Лекция 20. М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889). Становление художественного метода. Творчество 50-60-х годов.
Михаил Евграфович Салтыков - будущий писатель-сатирик Н.Щедрин - родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Отношения, сложившиеся между членами семьи Салтыковых, никогда не пробуждали в писателе отрадных воспоминаний. Не раз в своих произведениях - романах «Господа Головлевы» (1875-1876), «Убежище Монрепо»(1879) «Пошехонская старина»(1887-1889) - Щедрин обращался к воссозданию нравственной атмосферы, царившей в большом, но не дружном семействе. Не менее тяжелы были и воспоминания о характере общения господ со своими крепостными. В одном из последних своих автобиографических произведений - «Пошехонской старине» - Щедрин писал: «Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольной массой… только пережив все его фазисы, я мог прийти к полному и страстному отрицанию его» .
Будущий писатель получил основательное гуманитарное образование. В течение восьми лет (1836–1844) Салтыков учился сначала в Московском дворянском институте, затем завершил образование в Царскосельском лицее. Лицейскому периоду своей жизни Салтыков обязан многим. Именно в эти годы начинается осознание потребности творчества, культивируемое самой атмосферой лицея. Но нельзя не сказать и о том, что лицей, готовивший из детей дворян будущих «столпов отечества», становится первой ступенькой в освоении Салтыковым всех «принципов» воспитания русской бюрократии. «Помпадуры», «градоначальники», «ташкентцы» - собирательные образы сатир Щедрина, корнями своими уходят в его юношеские впечатления.
В 1844 году начинается служба Салтыкова в Петербурге. Но не только служба занимала молодого чиновника: большое место в его жизни в это время отведено посещению кружка М.Петрашевского. Члены кружка увлекались идеями утопического социализма, шумно спорили о политике, будущем устройстве русского общества. Приобщившись к учению о социализме, Салтыков все же не разделял мнение многих своих современников, считавших, что только путем нравственного воспитания можно достигнуть его построения. Молодой Салтыков был убежден, что активность народных масс является непременным условием для успешной реализации социальных преобразований.
Социалистические идеалы Салтыкова нашли воплощение в первых повестях «Противоречия»(1847) и «Запутанное дело»(1848). По своему материалу и пафосу эти произведения примыкают к натуральной школе: предметом изображения в них становятся явления повседневной жизни. В этих же произведениях формируются и художественные принципы творчества Салтыкова, определившие особое место писателя в литературе середины века.
Литературная деятельность Салтыкова началась в эпоху господства идей Белинского. Размышляя о характере и функции вымысла в новом искусстве, критик утверждал в 1843 году, что «поэзия есть творческое воспроизведение действительности как возможности». Это обусловило одностороннее понимание функции фантастики в повести Гоголя «Портрет», отрицательную оценку « нелепого и чудовищного фантазма» творчества Э.Гофмана, В.Одоевского, «фантастического колорита» повести «Двойник» Ф.Достоевского. Так, критическое мнение о «Двойнике» сопровождалось выводом: «Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе и находится в заведовании врачей, а не поэтов». Негативное отношение к фантастике и художественным формам ее проявления – гротеску, в первую очередь, объясняется тем, что Белинский, разрабатывающий в это время теорию «натуральной школы», видит ее задачу прежде всего в воспроизведении жизни в формах самой жизни. Но уже в рамках самой школы все ощутимее заявляют о себе тенденции иного рода, свидетельствующие о плодотворности форм фантастики и гротеска в реализации задач современной литературы. Повести Салтыкова «Запутанное дело», в которой гротеск становится формой обнаружения социальных противоречий, суждено было сыграть важную роль в судьбе молодого писателя.
В рассказанной в повести истории Ивана Самойлыча Мичулина много грустных размышлений о судьбе маленького человека, принадлежащих как автору, так и самому персонажу. Внутренний мир героя предстает перед читателем в форме снов и полубессознательных фантазий, где явь мешается с вымыслом, духовное предстает как материальное: психологическое состояние героя объективируется, становится наглядным. Пытаясь объяснить себе причину общественного неустройства, Мичулин представляет себе эту причину как нечто абстрактное, «фигуры не имеющее», однако в последнем сне герой видит себя в основании огромной пирамиды, всей тяжестью своей давящей на таких же маленьких и беззащитных перед её гнетом людей, как он сам. Создав образ современного ему общества, Салтыков продемонстрировал возможности гротеска как литературного приема, как формы раскрытия реальных жизненных противоречий, сути важнейшего социального конфликта - конфликта народа и власти. В апреле 1848 года Салтыков был арестован по высочайшему распоряжению и выслан в Вятку. В его повести были найдены «вредные мысли и пагубные стремления к распространению идей, потрясших Западную Европу». Среди других «предосудительных» мест повести фигурировал образ социальной пирамиды, который был определен как «дерзкий умысел» – «изобразить в аллегорической форме Россию».
В ранних повестях Салтыков стремится следовать принципам натуральной школы: он обращается к фактам повседневной, будничной жизни, рисуя её в «формах самой жизни», правдоподобно. Однако уже в «Запутанном деле» поэтика, характерная для натуральной школы, дополняется приемами фантастики и гротеска. Опыт этот оказался плодотворным, и вместе с тем, обернулся трагедией для молодого писателя: истинный смысл повести был понят не только вдумчивым читателем, но и третьим отделением Николая I.
С 1848 по 1856 год длилась ссылка Салтыкова в Вятской губернии. Салтыкову было запрещено заниматься литературной деятельностью. Однако служба в должности чиновника для особых поручений при губернаторе дала Салтыкову возможность всестороннего познания жизни русской глубинки, подготовила почву для дальнейшего занятия литературой.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 727;