Вопрос о смысле жизни может быть поднят на разных уровнях .
Наиболее общий уровень - уровень космического смысла .
Многие религии и в том числе христианство основываются на принципе , что жизнь человека и мира это часть заранее установленного божественного плана .
Смысл жизни отдельного человека заранее предрешён богом , каждый человек должен уяснить и выполнить эту божественную волю . Но человек всегда находится в неуверенности , что он по-настоящему знает этот смысл , даже богом установленный .
Эта мысль очень хорошо выражена в таких словах : Ветвь не имеет надежды
знать смысл дерева . Человек только может предугадывать какой смысл ему
предрешён высшей силой .
Другой взгляд на космический смысл : жизнь отдельного человека – постоянное приближение к богу . И бог представляет собой совершенство и цель жизни приближение к совершенству .
Космический смысл, предлагаемый религиями, вмещает в себя очень разные
интерпретации индивидуальных смыслов , а сам доступен очень не многим .
В наше время, уровень космического смысла, думаю, доступен меньшинству. Тем не менее для людей вопросы о смысле жизни реальны и существуют попытки ответить на эти вопросы без высшей инстанции , без высшей силы .
Одним из самых величайших представителей такой нерелигиозной точки зрения на смысл жизни был Французский писатель и философ Альберт Камю. Для определения места человека в жизни он использовал термин абсурда . Он говорил , что человек это ищущее смысл существо , которое обязано жить в мире не имеющем смысла.
Камю утверждал , что мы являемся моральными существами , которые требуют , чтобы мир нам дал основания для наших моральных суждений и решений , но мир к сожалению нам этого не дает , мир равнодушен к нам и это напряжение между равнодушием и стремлением к смыслу Камю и называл условиями абсурда .
Это отчетливо видно в его повести чужой . В которой он создает портрет человека в состоянии ценностного нигилизма . Герой - Мерсо существует как бы за пределами ценностного мира . ОН повторяет постоянно - мне все равно . В другом произведении " Миф о сизифе " Камю пытается найти другой вариант личностного смысла жизни - гуманистически ориентированный. Камю говорил: "Внутри любой системы человек , вглядываясь в водоворот бессмысленности, сам способен создавать новые смыслы . Равнодушие мира к нам мы можем превзойти гордым бунтом против ситуации. " Это новый вариант понимания смысла жизни развит в его романе "Чума" , где он описал доктора который в ситуации чумы относится к жертвам чумы с любовью и глубокой симпатией , видит смысл своей жизни в помощи этим людям . Камю начав с позиции нигилизма пришел к системе личной ответственности и личного смысла
Самое важное в позиции Камю состоит в том, что человек способен создать свой смысл в жизни ,основываясь на смелости, на сопротивлении , на братской солидарности на любви ,и полностью посвятить себя его реализации . Для этого нужно погрузить себя в поток жизни . И способы погружения ,создания смысла очень разные. В дальнейшем я назову основные из них .
Перед этим я хочу процитировать В Франкла : «Предельный и окончательный смысл с необходимостью превышает и превосходит ограниченные интеллектуальные способности человека. Но вместе с этим от человека требуется не способность выдерживать абсурдность жизни , как утверждал Камю , но, скорее , умение выдерживать свою неспособность постичь ее безусловный смысл в рациональных терминах, ЛОГОС глубже чем логика».
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 304;