Политические идеи Востока. Египет, Индия, Китай, ислам.
Египет по праву можно считать древнейшим создателем политической мысли. Жречество оценивало миропорядок и место в нем государства, олицетворяемого фараоном, еще во II-м тысячелетии до н.э. Жрецы бога Птаха – бога-творца, создателя всего сущего – в своем «Мемфисском богословском трактате» еще в ту эпоху давали объяснение сущности государства и власти – как результата установления общественного порядка и истины – Маат. Боги уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе устанавливают всеобщую гармонию Маат. Подобно богам, и фараон должен стремиться «утвердить Маат на месте беспорядка». Понятие Маат становится центральным в египетской политической мысли и этике и понимается именно как правопорядок и справедливость, а боги и фараоны – как законодатели. Одно из древнейших поучений жрецов – «Премудрость Птаххотепа» - провозглашает Маат принципом всего сущего и в т.ч. отношений между людьми. Позднее жрецы стали все чаще размышлять над возможностью великого бедствия, конца света, когда все перевернется, и порядок исчезнет («Речения Ипусера», поучение жреца Анху и др.). Следующий шаг – «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», где фараон акцентирует внимание на нравственных основах власти: беспощадно карая мятежников, награждать за заслуги и не наказывать несправедливо.
В Индии политическая мысль зародилась в глубокой древности, долго развивалась в накатанной колее и в конце XIX-XX вв. пережила серьезный всплеск, но скорее в тесной переплетенности с философией. Тексты Вед (II-I тысячелетие до н.э.), особенно «Ригведа», устанавливают деление общества на варны, введенное самим богом Брахмой-творцом. Эти идеи опровергал буддизм (I тысячелетие до н.э.). К концу XIX – началу XX вв. относятся религиозно-социологические идеи индуистов Рамакришны, Вивекананды и Ауробиндо Гхоша, а также мусульманина Мухаммада Игбала, «духовного отца» Пакистана (идея «исламского государства» в либеральном духе). Но индийская политическая мысль почти не отделяется от философии и социологии.
Китай, в отличие от Индии, как раз очень интересовался политическими вопросами, устройством государства. В VI – V вв. до н.э. в эпоху интенсивных дискуссий мудрецов возникли философские и общественно-политические школы, существующие и до сих пор либо оказавшие влияние на развитие китайской политической мысли. Это прежде всего конфуцианство, даосизм, моизм и легизм (фацзя). Конфуций (Кун-цзы, 555–479 до н.э.) и его последователи говорили, что структура общества, как и устройство мира, вечна и неизменна, и каждый по воле неба занимает в ней свое место. Люди поделены небом на «управляющих» («благородных мужей»), способных к нравственному самоусовершенствованию, и «управляемых» («низкий, презренный люд»), аморальный по природе, которому предписано заниматься физическим трудом и кормить «благородных». «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын – сыном». Воля Неба реализуется через «гуманное правление» высоконравственного государя. Если государь отходит от заветов древних правителей, небо меняет свою волю (концепция Гэмин – идея Мэнцзы, конфуцианца), и тогда подданные свергают государя. При этом Мэнцзы говорил: «Как на небе не может быть 2 солнц, так и у народа не может быть 2 государей». Другой конфуцианец, Сюньцзы, выдвинул идею ритуала как высшей формы различий между верхами и низами. Он объявлял господство одних над другими извечным состоянием общества и считал, что натура людей изначально зла, и неравенство коренится в самой природе человека. Даосы (Лао-цзы и его ученики) резко порицали социальный гнет (в отличие от конфуцианцев), осуждали войны, богатство знати, жесткость властей, проповедовали пассивный процесс как принцип жизни, следование дао-естественному ходу вещей. Даос Чжуанцзы отстаивал природное равенство людей, отрицал деление на «благородных» и «ничтожных». Моисты (последователи Мо Ди) также выступали против власти и элиты, выдвигали программу переустройства общества на основе принципа «всеобщей любви и взаимной пользы», требовали отменить наследование должностей и рангов и предлагали формировать аппарат управления, выдвигая мудрых людей из народа. При этом они осуждали бедность (от лени) и провозглашали богатство добродетелью. Мо Ди выдвинул доктрину равенства государств как основу мирных межгосударственных отношений. Он требовал прекращения войн, которые считал нарушением воли неба, но при этом оправдывал оборонительные войны. Легисты (Шан Ян) подчинили все задачам государственного устройства, требовали введения единых, обязательных для всех законов, защищающих собственность и единоличную власть правителя. Малейшее нарушение закона должно караться. «В строгой семье не бывает строптивых рабов». Эти идеи подготовили базу имперской государственности, но основой китайской государственной идеологии стало конфуцианство.
В исламе основной политической идеей, заложенной в Коране и развивавшейся улемами-богословами, стала идея «дар-аль-ислам» (территория ислама), противопоставленная понятию «дар-аль-харб» (обитель войны), которую нужно превратить в «дар-аль-ислам» посредством «джихада» (священной войны). Ислам не делит людей на народы, признавая три статуса человека (правоверный, покровительствуемый и многобожник). Все мусульмане объединяются в общину («умма»). Идеальная форма государственного устройства мыслится в суннитской теории как эгалитарная светская теократия (все равны перед законом Аллаха; нет церкви как института; вся власть принадлежит Аллаху – законодательная через Коран, исполнительная через халифа). Позднее возникли: шиизм (культ авторитета имама и аятолл), хариджитская школа (равенство всех членов уммы), исмаилизм (воплощение Аллаха в вожде), ваххабизм (очищение ислама от новшеств) и т.д.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 213;