Вообще существуют четыре базовых вопроса.
- свобода,
- изоляция,
- бессмысленность,
- Смерть
Встреча человека с этими данностями и составляет суть динамического экзис-
тенциального конфликта .
Дальнейший наш разговор будет развиваться именно в этом порядке
Свобода.
Вообще о свободе мы привыкли говорить исключительно позитивно. Свобода , как нечто желаемое , к чему мы стремимся .
Если посмотреть суть этого понятия , то свобода это отсутствие внешней
Структуры и определенности , человек должен принести структуру в мир и в
этом смысле существует другая сторона свободы, заключающаяся в том , что
перед нами ничего нет , это мы должны создать ту структуру которую мы пре-
дадим своей жизни. И конфликт в отсутствии этой заранее предопределенной
структуры и желании чтобы все было структурировано и имело свои основания .
Поэтому, если по-другому посмотреть на свободу , мы увидим ответственность за ту жизнь, которую мы создаем и для большинства людей свобода это суровое испытание . И как говорил Фромм человек обречен на свободу и он бежит от свободы.
Говоря о свободе я хочу вкратце упомянут концепцию Мартина Бубера известного еврейского философа. Бубер говорил, что сегодня у человека есть все возможности сделать шаг к свободе. Человек может жить на двух уровнях :
n Уровень вещей – мир ОНО, мир объектов познания и использования , на котором безгранично господствует причинность и обусловленность основополагающая для научного упорядочения мира. Мир ОНО обладает связанностью в пространстве и времени
n Мир отношений где Я и Ты свободно пред – стоят друг другу во взаимодействии не опосредованные опытом , открытые и доступные в своей целостности и неделимости. Здесь человеку дается ручательство его свободы, свободы человеческого существа как такового. Лишь тот кто постиг отношение и знает присутствие ТЫ, способен на то чтобы решиться открыться миру во всей своей целостности. Тот кто решается, свободен , ибо он встал перед лицом бога. Мир ты не имеет связанности в пространстве и времени, отдельное ты должно стать ОНО когда отношения исчерпаны.
Согласно Буберу свобода и судьба вверены друг другу. Только тот встречается с судьбой, кто претворил в действительность свободу. Свобода и судьба объемля друг друга , образуя смысл. И единственное что может стать для человека роком, - это вера в рок , она подавляет движение к свободе.
Часто человек уходит в мир ОНО где все подтверждено опытом и зафиксировано в причинности – это и есть бегство от свободы.
В мире ТЫ , мире отношений встречи не складываются в упорядоченный мир, каждая встреча знак мирового порядка. Относительно такого мира ты не можешь прийти к пониманию с другими, с ним ты один на один, он не помогает тебе удержаться в жизни, он лишь помогает обрести предчувствие вечности. Этот мир оставляет после себя больше вопросов, чем ответов, такой мир угрожает нашему покою и безопасности , но одновременно с этим он ничем не заменим. Это мир чистого настоящего в котором невозможно жить постоянно. Но можно жить в чистом прошлом, собственно, только в нем и возможно устроение жизни. Надо заполнить каждое мгновение опытом и использованием, и оно перестает жечь. Человек не может жить без мира ОНО. НО тот кто живет лишь с ОНО тот не человек.
Возвращаясь к свободе как таковой важно учитывать , что существуют два вектора свободы :
- свобода от.
- Свобода для.
СВОБОДА означает свободу относительно трех вещей :
1. Инстинктов.
2. Врожденных диспозиций .
3. Среды.
Говорить о свободе человека мы можем только тогда, когда он противопоставляет себя ограничениям природы, когда он перестает слепо и покорно подчиняться ограничениям , налагаемым биологическими (раса), социальными (Класс, общественное устройство…)или психологическими (темперамент, характерологический тип) факторами ,- только тогда его можно оценивать с точки зрения морали.
Смысл понятия свобода появляется или пропадает в зависимости от нашей веры в подлинную способность человека не просто принимать вышеупомянутые ограничения, но вместо этого рассматривать их как вызов ему самому формировать свою судьбу и свою жизнь. Стоит отметить , что свобода тесно связана с таким понятием как привязанность (Привязанность к людям , вещам, мыслям , эмоциям, желаниям …) Практически все религии оперируют термином – свобода, освобождение итд. Акцентируя свое внимание на разных аспектах и уровнях . И любой духовный и религиозный путь фактически путь к свободе.(Четыре истины Будды)
Вместе с этим другая неотделимая сторона свободы – ответственность. По большому счету человек никогда не может до конца ответить на вопрос правильно ли я поступаю , абсолютных критериев нет. Единственное, что человек может сделать - это признать что он сделал выбор , это его собственное решение, это он действует , а это и есть ответственность.
Понятие ответственности очень хорошо иллюстрируется старой индейской
сказкой.
« Жил некогда молодой человек – очень бедный индеец. Он жил в большом городе, и окружали его только белые люди. У него не было ни дома, ни родных, ни друзей. Он пришел в город за счастьем, но нашел лишь нищету и боль. Время от времени он , работая как мул, добывал несколько монет на кусок хлеба. Если бы не это , ему пришлось бы просить милостыню, или воровать.
Однажды молодой человек отправился на рынок. Бредя как в тумане, он диким взглядом рассматривал изобилие прекрасных товаров. Он был в таком шоке, что не видел, куда идет, и в конце концов, налетев на стоявшие корзины , свалился на какого - то старика.
Старик нес четыре большущих кувшина и только что остановился и присел, чтобы перекусить.. Парень разозлился и обругал старика за то , что тот расселся у него на дороге. Кувшины старика опрокинулись и покатились. Увидев это молодой человек решил , что на сегодня ему удалось найти для себя пропитание.
Он помог старику и взялся нести тяжелые кувшины. Старик сказал , что идет домой в горы и молодой человек настоял на том , чтобы сопровождать его хотя бы часть пути. Старик повернул в горы и по дороге накормил молодого человека, отдав ему часть купленных на рынке продуктов. Молодой человек набил брюхо под самую завязку и почувствовав , что сыт, начал замечать на сколько тяжелы сосуды, которые он нес. Он покрепче прижал их к себе.
Молодой человек спросил у старика: что у тебя в этих кувшинах? Старик не ответил, но сказал , что собирается показать молодому человеку друга, который развеет его горести , даст ему совет и научит мудрости необходимой для того , чтобы разобраться в неисповедимых путях этого мира.
После этого старик призвал к себе оленя . Ничего красивее этого оленя молодому человеку в своей жизни видеть не доводилось. Олень был на столько ручным, что подошел совсем близко и бродил вокруг. Он сиял и переливался всеми цветами радуги. Молодой человек был на столько очарован, что тут же догадался , что это волшебный олень. Старик сказал , что если молодой человек хочет , чтобы олень стал его другом и подарил ему свою мудрость, он должен всего на всего отказаться от кувшинов.
Все мелочные желания и страсти молодого человека всколыхнулись в ответ на это предложение. Молодой человек спросил: Так что же, все-таки в твоих кувшинах. Старик искренне ответил, что в кувшинах пища.
Разумеется. молодой человек не поверил ни единому слову старика. Он прикинул, что старик наверняка колдун . И если за свои кувшины он готов отдать волшебного оленя , то какое невероятное могущество, какую фантастическую силу они должны содержать. Молодой человек заявил, что он выбирает кувшины.
Молодой человек схватил кувшины и убежал. Забрался в укромное место и там их открыл. В кувшинах оказались только пища и вода, молодой человек в припадке гнева сбросил их с высокой скалы на камни.
Юноша догнал старика и высказал ему всю свою злость и обиду , но тот ответил : «Ты сам не знаешь чего ищешь , ты не знаешь что такое волшебство , по этому не можешь судить нашел ты его или нет. Ты не принял на себя ответственности за свое решение, по этому так разозлился из - за своего просчета. Если бы твое решение было осознанным, и если бы ты готов был за него ответить, ты оставил бы еду, что была в кувшинах себе и был бы этим более чем доволен. А может тебе даже удалось бы понять, что эта еда тоже была волшебной ».
Продолжая разговор об ответственности необходимо отметить , что лишь целостный человек может быть до конца ответственным. И вообще понятие ответственность надо вернуть из сферы этики, из свободно парящего в воздухе долженствования в сферу живой жизни. Подлинная ответственность есть лишь там, где действительная возможность ответа.
Ответа на что?
Ответа на то, что с человеком случается , что он видит слышит , чувствует, встречает в своей жизни Ответа на каждый конкретный миг с его содержанием мира и судьбы. И часто нужен весь аппарат нашей цивилизации чтобы отвлечь внимание человека от голоса мира, голоса души и бога на который необходимо ответить. Ответ это не только слова, мы отвечаем действием , свершением или отказом от него и есть такие вопросы , ответом на которые может быть только целая жизнь.
Но может случиться , что мы пытаемся ответить , начинаем лепетать, ибо для ясной артикуляции нам порой не хватает душевных сил, но этот лепет – достойная попытка. Ответственность это ответ на ситуацию с которой мы именно теперь столкнулись, которая не была нам известна и не могла быть известна, потому, что подобной ей никогда не было. Именно по этому невозможно ответить за другого и нет стандартных ответов ни в морали ни в нравственности , ни то ни другое не поможет в ответственности. И пока человек занят внутренними конфликтами и борьбой , не субъекта ответственности. Только так в верности себе и мгновению , мы узнаем жизнь, которая есть нечто другое , чем сумма мгновений. По сути ответственность есть подлинный диалог с человеком, миром, богом. Этот диалог нельзя задать заранее, ответственность не обязанность, а возможность.
Говоря о свободе, невозможно обойти такие аспекты человеческого бытия как решение и воля. Коснемся оба этих аспекта. Осознание реальности приводит к принятию решений . Это органическое единство иллюстрируется японской пословицей – «Знать и не действовать – значит не знать самого главного».
Отто Ранк , сподвижник Фрейда один из первых ввел волю в психологическую теорию и практику(«Терапия воли» Л.)
Для экзистенциалистов воля связана с желанием и направлена на будущее – воля – орган будущего . Любая терапия в большей своей части направлена на волю , которую часто необходимо освободить , либо трансформировать.
Отто Ранк выделял три стадии развития воли :
1. Врожденная воля – связана с тем , что необходимо делать.
2. Позитивная воля – связана с желанием соответствовать тому , что должно делать.
3. Творческая воля – связана с желанием и проистекающим из него намерением.
Те кто имеет дело с религиозными духовными или мистическими практиками вероятно захотят прибавить четвертый уровень – духовной воли. Это тот уровень когда воля человека сливается с волей Бога и становится намерением формирующим жизнь человека и мир вокруг него.
Очень часто родители подавляют волю своих детей и она остается на первой или второй стадии , появляется воля связанная с чувством вины , чувством жалости , подавленными эмоциями … Формируется невротическая воля.
Ролло Мей в свою очередь внес в волю желание . Без желания невозможно глубокое осознание действительности . Желание это потенциальность , с помощью желания мы проецируем себя в будущее. Желание всегда связано со смыслом и очень индивидуализировано. Четвертый уровень воли который я рискнул выделить , трансцендентен желанию.
Желание придает воле богатство, игривость. Воля придает желанию жизненность , серьезность.
Помочь человеку узнать чего он действительно хочет – половина психотерапии.
Следующий шаг после осознания своих желаний - принятие решения. На этом этапе часто люди оступаются изобретая различные способы избегания принятия решений :
1. Откладывание на завтра – постоянно в процессе приготовления.
2. Концентрация на страхе от свободы.
3. Передать право решать другому человеку или группе людей (тоталитаризм).
4. Своим поведением подходить к решению, не беря за него ответственность.
5. Бросание монет.
6. Опора на внешние правила и нормы.
Задача психолога помочь человеку справиться со страхом , помочь осознать свои желания и возможности , а так же последствия своего выбора.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 297;