Франкл называет логотерапию третьей венской школой .


Первая - психоанализ, вторая - Адлер .

Все эти три школы отражают определенную эволюцию .

Фрейд говорил о принципе удовольствия который очень важен в детском возрасте .

Адлер говорил о стремлении к силе , к власти которое очень важно в подростковом возрасте.

Франкл говорил о стремлении к смыслу которое наиболее важно во взрослом возрасте .

Основу логотерапии составляют три основных принципа.

 

1. Жизнь имеет безоговорочный и безусловный смысл.

2. каждому человеку свойственно стремление к смыслу, это стремление является основной мотивирующей силой.

3. Каждый человек свободен в возможности обнаружить свой смысл .

 

Эти принципы являются ответами на вопросы, которые когда то встали перед Франклом и другими заключенными в концлагере.

Имеет ли смысл жизнь в лагере , может ли стремление к смыслу помочь выжить заключенному ? Свободен ли человек выбрать смысл в условиях лагеря ? Какой смысл страдания ?

 

Попытки дать ответ на такие вопросы есть в прозе Шаламова.

Попытка осмысления каждого момента жизни в таких условиях , будь то помощь кому то... это помогало выжить , избежать газовой камеры. При всех равных условиях стремление к смыслу разделяло жизнь и смерть. Те кто терял надежду , смысл - умирали. Те кто стремился выжить , по разным причинам : соединиться со своими родными , рассказать о том , что было или просто отомстить. Именно смысл жизни помогал им выжить. Человек даже выбирает время на которое его смысл будет действительным.

Франкл рассказывал , что перед самым освобождением по лагерю ходили слухи , что в определенный день придут американцы и освободят , и все как бы дали себе возможность жить именно до того момента. В тот день никто не пришел и не освободил , В тот день умерло очень много людей. Это показывает на сколько важна для человека надежда и смысл.

 

Франкл говорит , что в каждый момент , каждый был свободен выбрать отношение к той ситуации в которую они попали , выбрать установку к тому , что ты не можешь изменить .

Выживали люди которые вместо вопроса : Почему это случилось со мной , почему судьба столь безжалостна ко мне ? , задавали себе вопрос : Что я могу сделать даже в этих условиях ? С этого вопроса и начинается путь к смыслу и жизни в духе. Этот вопрос очень помогает в работе с неизлечимыми больными .

 

В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку , что ему нужно , и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку , что ему должно . Сегодня , не зная ни того , что ему нужно , ни того , что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том , чего же он хочет . В итоге он теряет себя , он либо хочет того же , чего и другие , либо делает то что другие хотят от него .

 

СМЫСЛ нельзя придумать , нельзя найти раз и на всегда и для всех .

СМЫСЛ - это всякий раз требование момента , конкретной ситуации , которое всегда адресовано конкретному человеку . И как неповторима каждая отдельная ситуация , так же уникален и каждый отдельный человек и его смысл .

 

Каждый день и каждый час предлагают новый смысл , и каждого человека

ожидает свой особый смысл . Однако смысл вездесущ . Нет такой ситуации ,

в которой нам бы не была предоставлена жизнью возможность найти смысл ,

и нет такого человека , для которого жизнь не держала бы наготове какое - ни будь дело . Возможность найти в жизни смысл не зависит от пола , от

интеллекта , от уровня образования , от того религиозны мы или нет .

 

Тему смысла жизни я хочу продолжить тремя цитатами из книги под названием " ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА " ВИКТОРА ФРАНКЛА .

 

"" Обращаясь к личному опыту, почерпнутому в концлагерях , я хочу выразить свою убеждённость в том , что жизнь имеет смысл и в таком случае этот смысл не зависит от её продолжительности , либо она не имеет смысла и в таком случае было бы бесцельным продолжать её .

Коротко : Если человек знает зачем , он выдержит любое как .""

 

"" В любом серьёзном деле возможность ошибки не избавляет человека от

необходимости пытаться . ""

 

"" Если я не сделаю этого - кто сделает ? И если я не сделаю этого прямо

сейчас - то когда же мне это сделать ? Но если я сделаю это только для

себя самого - то кто я ? ""

 

Логотерапия.

 

Отвечая на вопрос :" Что мы можем сделать для человека?" , мы можем ответить - помочь ему, и это очень важно.

 

В Логотерапии большое значение уделяется нахождению смысла в настоящем и потенциального смысла в будущем.

 

Логотерапия рассматривает человека в трех неразделимых измерениях:

- физическом ,

- психологическом ,

- духовном.

 

Вообще выдвижение духа как источника здоровье явилось в свое время достаточно новым в медицине, оно новое и для современной медицины . Логотерапия высказывается категорически против сведения человека только к телу и психике .

Франкл говорит , что если было бы так , то мы должны рассматривать Достоевского только как эпилептика , а Вангога как шизофреника ...

 

Введение духовного измерения позволяет нам понимать людей вообще и каждого отдельного человека в частности гораздо глубже и полнее. Эта позиция позволяет рассматривать человека как другого, а не как больного, с больной психикой...

 

 

Здесь я хочу предложить вам небольшую условную схему.

 

Духовный уровень   Формируется самим человеком, не столько задается извне , сколько формируется изнутри.
Бессознательная духовность Сознательная духовность Связь с богом с духовными сущностями всем своим существом
Психологический уровень. Формируется через обучение в широком смысле слова. Задается близкими людьми и социумом
Бессознательное Сознание Связь с обществом, людьми открыта и оформлена в речи
Физический уровень Задается изначально на уровне генов Реализуется через инстинкты, рефлексы …
Бессознательный Сознательный Связь с природой. Доречевой уровень

 

Каждый из уровней задает свои границы свободы. Каждый новый уровень позволяет расширить эти границы и превзойти ограничения и обусловленность предыдущего уровня.

 

Духовный уровень жизни позволяет превзойти ролевое поведение и как альтернативу предлагает свободный и ответственный, осознанный и аутентичный способ жизни. И один из способов выйти на этот уровень – дезидентификация.

 

Сразу стоит отметить , что уровень консультирования зависит от уровня консультанта. Если вам посчастливится и вашим консультантом будет Будда, вы в процессе взаимодействия сможете получить просветление. И это не шутка.

 

Если консультант будет свободен от влипания в разнообразные роли , только тогда он сможет помочь человеку выйти на духовный уровень. Если консультант будет привязан к какой либо роли, - все, что он может дать вам – это заменить одну роль на другую. Поэтому клиенты с которыми работают по методу Фрейда становятся фрейдизированными , а ребенок взрослый и родитель существуют в голове у тех кто хорошо знаком с Берном …

 

Целая армия консультантов имеет модель того , что они делают, и как все должно происходить. И как я уже говорил консультант должен иметь представление о техниках и технологиях , вместе с этим должен умет проскользнуть в щель между теориями и увидеть реальность, вступить в подлинный контакт с подлинным человеком.. Такой опыт бывает совершенно потрясающим для клиента и дает возможность сориентироваться в каком направлении ему двигаться. И здесь я хочу привести слова Гордона Алпорта : Пока я буду озабочен тем , чтобы быть врачом, мне необходим пациент. Как только пациент перестанет вести себя как положено пациенту, я прекращаю работать с ним, потому что он не дает мне то , в чем я нуждаюсь в роли врача.

 

Результат сознательного освобождения от ролей – осознание своей сущности и своих возможностей. Есть направления в психологии где практикуется полное освобождение от ЭГО, так называемое второе рождение, где человек проходит через фазу смерти ЭГО и затем возрождается в виде духовной сущности.

Например в индии люди, встретившись вместо «Здравствуйте» и «До свидания» говорят то , что напоминает человеку о том , что он есть в своей сути. Они говорят : «Я почитаю Атмана, который внутри тебя, я почитаю свет который внутри тебя». Это означает , что человек воспринимает в другом то место , в котором МЫ ЕСТЬ, то , что находится за пределом всех ролей и индивидуальных различий. Слово которое там произносят НАМАСТЕ.

 

До последнего времени психология и психотерапия уделяла слишком мало внимания духовной сущности человека. Как говорит Франкл : целью терапии должна быть актуализация предельных возможностей человека , реализация его латентных ценностей соответственно афоризму Гете , который может быть принят как максима психотерапии : «Если мы принимаем людей такими , какие они есть, мы делаем их хуже . Если же мы трактуем их, как если бы они были таковы, какими они должны быть , мы помогаем им стать такими , какими они способны стать». С этими словами можно спорить , но в них есть большая доля истины и один очень важный момент.

 

Часто сами психологи и обычные люди повторяют такую фразу как : Принимайте меня таким какой я есть , не вдаваясь в глубину. Зацикленность на поверхностном значении этой фразы может очень сильно мешать как самому психологу, так и его клиентам, так как делает изменение человека. Здесь важно учитывать , что в человеке таком как он есть существует потенциал , который ждет своего раскрытия и огромный спектр возможностей , требующих своей реализации.

 

Духовное измерение включает в себя такие атрибуты как :

- стремление к смыслу ,

- ориентация на жизненные цели,

- творчество и воображение,

- интуиция ,

- способность видеть себя в перспективе ( какими мы можем стать )

- способность любить,

- способность услышать голос своей совести,

- и наконец чувство юмора .

 

Духовное измерение так же включает способность человека увидеть себя со стороны , трансцендировать себя . Но иногда необходимо помочь человеку открыть в себе это и это как раз одна из целей логотерапии .

Как я уже говорил - жизнь всегда имеет безусловный смысл .

Это утверждение основано на том , что человек всегда способен найти смысл.

 

Смысл находится на трех уровнях человеческого бытия.

 

1. Уровень действия - дела . Это то , что человек может дать миру - реализация творчества в широком смысле

2. Возможность придать смысл жизни через опыт своих переживаний . В этом вопросе Франкл очень много говорит о смысле любви , как основной возможности обретения смысла посредством переживания .

3. крайняя возможность достижения смысла - возможность приобретения установки , отношения к обстоятельствам которые мы не можем изменить . Когда человеку недоступны два предыдущих способа нахождения смысла , существует возможность изменить свое отношение к непреодолимым обстоятельствам. Здесь Франкл говорит о смысле страдания и о смысле смерти.

 

Таким образом смысл может быть обнаружен в любой ситуации. Даже в страдании , а Франкл говорит , что страдание имеет смысл только тогда , когда оно неизбежно , в противном случае это мазохизм.

 

Когда страдание и смерть неизбежны , даже здесь возможно обретение смысла посредством своей позиции , отношения к страданию.

В этом смысле Фрейд реализовал принцип смысла до конца . Он был болен раком и последнее время своей жизни он испытывал ужасные страдания и при этом говорил , что его страдание это единственное , что осталось у него в этой жизни и я хочу эту жизнь прожить полностью вместе со своим страданием .

 

С другой стороны ценностное поле зрения у многих людей узкое и не достаточно острое, потому часто к психологам обращаются люди с чувством недостатка смысла жизни или с переживанием отсутствия смысла жизни . Наконец и современная жизнь подталкивает людей к переживанию бессмысленности , даже современная жизнь в таких своих глобальных проявлениях .

 

Прежде всего очень многие люди и здесь и на западе удалились от религии , многим людям свойственны религиозный нигилизм и релятивизм - человек пытается найти себе удобную религию .

 

Отсюда и распространены различные секты - это результат поиска удобной религии .

 

Другая причина потери общего смысла жизни - люди сильно отдалились от природы, люди отчуждены от окружающего мира , который рядом с нами .

 

Наконец мир труда изменился на столько , что человеку остается все больше и больше свободного времени и возникает вопрос : " Что делать со временем ?" Тем более , что из труда выталкивается творчество , многие формы труда являются автоматизированными и алгоритмизированными .

 

Все эти причины создают условия для бессмысленности жизни с глобальными проявлениями : колоссальное распространение хронического алкоголизма , наркомании , разного рода депрессий , неврозов ...

Франкл различал две стадии переживания бессмысленности :

- экзистенциальный вакуум ,

- экзистенциальный - ноогенный невроз .

 

Экзистенциальный вакуум или экз. фрустрация , как он еще называет, это часто встречающийся феномен , которому свойственны :

- скука ,

- апатия ,

- субъективное переживание пустоты жизни,

- смутное чувство неудовлетворенности .

 

Франкл описывал так называемый воскресный невроз , ... Ритм нарушается и теряется смысл настоящего - - - бутылка, газета, телевизор , помогают решить проблему со временем но не помогают найти смысл .

 

Если на ряду с такого рода переживаниями бессмысленности возникают еще и клинические симптомы , то Франкл говорит о ноогенном неврозе . Вообще при наличии экз. вакуума , есть тенденция этот вакуум заполнить симптомами .

 

Экз. невроз от других форм невроза не отличается особенной симптоматикой , он отличается основанием и контекстом в котором этот невроз возник . Кризис бессмысленности жизни отражают и некоторые формы поведения . Очень многие люди в состоянии такого кризиса не знают чем им заняться , не знают , что они должны делать и главное , что они не знают чего хотят .

Здесь есть три возможности и две опасности , как говорит Франкл .

Либо человек становится жертвой конформизма, ищет самореализацию в

толпе делая то , что делают все , либо он поддается тоталитаризму , делает то что говорят вожди .

 

Другой известный психотерапевт описывал три формы экзистенциальной болезни :

 

! - авантюризм ,

- нигилизм,

- вегетативность .

 

Авантюризм - форма жизни когда человек себя посвящает опасным, рискованным предприятиям и причина стремления к авантюрам - переживание бессмысленности жизни . Такой человек постоянно меняет

одну авантюру на другую , чтобы быть хотя бы на шаг впереди той остановки , когда придется задать себе вопрос : " что я делаю в этой жизни , для чего я это делаю и какой в этом смысл ?"

 

Часто ощущение бессмысленности приводит к компульсивной активности, человек активен , чтобы не остановится , чтобы его не настиг вопрос чем он занимается в этой жизни . например когда начинаются бурные политические события , в них приходит очень много людей, которые были очень далеки от политики и они бегают от собрания к собранию от митинга к митингу , некогда работать . проходит время и часть людей возвращается к своей работе ... Но часть людей там остается и они борются неизвестно с чем и за что . Потому что единственная цель - борьба, непонятно с чем , но главное бороться.

Это форма политического авантюризма из чувства бессмысленности .

Жил человек скучно и вдруг такая возможность появилась и ее не хочется упускать , хочется быть все время в потоке событий в борьбе.

 

Нигилизм - стремление дискредитировать любые формы активности

которые направлены на осмысление жизни у других . То есть если видят , что другой чем то занимается , то обязательно нужно ему доказать , что он ерундой занят , занят не тем . Поведение нигилиста определяется его стремлением к злому удовольствию. Он всегда скажет , что любовь н е может быть альтруистичной , что филантропия это лишь способ искупления вины , что о детской святости говорить вообще не приходится .

Нигилизм очень распространен и вообще то его даже за проблему никто не считает - называют это точкой зрения , хотя понятно, что это полная духовная инвалидность .

 

Вегетативное существование - форма болезни отражающая самую высшую ступень переживания бессмысленности , проявляется как полное погружение в апатию , в состояние когда человек перестает верить , что его работа может принести какой ни будь результат или пользу , что его жизнь имеет какую ни будь ценность для кого то .

На аффективном уровне это ужасная скука вперемешку с депрессией.

На уровне поведения - полное отсутствие селективной активности, все равно , что делать . Именно эта форма становится часто причиной алкоголизма , депрессии , тотальной пассивности .

 

В таких случаях может помочь логотерапия. Как говорил Франкл применение логотерапии может ограничиваться пятью областями .

1. Работа с людьми находящимися в ситуации экз. вакуума.

2. Работа с ноогенным неврозом .

3. Работа направленная на изменение установок типа гедонистической ( жизнь слишком коротка чтобы думать о ее смысле , ее нужно использовать для достижения удовольствий) ; фаталистической (смысла нет и не стоит его искать ) ; конформной ( смысл жизни в следовании за другими ) ; фанатичной ( уверенность , что только они знают смысл жизни и притом для всех )

4. Работа с людьми находящимися в состоянии неизбежного страдания - неизлечимые больные , старые люди , инвалиды , потеря близкого человека . ( Пример работы в доме престарелых - поэзия терапия, все занимались творчеством , писали стихи , все радовались этому творчеству и в этом обрели свой последний смысл жизни – это потрясающая идея. Как оказалось психолог даже в доме престарелых может очень многое сделать .)

5. Работа с людьми , имеющими психогенные неврозы и другие заболевания .

 

В логотерапии говорится о смысле на двух уровнях :

 

1. Крайний смысл - смысл жизни вообще ( осознание того, что в мире существует определенный порядок , одни люди называют его богом , другие историей , природой ...) Крайний смысл мы не можем достичь , не можем ни доказать , что он есть ни , что его нет , он не доказуем , его можно только пережить и это сугубо личное . Здесь важно не достижение , а стремление к нему . В терапии с этим уровнем работать не можем . Вообще ответить на этот вопрос не возможно без конкретной ситуации .

 

2. Второй уровень смысла - конкретный смысл в конкретной ситуации , это тот смысл который достижим , это смысл момента - настоящего момента моей жизни.

Согласно Франклу каждый человек проходит через нескончаемый ряд этих смыслов . Реализация смыслов моментов придает смысл всей нашей жизни. Если пациент говорит , что не видит смысла своей жизни и мы начнем с ним блуждать в лабиринтах смысла вообще это будет не помощь , ему нужно помочь найти смысл на сегодня , на сейчас . Если он осознает , что ему нужно сегодня , завтра , ему станет на много яснее , что ему нужно через год и вообще .

 

Как происходит логотерапия ? Можно выделить два основных шага:

 

1. Установить определенную дистанцию между человеком и его проблемой или симптомом , этим мы помогаем человеку осознать , что то с чем он пришел ( страх, тревога , депрессия, навязчивость ... ), это не то чем он является , а то , что он имеет . Часто проблема остается неразрешенной именно потому , что люди думают , что они такие есть ( Я депрессивный , тревожный...) Человек сейчас это имеет но может не иметь .

 

2. Помощь клиенту в изменении установок к себе и к своим обстоятельствам жизни. Прежде всего мы должны помочь человеку отказаться о обвинений кого то в своих проблемах( родители , общество , я...) Нужно помочь осознать себя не столько виновным, сколько причиной своей жизни - это принципиальная разница . Часто клиенты склонны обвинять себя , то обвинять за все ... Свою часть ответственности человек должен осознать очень четко , и перестать кого то обвинять вообще . Человек автор жизни , своих симптомов , проблем , сложностей ... Если кто то виновен в проблемах человека , то как мы можем помочь ? Мы можем менять жизнь вместе с автором , если человек осознает , что это мое творения, то с этим творением я могу что то делать , я хозяин ситуации.

 

Изменение установок очень важно . Человек в состоянии всегда брать ответственность , если он не глубоко психически болен . Да если он в психозе , то он не в состоянии . При другом понимании никак нельзя помочь человеку.

 

На жизнь взрослого человека оказывает огромное влияние то, что он испытал в детстве особенно в отношениях с матерью , в этом есть истина , но если сказать это клиенту , мы сделаем его безответственным . Знания о маме нужны психологу для лучшего понимания клиента , а не клиенту , ему же нужны четкие границы его ответственности . Важно осознать , что я могу , а могу очень многое , даже если со мной что то сделали в детстве , в моих силах очень многое изменить , по крайней мере , что то принять как

неизбежное и перестать бороться с этим . Здесь необходимо доверие к возможностям человека даже в рамках детской обусловленности .

 

Понято , что у каждого есть свой потолок , нет безграничных возможностей .

Клиент шизофрения - болен благодаря родителям, когда понял это, решил уничтожить родителей, как источник всех бед и стоило больших трудов удержать его от его идеи .



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 338;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.051 сек.