Развитие политической мысли в России и Беларуси.
Первые памятники политической мысли на Руси – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (XI век), «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» (XII в.): обоснование независимости Руси от Византии, укрепление княжеской власти, объединение Руси, борьба с врагами. Иосифлянство, теория «Москва – 3-й Рим» (XV в.). Челобитные Ивана Пересветова царю Ивану Грозному (XVI в.): политическая программа преобразований, централизации, подавления бояр. В XVII–XVIII вв. в Россию проникают европейские идеи. Историк и государственный деятель Татищев (1686–1750) был сторонником теории «естественного права», выступал против крепостничества, за просвещение, за укрепление абсолютной монархии (по-другому нельзя в таких больших странах, как Россия). Радищев (1749–1802) в «Путешествии из Петербурга в Москву» высказывался за революцию, распад R на несколько республик и создание затем их союза. Екатерина II в своем «Наказе» (1767) комиссии об Уложении высказывала идеи в духе Просвещения. Эти же идеи высказывал князь Щербатов: ограничение самодержавия дворянским Верховным Советом и конституцией. К началу XIX в. – распространение идеологии либерализма. М.М. Сперанский (1772–1839) разрабатывал проект государственных реформ по поручению Александра I: разделение властей, введение Государственной Думы и независимого Верховного суда, но император – высшая инстанция, наделен правом роспуска Думы. Декабристы подготовили свои проекты Конституции (проекты Муравьева и Пестеля): ответственность правительства перед народом, введение прав и свобод, гарантий неприкосновенности личности.
Почти весь XIX век шла ожесточенная борьба между западниками и славянофилами, в т.ч. и в политической сфере. Западники (Грановский, Тургенев, Анненков, Чаадаев и др.) выступали за принятие Россией западноевропейских ценностей, парламентаризма, конституции, за реформы, за давление общественности на государя с этой целью. Славянофилы (Аксаков, Хомяков и др.) считали западный путь неприемлемым для русского народа с его особым миропониманием и жизненным укладом, находили свой идеал в допетровской эпохе, когда было гармоничное взаимодействие общества и власти, соборность, особая православная духовность. Философ Василий Соловьев (1853–1900) критиковал противопоставление Востока и Запада, призывал к примирению православия и католицизма, видел идеал государства в создании «царства божия» – политической власти воссоединившегося христианства в рамках церковной монархии. Параллельно с этими идеями развивались концепции революционеров-демократов (Герцен, Белинский, Чернышевский и др.), призывавших к решению общественных противоречий народной революцией, к созданию народной республики на основе крестьянской общины, к децентрализации. Эти идеи получили затем название «народничество». Сочетание народничества и анархизма осуществил Михаил Бакунин, отец русского анархизма, боровшийся в Европе с марксизмом и отрицавший государство и власть вообще, предлагая создание «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций. Возникло и либеральное народничество. Ленин начинал с критики народничества вообще, стоял на позициях марксизма с его идеями пролетарской революции и диктатуры пролетариата – ведущей силы революции, идеей классовой борьбы и т.д., но добавил идею о возможности социалистической революции в одной, отдельно взятой стране. Его оппоненты Плеханов, Мартов и другие доказывали, что Россия не готова к социалистической революции.
Последними крупными российскими политическими мыслителями были Николай Бердяев (1874–1948) и Иван Солоневич. Бердяев был выслан Лениным за границу, где и умер. Он прошел сложную эволюцию от марксизма к либерализму и затем к православному реформизму; связывал обновление русского общества с реформой православия и предлагал свести политику до минимума, растворить ее в культуре религии. Солоневич же по-своему продолжал традиции славянофильства, выдвинув концепцию «народной монархии». Следует напоследок упомянуть о появлении в 20-е годы в эмиграции течения евразийства, поддержанного многими учеными (Вернадский, Карсавин и др.). Суть его – Россия есть особая страна, сочетающая элементы Востока и Запада, но пошедшая при Петре I чужим путем. Евразийцы хотели сохранить ряд советских институтов власти и после падения СССР: Советы без коммунистов, одновременное существование государственной и частной собственности на землю и т.д. Особую объединительную роль они отводили православию.
Перестройка и постперестроечный период породили объективную борьбу идей, в том числе и в политике. Как ни странно, борьба идет в рамках все тех же течений – западничества («правые», «демократы»), славянофильства (Солженицын, как ни странно коммунисты), евразийства (центристы). Соколов, Привалов, Архангельский, Новопрудский. Но крупных мыслителей, как в XIX – начале XX в. в России и как в середине ХХ в. на Западе, сейчас не видно.
В Беларуси политическая мысль развивалась под влиянием политической ситуации – в зависимости от того, в чьем составе находилась наша страна. Однако это сочетание влияний лишь обогатило белорусскую политическую мысль. До XIV века ее развитие шло в тех рамках, что и во всей Руси – первыми политическими работами были произведения духовных лиц: Евфросиньи Полоцкой и Кирилла, епископа Туровского (XII век), посвященные идее укрепления княжеской власти и православной церкви на благо людям. В XIV–XVI веках Беларусь имела, по сути, свою государственность в составе ВКЛ. В XVI веке появляются правовые политические акты на старобелорусском языке – Статуты Великого княжества Литовского (кодексы государственных законов), ограничивающие власть монарха Господарской Радой и Великим Вольным Сеймом. В XV–XVI вв. в Беларуси, как и везде в Европе, возникают идейно-политические течения, связанные с гуманизмом Возрождения и религиозной Реформацией. У белорусских гуманистов, в отличие, скажем, от итальянских, акцент делался не на индивидуальной свободе, а на общественном благе. Гуманистами были Франциск Скорина (1490–1541), Микола Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан, Лев Сапега.
Политические взгляды Скорины были направлены на утверждение в народе почитания законов, а в государстве – правосудия и справедливости. Но и сам закон должен базироваться на морали и справедливости. Скорина демократично считает и простых людей полноправными гражданами, призывает к вечному миру, не одобряет восстаний. Его политический идеал – гуманная и сильная власть.
Сымон Будный (1503–1593), автор трудов «Катехизис» и «О светской власти», критиковал гуманистов-радикалов, но и сам может считаться умеренным гуманистом. Он жил в эпоху кризиса идей Возрождения, был свидетелем религиозных войн. Он был сторонником частной собственности, феодализма, осуждал восстания, но призывал и феодалов к человеческому отношению к подданным. Он осуждал некоторых гуманистов за идеи ликвидации государственной власти и ее институтов, за идеи отказа богатых от имущества в пользу бедных. Будный сформулировал основные причины необходимости власти: установление порядка, охрана интересов личности и государства; определил обязанности управляющих и управляемых. Он раньше Гоббса поставил вопрос о принуждении бездельников к общественно полезному труду, и выступал за гарантии собственности для всех граждан.
Андрей Волан (1530–1610) – автор 26 сочинений на латинском, французском, немецком и польском языках, дипломат и государственный деятель – основательно разработал концепцию правового общества и правового государства. Понимал свободу как важнейший фактор мира и могущества государства, безопасности граждан и неприкосновенности их собственности. Но человеку вредит неправильное понимание и пользование свободой, и тогда она превращается в неволю. Свобода утверждается лишь когда человек действует разумно и в соответствии с законом. Волан определял социально-правовой статус населения Речи Посполитой (основное сословие – шляхта, затем – мещане, затем – крестьяне). Волан был сторонником социального неравенства, но юридического равенства. Он был сторонником теории естественного права и общественного договора.
Другие крупные политические мыслители той эпохи внесли серьезный вклад в развитие политических идей Беларуси. Лев Сапега (1557–1633), канцлер, гетман, воевода, был автором и редактором Великого Статута Литовского 1588 года, где гарантировался суверенитет государства, запрещалась покупка земли и недвижимости иностранцами, провозглашалась религиозная терпимость и презумпция невиновности. Первый ректор Виленской Академии Петр Скарга выступал против идей гуманизма и Возрождения, был сторонником идей Фомы Аквинского о подчинении светской власти церкви, критиковал шляхту за тягу к вольности и поддержку идей Реформации. Брестский судья Казимир Лыщинский, казненный за атеизм в 1689 г., высказывался за крепкое государство с просвещенным монархом, где просвещение искоренит все беды.
Слияние Беларуси с Польшей в XVII–XVIII вв. привело в упадок белорусскую политическую мысль. Крупной фигурой можно назвать Симеона Полоцкого, воспитателя царевичей в Москве, боровшегося за вхождение белорусских земель в состав России.
После разделов Речи Посполитой Беларусь вошла в состав Российской империи. Белорусская политическая мысль вошла в орбиту российских общественных идей, но продолжала нести на себе польское влияние. Политические идеи высказывались в XIX веке в связи, в основном, с подготовкой и ходом восстаний 1830–31 и 1863–64 гг. Можно упомянуть такие фигуры, как Франц Савич и Кастусь (Константин Викентий) Калиновский, выступавшие за восстание, создание свободных республик, уничтожение всяческого угнетения и т.д. В 70–80-е гг. XIX в. в Беларуси приобрели влияние идеи народничества. А к началу ХХ в. здесь уже имел место широкий спектр идеологических доктрин и политических решений: либеральное, социал-демократическое, большевистское, анархистское, сионистское, консервативное, черносотенное и другие.
Лекция 3
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 241;