Иногда на смысл жизни мы можем смотреть через призму ГЕДОНИЗМА
- ПОИСКА УДОВОЛЬСТВИИ.
Здесь смысл жизни будет состоять в стремлении как можно в большей степени заполнить свою жизнь , погрузиться в натуральный ритм жизни , то есть искать удовольствия в самом глубоком смысле этого слова . Вот очень хорошая цитата из одного учебника по гуманистической психологии отражающая суть такого подхода :
- Жизнь это подарок , возьми его ,
разверни его , оцени его , пользуйся им ,
и радуйся ему .
Это очень старый взгляд на смысл жизни, идущий еще из Древней Греции. Согласно ему считается, что стремления человека к удовольствиям совершенно достаточно. Согласно этому строятся планы на будущее, делаются выборы... Эта точка зрения очень живуча и распространена .Живуча именно по тому , что она очень гибкая и включает другие системы. Многие люди находят смысл в любви , творчестве , работе именно потому , что все это приносит удовольствие . Даже иногда из этой точки зрения на неприятные вещи можно смотреть как на инвестиции в будущее удовольствие. В теории фрейда принцип удовольствия подчиняется принципу реальности, потому , что внутренний дискомфорт в будущем приведет к удовольствию.
Другой вариант осмысления жизни , получивший распространение в последние сто лет благодаря развитию гуманистической психологии это - САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ.
Это посвящение себя - себе . Самоактуализация - аналог термина который использовал еще Аристотель -" внутренняя законченность" Это развитие и реализация своего внутреннего потенциала , своих внутренних возможностей. Еще Аристотель говорил , что цель жизни человека достичь зрелости и реализовать все свои возможности .
Современные взгляды на самоактуализацию развил американский психолог , представитель гуманистической психологии А. Маслоу .
Согласно ему каждый человек имеет внутри себя стремление к личностному росту и целостности . Реализация этого стремления подчиняется определенной иерархии потребностей ( базовые - физиологические обеспечивающие человеку выживание , потребности в безопасности , любви , идентичности , самооценке , затем самоактуализация)
Тем самым Маслоу пытался ответить на вопросы :
- Для чего мы живем ?
- Благодаря чему мы живем ?
Мы живем благодаря тому , что внутри нас есть ценности , начиная с организмических - врожденных .
- Благодаря тому , что внутри нас есть врожденные ценности и стремления . И если мы достаточно доверяем себе и мудрости своего организма мы можем открыть эти ценности интуитивно . Этот процесс может проходить сам по себе , без помощи учителей и любых социальных структур . И общество, довольно часто, даже мешает этому процессу самореализации . Потому , что очень часто заставляет отказаться человека от своей уникальности и играть различные социальные роли .
Можно сказать , что эта концепция и иерархия потребностей оспаривается . Многие исследования опровергают ее и ее механистичность.
Естественно, это не все способы осмысления жизни , каждый может продолжить для себя . Понятно , что назвать все возможные пути осмысления жизни , кто может за это взяться ? Но стоит знать принципы, а уже конкретное приложение - личное дело каждого . Но , как видим, существуют две основных формы осмысления жизни :
- направленность на себя : поиск удовольствий и самореализация .
- направленность во вне : творчество , альтруизм , самоотверженность.
Как говорил известный философ - гуманист Мартин Бубер : Человек имеет смысл более широкий чем спасение собственной души .
Когда мы слишком концентрируем внимание на себе , это мешает настоящему осмыслению жизни . Чем более мы концентрируемся на себе, чем сильнее мы беспокоимся о самоактуализации, тем скорее смысл от нас ускользает . Концентрация на себе мешает более полному осмыслению своей жизни . Как говорит Франкл , в любви главное не свободное выражение себя, а забота о другом человеке .
Причем,здесь есть еще один момент , и очень важный .
Человек может искать , создавать и реализовывать свой личный смысл жизни . Вместе с этим он находится еще и рядом с другими людьми . Возникает вопрос : За чей счет он реализует смысл ? За счет жены , мужа , детей . Возникает вопрос :"Не отнимает ли он такую же возможность у тех людей , которые ему близки ,у тех , кто рядом с ним . И ответ на этот вопрос очень важен !
Наиболее полно концепция смысла жизни изложена в работах Австрийского психотерапевта Виктора Франкла . Являясь очень философской , она в то же время очень практична и терапевтична.
Сам Виктор Франкл выглядит живым воплощением своей теории, В свои девяносто лет он говорил , что некогда умирать , очень много не сделанного и поэтому он живет и очень активен. Жизнь его была очень сложна , с лагерями и тюрьмами и стоит лишь познакомиться с ней и в логотерапию можно просто поверить.
Например с неизлечимыми больными или старыми людьми обычная психотерапия, какие то техники совершенно не подходят , там нужно как то быть и помочь найти какое то другое основание для жизни , все еще продолжающейся жизни и логотерапия именно это дает .
Она дает принципы , а применение уже дело каждого но понимание принципов очень важно .
Вообще Франкл был учеником Адлера - другой знаменитости из вены , он был одним из немногих клиницистов медиков , которые вообще начали акцентировать внимание на значении смысла жизни для здоровья человека . Он обратил внимание на влияние отсутствия смысла жизни на психопатологию на развитие психических и соматических расстройств .
Сам термин логотерапия Франкл употребил в 20 -х годах. Первую статью Франкл напечатал в журнале Фрейда.
Для Франкла разговор об экзистенциальном отчаянии означает разговор о бессмысленности , разговор о терапии означает прежде всего разговор о приобретении смысла собственной жизни .
У нас хорошо известна книга " Человек в поисках смысла " К сожалению это сборник не самых главных статей .
Начиная выстраивать свою концепцию Франкл критикует Фрейдовский принцип гомеостаза . Согласно этому принципу организм человека постоянно стремиться удержать внутреннее равновесие. С принципом гомеостаза связан принцип удовольствия , он направлен на устранение напряжения, тревоги. В своем чистом виде принцип удовольствия действует в раннем детстве , позже включается принцип реальности , который помогает удержать , либо сублимировать стремление к удовольствию.
По мнению Франкла теория гомеостаза не может объяснить существенных аспектов человеческой жизни. ТО что нужно человеку это не только состояние удовлетворенности , не только состояние без напряжения, но скорее всего стремление и борьба за важные для себя цели. С другой стороны принцип удовольствия , как мотивирующая сила является и самоуничтожающимся принципом. Потому что , чем больше мы стремимся к удовольствию как таковому , тем скорее оно ускользает из наших рук , как горизонт. Как говорил Франкл - удовольствие может быть лишь побочным продуктом поиска смысла. Когда человек находит и реализует смысл , вот тогда он и получает удовольствие .
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 261;