.е. это попытка соединить политическую систему с национальной психологией. Они разработали типологию политических культур, выделив 3 чистых типа культуры (патриархальная, подданическая и активистская) и 3 смешанных типа. В каждой стране и общественно-политической системе – своя политическая культура. Эта концепция представляет попытку интегрировать социологию, психологию и социальную психологию в единую политическую теорию, заполнив бихевиористский разрыв между микроаналитическим уровнем (политическое поведение индивида) и макроаналитическим уровнем (ценностно-нормативный подход). Крупнейшим представителем американской политологии является Ганс Моргентау (1904–1980). Его труд «Политика в XX веке» (1962) переосмысливает традиционные представления о международных отношениях и о национальных интересах США. Высшим критерием национальных интересов любой крупной державы является достижение региональной или мировой гегемонии. Он разработал «концепцию национальных интересов»: политика должна подкрепляться силой, нужен постоянный учет и поддержание баланса сил в Европе и Азии. С этой концепцией перекликаются работы Генри Киссинджера и Збигнева



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 286;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.