Лекция 18. Творчество Тургенева 40-50х гг. Становление жанра романа. Художественное своеобразие романов И.Тургенева.
Антикрепостническую социально-обличительную сущность «Записок охотника» отметила не только современная Тургеневу критика. Министр просвещения А.Ширинский-Шихматов так охарактеризовал их императору Николаю I: «Значительная часть помещенных в книге статей имеет решительное направление к унижению помещиков, которые либо представляются в смешном и карикатурном, или чаще в предосудительном для их чести виде». Выход в свет «Записок охотника» вызвал раздражение и недовольство в официальных кругах; нужен был повод для наказания писателя. Его дал сам Тургенев, опубликовав в «Московских ведомостях» «Письмо из Петербурга», статью в связи со смертью Гоголя, которую ранее цензура не пропустила. Тургенев был арестован и отправлен на «съезжую». Два года длилась последовавшая за арестом (без суда и следствия) ссылка в Спасское-Лутовиново, и только в 1854 году Тургенев получает свободу.
К «Запискам охотника», повестям и поэмам 40-х годов примыкают своей сатирической проблематикой пьесы И.Тургенева, в которых разрабатывается тематика «натуральной школы» и принципы гоголевской драматургии. Главными темами Тургенева-драматурга была критика нравственного бессилия русского дворянства, осмеяние «буйства» возвышенных романтических чувств, которые мешают герою увидеть реальную жизнь.
В творчестве Тургенева появляется весьма популярный в 40-годы жанр одноактной комедии («Неосторожность», 1843, Безденежье», 1846, «Завтрак у предводителя», 1849), которую можно рассматривать как форму драматизированного «физиологического» очерка, построенного на приеме саморазоблачения персонажей ситуацией диалога-общения. В двухактной пьесе «Нахлебник»(1848) Тургенев продолжает разработку галереи типов в духе «натуральной школы». Герой пьесы - Василий Кузовкин - «дворянин, проживающий на хлебах». Это один из первых в русской литературе образов «шута», приживальщика, который психологически разносторонне будет разработан Ф.Достоевским. Он остро осознает несправедливость окружающего мира, но только в кризисные моменты жизни способен на протест, который, впрочем, скоро сменяется смирением. Тургенев создает первую в русской литературе психологическую драму, раскрывавшую особенности социальной психологии человека. Художественное исследование типов русской действительности в этом направлении будет продолжено писателем и в пятиактной драме «Месяц в деревне» (1850).
Комические ситуации, сатирические персонажи и диалоги есть и в романах Тургенева. В них большую роль играет лирическое начало, сатира же - изначально выражающее лирическое, но с отрицательным зарядом, - необходимый элемент повествования.
В романах Тургенева мы встречаемся с персонажами, в образах которых преобладают сатирические краски: Пандалевский и Пигасов в «Рудине» (1855), Паншин и Гедеоновский в «Дворянском гнезде» (1859), Ситников и Кукшина в «Отцах и детях»(1861), Сипягин и Калломейцев в «Нови» (1876).
Принципы сатирической характерологии вырабатываются уже в процессе работы Тургенева над первым романом «Рудин»(1855): автор рисует образ Пигасова - озлобленного помещика-глупца с претензией на острослова. В самой последовательности знакомства читателя с Пигасовым заключена важная закономерность: Тургенев начинает с характеристики внешнего облика героя, манеры его поведения, затем дает сведения о биографии Пигасова, и наконец, сталкивает этого деревенского философа в споре с Рудиным. Пустота и пошлость провинциального существования, где царит «разносторонний» Пигасов, особенно ярко проявляется в темах разговора в «салоне» Дарьи Михайловны : о трех разрядах эгоистов, о малороссийском языке, о женской логике. Поверхностность подчас метких житейских суждений доморощенного философа обнаруживается с первых же минут его разговора с Рудиным, плавно перешедшего в спор. Предметом осмеяния становится сам факт критического отношения к действительности, поскольку мотивом его оказывается желание героя выделиться, «обозначить» себя. В дальнейшем этот социально-психологический тип предстанет перед читателем в образе Евдоксии Кукшиной («Отцы и дети»).
Другой сатирический образ - образ Пандалевского- явление иного порядка, поэтому Тургенев прибегает к другим способам его разоблачения. Если для Пигасова участие в диалоге-споре и речевая характеристика становится одновременно и формой саморазоблачения персонажа, то для представления Пандалевского Тургенев использует описание манеры его поведения. Черты внешнего благородства и благообразия фиксируются автором до тех пор, пока не становится очевидной их полная противоположность внутреннему миру героя. Лицемерие Пандалевского раскрывается в тонкой иронии авторского повествования о нем. Роман собственно и начинается с эпизода встречи Александры Павловны и Пандалевского на проселочной дороге. Александра Павловна еще не видела его, а «он уже давно улыбался ей», «выступал маленькими шажками, ведя её под руку», а проводив, «убрал с лица улыбку, почти суровое выражение лица появилось у него, даже походка Константина Диомидовича изменилась: он теперь и шагал шире и наступал тяжелее».
В сатирических образах Ситникова и Кукшиной Тургенев обращается к использованию приема постепенного, концентрического раскрытия характеров. Особенно ярко проявляется его функция в главе, посвященной описанию визита Базарова и Аркадия к Кукшиной. Автор «ведет» читателя по улице губернского города, постепенно приближаясь к дому героини, построенному «на московский манер», где проживает эмансипированная дама. Глаз фиксирует важные детали, проникнутые авторской иронией: «криво прибитую визитную карточку» на двери, внешний вид не то кухарки, не то компаньонки в чепце - «явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки». Минуя переднюю, читатель оказывается в комнате, детальное описание которой уже характеризует ее обитательницу: «комната… походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос». А затем читателю дается портрет Кукшиной, «дамы еще молодой, белокурой, несколько растрепанной, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове». Как это описание напоминает гоголевскую манеру представления Манилова с его домом «на юру», запущенным прудом и книгой, с закладкой на четырнадцатой странице! Далее автор соединяет свое впечатление с точкой зрения Базарова. Взгляд Базарова конкретизирует, усиливает авторский комментарий к портрету Евдоксии, подводя к главному сюжетному узлу сцены - диалогу, в котором окончательно проясняется мнение автора о женщинах типа Кукшиной. Базаров произносит про себя оценку героини, формулируя одновременно и авторское отношение: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» В этом просторечном словечке «пружишься» заключена точная оценка «демократических» усилий людей, примкнувших к «модному» в то время увлечению естественными науками.
В конце 70-х начале 80-х годов Тургенев создает «Стихотворения в прозе» - маленькие произведения разножанрового характера, своеобразные мысли вслух. Это лирические по своему содержанию размышления Тургенева о жизни. Но и здесь встречаются отдельные сатирические зарисовки («Гад», «Корреспондент», «Дурак», «Эгоист», «Черепа»). В них ярко представлены типы разных слоев общества, никчемные и пустые. В 1883 году Тургеневым написан рассказ «Конец», в центре которого образ помещика Талагаева, крепостника и изувера. Перед нами тип Иудушки Головлева, страшный в своей парадоксальности. Спокойный тон повествования резко контрастирует с перечислением душегубств Талагаева, в которых и заключается смысл его существования: похищение пятнадцатилетней девочки и травля ее отца борзыми, продажа мужику краденой лошади и так далее.
Во многом следуя традициям гоголевской сатиры, Тургенев отличается в своих поисках средств выразительности тем, что в его произведениях почти отсутствует гротеск: сатирические элементы вкраплены в повествование и гармонично сочетаются с лирическими.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 1087;