ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ МНОГО ТЕОРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ? 10 глава


Думаю, что психологический вариант теории относительности состоит в том, что он (в любой его конкретизации) позволяет человеку усилить внимание к наличию у себя Я, к выраженности его качеств, к функциям Я, одной из которых, уже многократно упоминавшейся мной, является фиксация индивидуальности психической реальности. Тема относительности позволяет задействовать естественные для человека "эгоистические" мотивы самоактуализации, которые проявятся в ситуации, если она создана психологом как ситуация решения задачи, где целью является Я человека. Такая задача создается с того момента, когда психолог начинает слышать этого человека (не слушать, а слышать, т. е. будет готов войти в контекст его текста). Чем больше у другого человека необходимость в процессе общения строить Я-высказывания, тем больше будет присутствовать тема относительности. Хотелось подчеркнуть, что тем большей у человека будет возможность пережить присутствие своего Я и его функций. Иногда ситуация общения выглядит так: говорящий все время пытается обесценить того, кто вы-

звал его разочарование, и жизнь вообще, он не хочет и не может сказать "Я", тогда психологу, думаю, следует создать новый текст с Я-высказываниями, которые станут завершением незаконченных предложений. Вот несколько примеров:

· если я...;

· мне необходимо...;

· я намерен...;

· я никогда не думал...;

· все мои чувства подчинены... и т. п.

Степень сложности предложений и их содержательно-сюжетная сторона определяются конкретной ситуацией консультирования. Так, можно сделать для человека очень много. Скажу об этом словами одного из моих клиентов: "Никогда не думал, что я, которого без конца называли эгоистом, не смогу без вашей помощи заговорить своим языком!"

Разочарованного ребенка надо обязательно убеждать в существующих у него возможностях, в его настоящих силах, искать вместе с ним и для него его дело. Без социального работника или социального педагога в этом случае не обойтись, и надо очень хорошо знать (а по возможности и создать) социальные условия, где это дело может состояться.

Это все о боли, вызываемой другим человеком. Тема эта бесконечна, но об этом уже говорили многие, поэтому приведу только несколько уже известных миру строк из Хуана Рамона Хименеса:

УТРАТА

Бесконечна ночь утраты и

темна стезя.

Умирающий уходит -

и вернуть нельзя.

 

Он все дальше от надежды на

пути своем. Но несбыточней надежда

умереть вдвоем.

 

И не легче пригвожденным

к одному кресту.

Все равно уходит каждый

на свою звезду.

1 Сабурова И. Счастливое зеркало. - Мюнхен, 1966. - С. 153.

1 Даль В.И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. - СПб., 1997.

§ 3. ПСИХОЛОГ КАК ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК

В психологической и психотерапевтической литературе встречается очень много исследовательских и аналитических работ, которые посвящены восприятию клиентом психолога или

психотерапевта. Перечень этих работ составил бы большую книгу. Объясняется это, скорее всего, следующими обстоятельствами:

психолог выступает как средство своей профессиональной деятельности - он, его психика с необходимостью становятся предметом его осознания и, если хотите, оценки их качества - возможности воздействовать на другого человека;

переживания психолога в ситуации воздействия на другого человека всегда связаны с чувством власти - она необходимость и искушение работать с людьми. Какую бы гуманистическую позицию ни занимал психолог, он может и должен определять течение взаимодействия с другим человеком; он может и должен брать ответственность на себя. Искушение властью - сильное чувство, хотя оно редко обсуждается в психологической литературе.

Эффективность работы психолога не всегда бывает очевидной, и поиски им критериев воздействия на другого человека неизбежно приводят к анализу отношений с ним в ситуации профессиональной работы;

свои средства и способы воздействия на другого человека психолог не всегда осознает и, естественно, подвергается риску эмоционального истощения и выгорания, что не может сказаться на эффективности его работы и возможности ее анализа.

В качестве аргументов можно было бы привести и естественный интерес отечественных психологов к становлению своей профессии в общественном и профессиональном самосознании, желание осмыслить обозначение в системе профессиональных отношений с другими людьми, оказывающими воздействие на другого человека. В известном смысле это и реакция на потенциальную возможность осуществлять воздействие на другого человека без всяких рефлексивных оснований - только с целью проявления своей силы (силы личности, если хотите), что делает работу психолога сферой искусства - всегда магической и актуальной для тех, кто склонен к таким видам деятельности. Недаром среди абитуриентов психологических факультетов очень много молодых людей, которые представляют работу психолога как мага, легко решающего проблемы жизни другого человека. Как тут не вспомнить про бревно в чужом глазу..., а дальше по этой же пословице.

Мне представляется необходимым и целесообразным обсуждать следующие аспекты отношений психолога и другого человека: 1) ожидания клиента от встречи с психологом; 2) восприятие психологом себя в ситуации профессиональной деятельности. В обоих аспектах важнейшим представляется то содержание, которое связано с концепцией другого человека и ее реализацией в этой ситуации, а также содержание Я-концепции каждого из участников взаимодействия после профессионального воздействия.

Ожидания клиента от встречи с психологом определяются уровнем боли, с которой человек приходит. Все варианты социальных стереотипов профессии, возможность их использования в этой ситуации зависят от глубины его переживаний. В предельном случае боль может быть такой силы, что человек вообще не прореагирует на личностные особенности психолога, на выраженность его индивидуальных качеств и другие проявления его индивидуальной жизни, важно будет только одно качество - он другой человек, который готов слушать.

Уровень боли определяет и возможности клиента оценить воздействие психолога как другого человека. С очевидностью этой ситуации нельзя не согласиться. Известно много фактов, когда клиенты не помнят точных имен, фамилий и отчеств психологов, работавших с ними, но не забыли своих собственных переживаний, которые были в то время. Думаю, что в реальной ситуации встречи с клиентом надо прямо или косвенно (по форме вопроса) спросить клиента о его ожиданиях. Ответ позволит психологу сориентироваться в уровне боли человека и оценить свои возможности, оказать воздействие на этого человека, т. е. уточнить (уточнять, создавать) предмет взаимодействия с этим человеком как качества его психической реальности, требующие восстановления для осуществления логики его индивидуальной жизни.

О восприятии психологом себя в ситуации профессиональной деятельности хотелось бы поговорить, выделяя ее важнейший, на мой взгляд, аспект - осознание психологом средств, способов и целей воздействия на другого человека.

Об этом и поговорим подробнее. Нам придется вернуться к понятию "воздействие", которое мы уже пытались обсуждать ранее. В обсуждаемом контексте психологу важно при использовании этого понятия в анализе своей деятельности выделять следующие его составляющие: содержание воздействия (что это такое), как можно и нужно оказывать воздействие; как можно понять, что происходит с другим человеком, когда на него оказывают воздействие; что происходит с самим воздействующим человеком.

Для удобства изложения я постараюсь выделить типы воздействия и возможные варианты их понимания. Рассмотрим воздействие с двух точек зрения:

1) точка зрения наблюдателя. Воздействие с этой точки зрения выглядит как преобразование активности одного человека под влиянием другого. Мы можем говорить о типах, видах, степени влияния, влияние при этом бывает прямым (один человек своим присутствием оказывает влияние на активность другого) и косвенным (опосредованное образом человека или его портретом). Воздействие оказывается на активность человека - самую глобальную его характеристику как живого существа - всегда интенционального, направленного в этой активности. Воздействие на

человека, как и на другие живые существа, меняет характеристики активности, т. е. ее организации, достаточно в этом отношении вспомнить работы К.Лоренца, свидетельствующие, что поведение животных изменяется в присутствии других животных.

Существенно то, что в присутствии другого меняется активность, это важное проявление воздействия, которое можно зафиксировать с точки зрения наблюдателя;

2) точка зрения клиента. Это точка зрения того, на кого оказывается воздействие. В результате воздействия в переживаниях человека возникают феномены сопротивления, о которых уже написано в предыдущих главах. Феноменологический анализ сопротивления показывает, что оно всегда связано с выделением факта воздействия на другого человека. Мне представляется важным, что переживание воздействия оценивается в категориях сопротивления (осознанного или неосознанного человеком). Осознанное, когда человек буквально вопит: "Не учите меня жить!", и скрытое сопротивление, когда бессознательно выбираются те модели поведения, которые дают возможность пережить оказываемое воздействие (например, ложь, забывание и т. п.).

Обобщая, все вышесказанное можно определить как изменение в активности человека, которое переживается им в присутствии другого человека в форме сопротивления этому другому.

В контексте данного переживания актуализируются интенциональные характеристики активности человека, он получает возможность осознать содержание своих интенций ("Я хочу...") и пережить свои новые качества.

Какие воздействия может оказать психолог, какие воздействия оказывают друг на друга люди, когда они это делают? Речь пойдет о некоторых типах воздействия. Их необходимо выделить, чтобы определить место воздействия ситуации психологического консультирования.

Первый вид воздействия, о котором хотелось бы поговорить, -это воздействие на физическое тело человека: воздействие взглядом, прикосновением. К сожалению, мне встретилось очень мало работ отечественных психологов, посвященных этой теме.

Мне кажется очень удачной работа И. Фридман1, которая позволяет подойти к проблеме воздействия на физическое тело ребенка с позиций, которые реализуются в психологическом консультировании, - с позиций целенаправленного воздействия на другого человека. Понятие соматического типа - соматотипа человека является определяющим в понимании возможностей воздействия.

Дальше я буду говорить о возможностях физического воздействия - это все прикосновения, поглаживания, обнимания,

пожатия и другие формы воздействия, которые люди могут оказать друг на друга, а психолог (если считает целесообразным) применяет в ситуации профессионального консультирования. Сразу выскажу свое мнение по этому поводу, а потом уже о вариантах воздействия и соматотипах взрослого и детского тела. Мое мнение о необходимости воздействия на тело (детей и взрослых) сложилось под влиянием двух конкретных фактов: девочка, которую я должна была консультировать, сама подошла ко мне и обняла; когда я прижала ребенка к себе, я увидела, что ее голова буквально кишела вшами. Лобковый и головной педикулез, к несчастью, не редкость. Меня дома ждала моя маленькая семья, сын, я не хотела, чтобы он... И другой факт - девочка-подросток плакала в школьном коридоре, я работала в этой школе, подошла к ней, чтобы утешить и, назвав по имени, положила ей руку на плечо, через мгновение почувствовала боль укуса, а еще через мгновение - бесчисленные извинения, которые потом продолжались почти год. Думаю, что читатель понял сегодняшнюю мою осторожность, когда обсуждается вопрос о том, какими видами воздействия может и должен психолог осуществлять свою работу - консультировать, решая вместе с другим человеком его психологические задачи.

Я никогда не забываю, что я чужой человек всем людям, с которыми работаю, это не чуждость чужого - это дистанция к тайне, если говорить высоким стилем, к тайне души и тела человека. Очень хорошо понимаю и помню слова о том, что, прикасаясь к телу, прикасаешься к душе.

Теперь о типах детского тела, которые были выделены И. Фридман по критерию реагирования на прикосновение - воздействие. Считается, что до 17-20 лет нет оснований говорить о выраженном соматическом типе человека, описание детского тела - это описание типичной реакции, которая возникает на воздействие, думаю, что психологи увидят за этими реакциями изменения в психологическом пространстве ребенка, которые неизбежно связаны с жизнью тела, его пространственной организацией.

Знание о типе реагирования можно использовать при установлении контакта с ребенком (это важно для родителей и близких людей), а то, как и нужно ли этим знанием пользоваться психологу, решает каждый из них сам. Выделены следующие типы детского тела по их особенностям реагирования на воздействие: "кузнечик", "лисичка" и "черепашка".

"Кузнечик" - длинноногое, нескладное существо, для которого всегда есть сложности с организацией своего тела в пространстве, с координацией движений, синяки и шишки характерны для такого ребенка. На воздействие тело "кузнечика" отвечает изменениями в реактивности - оно становится более реактивным, вероятность синяков и шишек возрастает.

"Лисичка" - это очень пластичное тело, гибкое, которое практически подвержено только внутреннему напряжению, легко преобразуется в пластику. Это тело, для которого нет проблем саморегуляции, оно реагирует на любое воздействие, легко соответствует предметам в ситуации, где осуществляется активность, можно сказать, что оно самодостаточно по возможностям адаптации к меняющимся проявлениям активности.

Встречается этот тип детского тела очень редко.

"Черепашка" - это, к сожалению, достаточно часто встречающийся тип детского тела, которое как бы заковано в некоторый панцирь. Оно негибкое, ограничено в возможностях преобразования за счет собственных усилий ребенка, ему очень трудно даются многие движения, особенно крупные движения и движения, связанные с фиксацией своего тела в пространстве. Для "черепашки" тело всегда представляет трудность и его симптомом являются руки, которые ему некуда деть, так как верхняя часть тела фиксирована. Самый сложный вариант (уже патохарактерологический) - это ластообразные руки, которые некуда деть, и неизвестно, что с ними нужно (и можно) делать.

Из-за фиксированности плечевого пояса таким детям очень трудно дается письмо и рисование. Если их специально не учить, то все движения, связанные с одновременными движениями рук и туловища, для них - невероятный труд.

Что делать с этой соматической информацией? Простой пример, если "черепашку" гладят по голове, но редко (или почти никогда) не обнимают, то "черепашка" фиксируется еще больше в своем соматическом образе.

Вообще, все разговоры и наблюдения за воздействием родителей на детское тело показывают только одну печальную закономерность - воздействие на тело с целью наказать возрастает с годами ребенка, воздействие с целью ласки уменьшается с годами стремительно и бесповоротно. "Большого" (часто уже пятилетнего) почти не обнимают и не целуют. Стараются воздействовать словами или испытанным методом рывка за руку и прочими, "полагающимися" по случаю формами воздействия.

В современной психологии существует много типологий взрослого человеческого тела, я назову несколько авторов, чтобы читатель смог восстановить их в памяти: Э. Фромм, Э. Шостром, К. Юнг, Э. Кречмер, У. Шелдон, К. Леонгард, А. Е. Личко, П. Б. Ганнушкин, Р. Мэй и другие. Каждый психолог, работая длительное время с людьми, создает свою типологию, которая включает сведения из известных и знаменитых типологий и содержит его собственные обобщающие наблюдения. Когда разговариваешь об этом с коллегами, то замечаешь, что они выделяют какую-то одну группу признаков, которая кажется наиболее важной, а потом дополняют ее другими. Выстраивается как бы индивидуальный

портрет живого человека, обладающего телом, по которому можно распознать признаки психической жизни и определить виды воздействия человека на свое тело и степень принятия воздействия другого человека.

Не все впечатления от этих наблюдений легко верифицируются, такие понятия, как "типичное тело", "тренированное тело", "открытое тело", "закрытое тело", создают определенное представление о психической жизни человека и возможности воздействия на нее.

Пользуясь этими понятиями, можно обсуждать тело человека с ним самим, анализировать возможности воздействия и самовоздействия на тело с целью снятия психической боли - напряжения, вызванного воздействием другого человека. Известны способы воздействия на тело - это физиотерапевтические процедуры (вода, свет, воздух, запахи, движение под музыку и без музыки), но большинство людей, переживающих боль, редко находят эти формы воздействия сами, поэтому разговор о них может оказаться весьма продуктивным, а демонстрация некоторых движений, особенно дыхательных, - очень полезной для человека. Не менее содержательным может быть разговор о рассматривании (смотрении) своего тела - о том, что можно и нужно увидеть в своем теле, на своем теле. Работа человека с зеркалом всегда осложняется оценочным отношением к себе. Научиться смотреть, чтобы видеть свои сущностные характеристики, перспективу в своей собственной улыбке - это трудное искусство, которое крайне редко встречается в быту и обычно воспринимается людьми как "чудачество" психолога, но можно продемонстрировать варианты смотрения на человека, чтобы он пережил силу воздействующего взгляда - своего или чужого (взгляда психолога). Обычно это приводит к хорошим результатам - у человека возникает новое отношение к себе.

В нашей культуре пристальное внимание (разглядывание) к внешности и фигуре человека считается неприличным, несущим в себе угрозу неожиданного воздействия, особенно неприятным считается разглядывание в упор, многие люди не любят также смотреть в глаза собеседнику и сами не выносят такого взгляда -для них это ситуация, нарушающая их представления о границе возможного воздействия другого человека - границе их тела.

Возможность пережить изменение отношения к себе, которое содержат занятия со взглядом, часто делает ситуацию консультирования завершенной, так как она становится анализируемой для человека в доступных его сознанию параметрах и проявлениях их не где-то за пределами отношений с психологом, а именно здесь и теперь, как подчеркивают гештальтпсихологи.

Воздействие на тело взрослого человека, когда его тело вместе с душой переживает боль, - задача непростая. Здесь и может в полной мере проявиться профессиональная власть психолога,

когда он скажет, обосновав перед этим свое воздействие: "Сядьте ровно, дышите глубже, закройте глаза..." Искусство слушать свое тело дается тренировкой и желанием; необходимость, которая вынуждает человека подчиниться психологу в ситуации консультирования, осложняет возможности воздействия на тело, но создает саму ситуацию перераспределения активности, что бывает важно для выделения факта существования сознания и его "отраженности" в состоянии тела.

Еще один вид воздействия психолога - самый главный - это воздействие словом. Так и хочется написать с большой буквы это слово - слово. В психологической литературе столько всего написано об этом, что, кажется, не осталось неосвещенных тем, но, я думаю, одна тема сохранится вечно - это тема воздействующего и пустого слова.

Все психологи знают цитату из классики о том, что "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...,", есть и другая цитата, которая все о том же, - это А. А. Ахматова: "О, есть невозвратимые слова, кто их сказал, потратил слишком много, неистощима только синева небес и милосердье Бога". Эти поэтические строки о главном в слове, которое создает и одновременно разрушает психическое, есть основания относиться к этому как к любому качеству человеческой жизни, когда пытаешься его понять, надо его выделить, описать и постараться понять.

Когда воздействуют словом, то возникает проблема, которую я уже упоминала в самом начале текста, - проблема понимания. Мне бы хотелось задать три главных вопроса, которые имеют значение для обсуждения этой проблемы:

1) "Зачем люди произносят те или иные слова?"

Хочется, чтобы читатель услышал в этом вопросе, что он не о функциях языка или речи, не о строении речи, а об индивидуальном для каждого человека значении и звучании тех слов, которые он говорит, будет это речь или отдельное слово, письменная речь или вариант устной речи;

2) "Почему у человека существует индивидуальный стиль речи?";

3) "В чем выражается результат понимания речи?".

У речи, как у всякого явления человеческой жизни, много разных характеристик. Не менее важны для ситуации консультирования такие звуковые характеристики речи, как темп и тембр голоса, сила голоса, выраженность интонации. Все эти особенности речи можно отнести к типологическим, описать и понять в параметрах соматотипа или характера человека. Важно качество дыхания как характеристика уровня боли, которая транслируется в тексте человека - задыхается человек или говорит легко, использует только один регистр звука или разные регистры, разные тональности и т. п. Эти особенности интонирования текста позволяют психологу услышать контекст его появления, составить

более целостную характеристику индивидуальности человека - его индивидуального говорения текста.

Сегодня у психологов есть огромная возможность использовать данные смежных наук, изучающих тексты, для ответа на вопросы о его строении и назначении: философии, семантики, семиотики, теории систем, психолингвистики, филологии и других наук. Все они дают достаточно сведений, чтобы сформулировать исходные положения анализа речи как текста.

Для меня одним из важных положений является мысль А. Потебни о том, что человек произносит слова для того, чтобы обозначить ими собственное сознание. Вот эта функция слова - обозначение сознания - мне представляется чрезвычайно важной для понимания того, что происходит с людьми, взаимодействующими в ситуации психологического консультирования. Сознание человека не формируется в слове, не проявляется, а именно обозначается для него самого. По сути дела, когда мы говорим о развитии речи человека и выделяем какие-то параметры ее развития (увеличение словаря, синтаксической сложности речи, создание новых слов или новых характеристик уже известных слов), мы имеем в виду, что человек обозначает собственное сознание в его динамических, изменчивых характеристиках.

Думаю, обобщая, можно сказать, что человек говорящий - это человек, несущий свое сознание. В понимании того, что происходит, когда человек несет свое сознание, можно воспользоваться аналогией со свечой - когда несут свечу, то ее обязательно надо защищать от ветра, а собственное сознание - от воздействия всевозможных факторов, разрушающих его. Многие из этих факторов связаны с присутствием и воздействием других людей, это создает предпосылки для появления ситуации, когда человек может творить то, чего сам не понимает.

Сколько раз, например, ребенок произносит: "Прости, мамочка, больше не буду", не придавая значения содержанию слов. Сколько раз можно сказать знаменитое: "Как дела?" и совершенно не слышать при этом своего собственного вопроса и т. д.

Что происходит в ситуациях, когда человек произносит слова, не понимая их? Полагаю, что это ситуации, которые показывают возможность сопротивления индивидуального сознания Я человека. Это момент несовпадения во времени проявления сознания и Я. Форма - слово - есть, а содержания этого слова нет. Если говорить поэтическим языком И. Анненского, то это встреча с "пустыми тайнами слов".

...До конца все видеть, цепенея...

О, как этот воздух странно нов...

Знаешь, что... я думал, что больнее

Увидать пустыми тайны слов...

Психолог знает о существовании ситуаций, когда человек произносит чужие слова, заученно воспроизводит одну и ту же тему, не выражая своего отношения к ней, когда он отвечает (или говорит сам) шаблонами и т. д. Это все встреча с "пустыми тайнами слов", встреча с человеком, для которого существование его сознания как индивидуального образования не представляет ценности, в философии еще употребляется понятие отчуждения. Отчужденная речь, отчужденный текст - это текст и речь, где во времени и в пространстве психической реальности человека разделены его Я и сознание. По каким признакам можно определить, что человек произносит пустое слово? Их несколько. Перечислю самые главные:

пустое слово произносится легко, без напряжения, без Я-усилия;

пустое слово безадресно, говорящий не ориентируется на слушателя;

пустое слово не связано с контекстом (оно как бы вне контекста);

пустое слово не обладает семантической глубиной - у него практически нет подтекста, так, например, все знают, что можно произносить "правильные слова" о чести и долге и при этом обкрадывать пенсионеров и учителей, больных и бездомных;

пустое слово не производит воздействия ("Собака лает - ветер носит", "Мели Емеля - твоя неделя" и т. п.);

пустое слово не обозначает индивидуальных характеристик сознания - оно не структурирует его, а создает предпосылки для появления и существования фантомных форм сознания.

В бытовой практике общения люди, обладающие индивидуальным сознанием, легко отличают пустые слова от подлинных, не отдавая себе отчета в тех характеристиках, по которым производится оценка, часто она недифференцирована, но эмоционально насыщена и точна, что отражается в восприятии говорящего человека - пустозвон, болтун, звонарь и т. п.

Произнося пустые слова, человек показывает тот уровень Я-присутствия в ситуации, который может быть для психолога-консультанта основанием для принятия решения о средствах воздействия на этого человека.

Люди, произносящие пустые слова, практически не готовы воспринимать словесное воздействие психолога, и ему необходимо принимать решение о выборе других средств воздействия на таких клиентов. Этими средствами могут быть уже упоминавшиеся физические воздействия, воздействия на систему образов или комбинированные варианты, сочетающие разные виды воздействия. (В бытовой практике общения человека, склонного к пустым речам, обычно характеризуют как человека, который никого, кроме себя, не слышит. Это точная характеристика.)

Рассуждением о пустых словах мне хотелось показать, с одной стороны, что факт их существования ставит перед психологом вопросы о их диагностике в процессе общения с другим человеком, с другой - что это одна из ловушек профессионального общения, в которую психолог может попасть, если не будет (в силу разных причин) ориентироваться на индивидуальные характеристики своего сознания в построении общения с другим человеком. Пустое профессиональное слово психолога - это то, чего не должно быть в ситуации профессионального воздействия. Слово - средство воздействия, оно становится таковым, если работает индивидуальное сознание говорящего (психолога или педагога, юриста или журналиста). В этом случае возникает порождающее слово -антипод пустого слова.

Что это за слово и почему оно так важно для профессиональной работы психолога?

Хочу ответить на этот вопрос, начав немного издалека. В практике семейного общения есть житейское правило, которое, к сожалению, сегодня забывается, молодых родителей всегда предупреждали о том, что если они хотят воспитывать своих детей, то не должны употреблять бранных слов. Надо сдержаться только один раз и тогда не будет необходимости употреблять эти слова, но если не сдержишься, то уже не остановишься. (Это один из путей воспитания терпения.)

Только скажите один раз своему ребенку, что он гаденыш или еще кто-то, и вы уже не остановитесь. Что произойдет с сознанием человека, который произнес бранное слово? Сознание человека перестанет сопротивляться содержанию этого бранного слова, оно примет это содержание, наполнится им, и уже опосредованность отношений с другим человеком станет иного качества. Если так можно сказать, слово создало реальность "гаденыш", с которой, теперь нужно жить. Я не хочу сейчас уделять много места разговорам о том, что и как происходит в сознании людей, использующих мат, язык зоны, псевдокультурный язык для общения с собственными детьми, могу только сказать, что в любой культуре есть средства, способствующие сохранению индивидуального сознания и толкающие его к разрушению. Преобладание какого-то типа средств в реальном бытовом общении людей - это показатель той концепции жизни, которая транслируется в данной культуре. Есть много наблюдений о том, что люди, которые отказываются от индивидуального сознания (в первую очередь в его словесной форме), склонны к тому типу поведения, который стимулирует появление различных диктатур.

Те формы бытового воспитания терпения, которые существовали и существуют в нашей культуре, - это своего рода психопрофилактика, необходимая для появления у человека желания и возможности понимать и понять сознание другого человека и свое

собственное тоже, ценить его уникальность и уязвимость, его жизненное разнообразие и обусловленность присутствием другого человека. Психолог в ситуации психологического консультирования потенциально обладает большой возможностью воздействия через порождаемое им слово, хотелось бы назвать это слово "живым".



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 217;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.032 сек.