Сказки для детей изрядного возраста.
Книга сказок включает тридцать два произведения,за небольшим исключением создававшиеся в течение четырех лет с 1883 по 1886 годы. Сказка- вполне самостоятельный жанр в творчестве Щедрина: появление его обусловлено развитием творческого метода сатирика. Художественное преувеличение, фантастика, иносказание, сближение обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира активно использовались сатириком уже в «Губернских очерках», «Истории одного города», «Господах Головлевых». Эти приемы, во многом связанные с фольклорной фантастикой, привели к появлению в творчестве Щедрина отдельных сказочных эпизодов (Сказка об Иванушке в «Губернских очерках»), затем к включению элементов сказки в структуру большого эпического замысла («История одного города») и, наконец, к созданию цикла сказок.
Обращение Щедрина к жанру сказки в первой половине 80-х годов объясняется, конечно, не только тем, что в обстановке правительственной реакции сказочная фантастика маскировала наиболее острые идейно-политические замыслы писателя. Использование поэтики народной сказки в сатирических целях свидетельствовало о мастерстве Щедрина-публициста, открывало ему путь к широкой читательской аудитории.
В основе сказочных сюжетов сатирика – изображение пороков современного общества: произвол в высших эшелонах власти и самодержавия («Орел-меценат»,»Медведь на воеводстве») социальное неравенство и его нравственный результат(«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»),социальная психология обывателя («Карась –идеалист», «Пропала совесть», «Вобла»). Объединяющим произведения в цикл началом является их актуальность и злободневность, общее для всех сказок сатирическое освещение поставленных проблем. Сказки Щедрина, используя фольклорные образы и приемы, отличаются от народных не только содержанием, но и структурой, а также функциями традиционных поэтических приемов.
В основе сюжетной ситуации многих сказок Щедрин использует мотивы народной сказки о животных, а также традиции литературной басни, популярного жанра ХVIII столетия, героями которых были представители зоологического мира. Герои народной сказки или басни были носителями определенных нравственных черт (лживость, порочность, глупость и т.д), свойственных человеку вообще. Щедрин, создавая свой жанр был очень избирателен в подборе представителей зоологического мира и распределении между ними социальных «ролей». Так, в сатирическом «зверинце» Щедрина зайцы изучают «статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые» и пишут корреспонденции в газеты. Медведи ездят в командировки, получают прогонные деньги и стремятся попасть «на скрижали истории». Рыбы толкуют о конституции и ведут диспуты о социализме.
Щедрин наделяет своих героев определенным общественным положением, постоянно переключает действие из мира фантастического в мир реальный, сопровождает аллегории прямыми намеками на действительность. «Ворона,- пишет автор,- птица плодущая и на все согласная. Главным же образом, тем она хороша, что сословие «мужиков» представлять мастерица» («Орел- меценат»).
А вот как комментирует автор поступок Топтыгина, который чижика съел: «Все равно, как если бы кто бедного крохотного гимназистика педагогическими мерами до самоубийства довел…» («Медведь на воеводстве»). Поводом для включения авторского резюме в сказку стал реальный факт разгона студенческой демонстрации в Петербурге.
В сказках Щедрин вырабатывает особую поэтическую систему. Цель ее– возбуждение чувства негодования и протеста против социального неравенства и произвола властей. В палитре сатиры Щедрина использован гротеск, к которому Щедрин прибегает в создании звериной табели о рангах («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), ирония, пронизывающая все повествование в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», юмор в сочетании с сарказмом в «Диком помещике». Особенно часто Щедрин прибегает к иронии - тонкой скрытой насмешке, облекая её в формулу похвалы, притворной солидарности с противником.
Мужик из «Повести» возмутил голодных генералов тем, что «спал и самым нахальным образом уклонялся от работы». Административно активныйТоптыгин («Медведь на воеводстве») не мог привести свои распоряжения в жизнь потому, что во вверенном ему лесу «звери - рыскали, птицы – летали, насекомые - ползали, а никто в ногу маршировать не хотел».
В сказках сатирик вырабатывает систему приемов иносказания – эзопов язык, закрепляя собственную традицию создания образов-обобщений в названиях явлений, именах героев: ташкент и ташкентство, Глуповское распутство, помпадуры, Угрюм-Бурчеев и т. д. В сказочном мире Щедрина «порядок вещей» обозначал произвол самодержавия, «сердцеведом» назывался соглядатай и шпион, изящное словечко «фюить» надо было понимать как внезапное крушение карьеры и ссылку, «пенкоснимателями» сатирик называл литераторов-приспособленцев, которые печатались в изданиях «Чего изволите?», «Помои», «Нюхайте на здоровье».
Эзопов язык явился образцом великолепного художественного обобщения. Он совместил в себе традицию народно-поэтическую и традицию литературную. Сказки для детей изрядного возраста, именно так определил Щедрин их адресата, стали не только заметным явлением в истории отечественной литературы, но и сыграли значительную роль в оздоровлении национального самосознания в один из смутных периодов Российской истории.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 672;