О С М Ы С Л Е Ж И З Н И .
Хочу начать разговор о смысле жизни или о бессмысленности и вместе с тем о логотерапии ( Концепция В Франкла. Библиография : Человек в поисках смысла. Основы логотерапии. Психотерапия и религия.)
Психотерапия которая не только признает духовную сторону человека, но и фактически начинается с не , может быть обозначена термином ЛОГОТЕРАПИЯ . В данной связи логос будет означать духовный, смысловой, сущностный.
В. Франкл говорит о том , что человек не должен спрашивать , что он может ожидать от жизни, но, скорее. Должен понимать , что жизнь ждет чего – то от него. Это можно выразить по-другому. В конечном счете человек не должен спрашивать : В чем смысл моей жизни, но должен отдавать себе отчет в том, что он сам – и есть тот , кого спрашивают. Жизнь ставит перед ним проблемы, именно он должен со всей ответственностью отвечать на эти вопросы : и отвечать он может только ответственностью за свою жизнь. Ответ на вопросы , которые задает жизнь есть всегда ответ в деле . Только действуя , можно по настоящему ответить на вопросы жизни - результатом ответа на них является ОТВЕТ–ственность нашего существования.
Далее я хочу предложить короткую цитату:
" Представим себе группу слабоумных, занятых работой . Они в поле носят
кирпичи . Когда одни относят кирпичи в одну сторону , другие несут их обратно . Это продолжается без остановки и этим они заняты годами .
Один из них останавливается и спрашивает себя о том, какая цель и смысл
этого ношения кирпичей . Он больше уже не может не думать о том , чем
занимается . Я являюсь этим слабоумным , который рассуждает какого черта
он носит эти кирпичи . "
Эта последняя запись самоубийцы , после которой он покончил с жизнью .
Эта цитата может послужить введением в тему бессмысленности или смысла
жизни . Эта тема действительно вопрос жизни и смерти .
Его мы ставим перед собой в разные моменты жизни и в разных формах .
- Какой смысл жизни вообще ?
- Какой смысл моей конкретной жизни ?
- Почему мы живем , почему я живу ?
- Почему и зачем я пришел в этот мир ?
- Если я умру, то какой смысл что ни будь делать ?
Таких вопросов, спрашивающих об одном - о смысле существования, можно
поставить десятки .
В литературе существуют прекрасные попытки ответить на этот вопрос .
Один из таких хороших примеров - исповедь Льва Толстого .
Ход мыслей самого Толстого созвучен с ходом мыслей очень многих людей .
И тем не менее я хочу предложить вам цитату из исповеди , где он ставит все те вопросы о которых я буду говорить .
"" Пять лет тому назад со мною начало происходить что - то странное : в некоторые моменты я начал ощущать остановку жизни , не знал как мне жить ,
что делать и в растерянности я впадал в отчаяние . Но это проходило и я
дальше жил по - старому . Эти минуты начали повторяться всё чаще и чаще в
том же виде . И эти остановки всегда представали передо мною одинаковыми
вопросами : почему , для чего , а что потом .
Сначала мне казалось , что это бессмысленные, ненужные вопросы .
Мне казалось , что все это ясно , всё это понятно , что когда я захочу заняться их решением это мне ничего не будет стоить . Просто сейчас у меня
нет времени этим заниматься , а когда я захочу я найду ответы .
Но все чаще и чаще начали повторяться вопросы , всё больше и больше нужны были ответы . И как точки, падающие в одно место, эти вопросы без ответов стали одним черным пятном .
Случилось то , что случается с каждым заболевшим смертельной внутренней болезнью . Сначала показываются слабые признаки недомогания, на которые он не обращает внимания . Потом эти признаки повторяются все чаще и чаще , пока они не сливаются в одно непрерывное во времени страдание . Страдание увеличивается и больной, не успев разобраться , понимает - то , что он считал недомоганием , это самое главное в жизни - смерть .
Это случилось и со мной . Я понял, что это не случайные недомогания, а что
- то очень важное . Если повторяются одни и те же вопросы - надо на них
отвечать . Я попытался ответить . Вопросы казались глупыми , простыми ,
детскими . Но только я попытался их сдвинуть и решить , как тут же
удостоверился что, во-первых, это не детские и не глупые вопросы , а самые
важные и самые глубокие вопросы в жизни , и , во - вторых , что я не могу их
решить . ""
Вот так Толстой пришёл к выводу о бессмысленности жизни и самоубийстве.
Самоубийство для него было одним из способов решения этой проблемы .
Он говорил : " Мысль о самоубийстве пришла ко мне так же естественно, как
раньше приходили мысли об улучшении жизни . Эта мысль была настолько
соблазнительной, что я должен был использовать разные хитрости против себя, чтобы тут же не реализовать эту мысль. Я не хотел спешить только потому, что хотел использовать все возможности и приложить все усилия чтобы выпутаться Если не выпутаюсь , то всегда успею , я говорил себе . Я сам не знал чего я хочу . Я боялся жизни , бежал от нее , и в то же время на что то надеялся " .
Исповедь Льва Николаевича - очень сильное и глубокое описание состояния
бессмысленности существования и подходов к решению этой проблемы .
Один из вариантов - уход из жизни , который часто используется якобы , как
решение этой проблемы .
Переживание бессмысленности как клинический синдром описывали очень многие психологи - Карл Юнг говорил , что отсутствие смысла жизни выполняет существенную роль в происхождении невроза, невроз по сути и может быть понят как страдание души не открывшей своего смысла. Около трети его пациентов страдали не от клинически определяемого невроза а от бессмысленности жизни. Очень похоже говорил В Франкл - около 20 процентов больных неврозом можно причислить к категории ноогенных неврозов - неврозов от отсутствия смысла жизни. Кризис бессмысленности жизни еще не оформившийся в симптомы встречается еще чаще - 50 - 60 %%.
Отсутствие смысла жизни является высшим экзистенциальным кризисом, а самоубийство высшим пределом человеческого страдания.
Страдание является очень важной частью жизни . Многие люди хотят из своей жизни устранить все негативные переживания : тревогу , отчаяние , все
трагические аспекты жизни .
НО! Очень важно понять что значит страдание для человека в самом широком смысле слова . В жизни мы обычно идем от страдания к приятному , но страдание дает очень много . Часто именно страдание заставляет нас меняться , менять свою жизнь , искать её смысл . Ведь именно там , где мы беспомощны и лишены надежды , будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны , ощущаем необходимость измениться самим . И никто не описал это точнее чем Джорж Бэкон , который попал в Освенцим еще ребенком . Бэкон спрашивает себя в чём мог заключаться смысл тех лет которые он провел в концлагере .
Он говорит : " Подростком я думал , что расскажу миру , что я видел в Освенциме , в надежде , что мир станет однажды другим . Однако мир не стал
другим , и мир не хотел слышать об Освенциме . Лишь гораздо позже я
действительно понял , в чём смысл страдания . Страдание которого нельзя
избежать имеет смысл, только в том случае, если ты сам становишься другим."
Самоубийство в таких случаях - апогей бессмысленности жизни , отказ от попыток прожить её , реализовать свои возможности .
Конечно , самоубийство - это ужасно . Но , сам символ самоубийства для
многих людей очень важен .
Ницше как то сказал , что мысль о самоубийстве спасла много жизней и изме-
нила много судеб .
Невозможно серьёзно смотреть на свою жизнь , без понимания того , что во
мне есть сила решить жить мне или умереть . Это понимание очень важно
для человека . Ведь именно смерть создаёт абсолютную значимость настоящему моменту .
Один знакомый человек сказал, на мой взгляд, абсолютно гениальные слова :
- Я знаю точно две вещи . Первая - наступит день когда я умру .
Вторая - сегодня я жив .
И остаётся лишь один вопрос , что я хочу делать ,
что я делаю и что я буду делать между двумя этими точками ?
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 299;