Портреты, как результат синтеза выразительных средств
В рамках формирования художественных способностей, которые развиваются в различных кружках и школах уже в детском возрасте, исследование объекта с целью его восприятия является лишь одной из многих задач.
На первом плане стоит задача воспитания комплексной художественной формы выражения, воспитания способности художника образно воспринимать увиденное и пережитое и передавать его, следуя духу логики изображения, не впадая в простое перечисление отдельных деталей. Выработка комплексного художественного мышления не должна прекращаться и тогда, когда художник уже включился в процесс народного творчества.
Художник предъявляет ныне новые, более высокие требования к своей работе, относится к ней критически. Он хочет воздействовать на зрителя глубокой художественной убедительностью. Он знает, что основательное знакомство с подлинными и действительными качествами вещей и живых существ, и, прежде всего, человека, дает ему большие возможности для развития своих художественных способностей.
Дитер Вуттге, самодеятельный художник. Эскиз к автопортрету Карандаш на бумаге. Большая работа, если она еще и крупноформатная, должна быть тщательно подготовлена точным выяснением содержания, строения картины, выбора позы, функционального выражения, придания формы рукам и голове и перекрещений
С этой позиции надо рассматривать и многочисленные отдельные эскизы и наброски, о которых шла речь в данной книге. Читатель никогда не должен упускать из виду, что изучение материала не является самоцелью, оно проводится в интересах изобразительной деятельности. Поэтому необходимо еще раз указать, как важно свести все это множество отдельных набросков и анализов в единое целое, синтезировать их.
Приведенные здесь портреты (некоторые из них в цвете) выполнены в руководимой мною много лет школе живописи и графики самодеятельного народного творчества и в позже образовавшемся на ее основе кружке живописи и графики. Они могут служить примером осуществления этой цели. Цвет сознательно использовался как художественное средство выражения; речь шла вовсе не о том, чтобы выбрать его в соответствии с характером модели в ее экспрессивной ценности. Цвет служил для интерпретации всей личности.
В вопросе проработки головы в ее физической организации и в ее физическом выражении звучит теперь новый момент, причем момент решающий, в котором весь труд и все усилия достигли в конце концов своей наивысшей точки: поиск облика нашего современника. Все изображенные здесь портреты написаны не со случайных моделей и не с натурщиков. Они являются результатом длительных встреч с людьми.
Автопортреты - это документы о самом себе, портреты других - выражение любви, дружбы, уважения. Они свидетельствуют о том, что недостаточно зафиксировать и изобразить внешние черты какого-либо человека. Без искренних чувств к нему его можно только срисовать. Создание портрета - это не упражнение для выработки нужных навыков.
Для создания портрета необходимо, чтобы портретируемый вышел за рамки своих физических проявлений, надо познакомиться с ним поближе и в процессе длительного общения, совместных с ним переживаний проникнуть в его душевный склад. Только тогда образ портретируемого встанет перед мысленным взором художника. Мы знали друг друга очень хорошо: по семье, общественной деятельности, работе, профессиональным занятиям, по общему счастью самовыражения.
Отсюда, из коллективных действий, проистекает наше чувство воодушевления, доверия и силы, из них же мы черпали запас переживаний, который нужен был нам для художественного творчества. Для портретирования это было и остается основным требованием: мы использовали преимущества коллектива, который помогал нам находить в своем окружении, в лице наших сограждан характерные черты нашего общества и отображать их.
Элизабет Леман, самодеятельный художник. Автопортрет (1975). Литография пером, 13 х 16,5 см. Работа выходит уже за рамки автопортрета, включив в себя легкие наброски лиц своих близких. Внизу по горизонтали изображение ограничено положенной на стол рисующей рукой, что подчеркивает среднюю вертикальную ось, выражающую прямую самоуверенную осанку. Впечатление от нее несколько смягчается критически-испытующим вопрошающим взглядом
Без этого основная позиция в отношениях между нами и моделью была бы расплывчатой. Нельзя требовать от станковой живописи передачи всех черт человека нашего общества. Сравнительно полное впечатление об этом может дать лишь сочетание всех искусств. Однако некоторые типичные черты можно различить в прилагаемых примерах работ самодеятельных художников: жизненную силу и оптимизм рабочего, сосредоточенную задумчивость ребенка, мечтательность и скромность в сочетании с умом, интеллигентность и обаяние девушек и женщин нашей страны и дружественных государств.
Участие портретирующего в мыслях и чувствах своего партнера, внимательное отношение к его заботам, восхищение его упорством и смелостью, радость его счастью приводят к тому, что художник не ломает себе голову над выбором формы, во всяком случае это не должно бросаться в глаза. Все должно течь одним потоком, быть совершенно естественным. И в этот поток интуитивно впадают все прежние поиски и старания. Руки должны быть свободны для творческого труда.
При взгляде на иллюстрации, помещенные в этом разделе, читатель заметит свободный характер размещения примеров, различие целей и манер исполнения. То, что в предыдущих разделах было строго классифицировано и последовательно расположено, здесь, казалось бы, теряет свой стройный характер. Это произошло намеренно. Читателю должно прежде всего броситься в глаза многообразие возможностей реализации различно поставленных задач различными средствами и методами.
Автор хотел показать, что синтез полученных учебных навыков и художественного производственного опыта обеспечил наступление момента, когда надо решительно вставать на самостоятельный путь. Синтезирование разнообразных навыков и умений в изобразительное целое нужно и можно производить только самому. Учитель уже больше не может помочь, он должен ограничиться советами.
Естественно, что к тем задачам, которые стояли на пути к совершенству и были направлены на получение определенных навыков и умений, присоединились теперь другие задачи, которые тем не менее опираются на знакомый пройденный материал. В связи с вопросом об оказании необходимой помощи возникает еще одно обстоятельство.
В духе вышеназванных замечаний необходимо указать на то, что надо давать больший простор для проявления личных пожеланий, интересов и склонностей. Этот большой простор и предоставляется работой над портретами. Он тем более нужен, что мы во время портретирования выступаем не топографами человеческих голов и их индивидуальных особенностей.
В вопросах руководства процессом художественного познания и при выработке личных взглядов и воззрений у моих учеников я стремился играть роль катализатора, ускорителя процесса. Я хотел убыстрить этот процесс, окрылить его, поскольку он имеет столь большое значение для становления личности. Но ставить ученика в строгие рамки, навязывать ему свое мнение я не хотел.
Многообразие аспектов творческого выражения в иллюстрациях, приведенных в данном разделе, можно объяснить следующими соображениями. Потребность многих трудящихся творчески выразить себя пробивает себе путь через богатство социалистических отношений, которые у каждого выражаются индивидуально.
В данном случае не может идти речи ни о каких рамках и нивелировке, потому что радость творческого труда требует соответствующего простора. Портрет внимательно слушающей женщины, учащейся в вечерней школе, или смышленого мальчика во время урока, путевые зарисовки во время поездки в братскую страну также важны, как и изображения, вызванные к жизни фантазией, воображением, сделанные по мотивам какого-либо поэтического переживания или какого-либо серьезного и сложного замысла, - все они способствуют развитию личности учащегося.
Различия во взглядах и в индивидуальном почерке должны выявиться именно в стремлении синтезировать при портретировании результаты приобретенных знаний. Ведь при синтезировании художник выявляет многие творческие способности, скрытые в его индивидуальности.
Мы открываем в портретировании, хотя и не только в нем, свои специфические способности, склонности, сильные стороны, которые надо максимально развивать. Именно поэтому все то общее, что было дано во время предыдущих упражнений следует постоянно перерабатывать в индивидуальное, приспосабливая к своим возможностям и интересам.
Именно поэтому учение переходит постепенно в стадию развития отдельной личности, в стадию индивидуальных дискуссий и обсуждений.
Самодеятельный художник, в автопортрете которого еще заметны элементы школярского подхода, сумел все же поднять свой художественный уровень и усовершенствовать индивидуальную манеру, опираясь на свои способности графика. Об этом свидетельствует изображение юного молодого фехтовальщика, в котором он расширил границы своего замысла.
Те же качественные изменения заметны на автопортретах одной самодеятельной художницы в которых сделан шаг от внимания только к своей личности до расширения значимости рисунка путем осознания своей роли как матери семейства. Из этого становится ясным, как необходимо не только углубиться в богатство взаимоотношений каждого человека с его окружением, но и дать ему в руки набор изобразительных средств в узком и широком смысле слова.
Художник должен добиться уверенности в выборе метода технического исполнения. Живопись масляными красками даст ему, например, возможность передать свежесть живого впечатления, доминирующую цветовую гамму, даст ему возможность работать и перепроверять до тех пор, пока внутреннее видение картины не совпадет с результатом труда.
Мы должны уметь взвешивать воздействие живописи маслом по сравнению с нежной, но более трудной акварелью, которая лучше передает лирические настроения. В той же мере это относится к умению правильно понимать язык серебристой структуры твердого карандаша для тонких черт портрета в отличие от определенных и точных штрихов, нанесенных пером или шариковой ручкой. Все эти средства влияют на характер изображения и передачи замысла художника и способствуют ослаблению или усилению художественного эффекта.
Можно вполне обоснованно сказать, что живопись маслом не может и не обязательно должна выражать все в одинаково сильной степени. Поэтому учащимся, начинающим художникам следует дать совет: если они захотят создать мысленные ассоциативные мотивы, находящие свое выражение в произвольных образах, то пусть лучше воспользуются для этого пером или карандашом. С их помощью им будет легче выразить свои представления, чем с помощью красок, ибо живопись красками нередко направлена на достижение живописных или декоративных эффектов.
Теперь следует познакомить читателя с дальнейшими компонентами изображения. Учащихся, прошедших все предварительные ступени на пути к созданию портретов, следует теперь четко ориентировать на создание целостного изображения. Все эти предварительные ступени имели характер учебных заданий, и теперь надо вновь довести до сознания некогда далекую цель, а именно, изображение в целом.
Чтобы создать определенный порядок на плоскости изображения, надо воспользоваться сравнительно легко доступным упорядочивающим элементом в виде соотношения значений объектной и основной фигуры. Можно легко увидеть, где в рисунках сознательно используется это соотношение значимости в художественно-изобразительных целях.
Доминирование объектной фигуры, ее перевес по отношению к остальной плоскости придает изображаемой личности внутренний вес, который с помощью направленного использования положения рук еще усиливается. Их присутствие по соседству с лицом, их положение и жесты подчеркивают характерные особенности личности и ее внутреннее состояние. Едва заметная мимика лица и ее общность с рукой составляют важную часть экспрессии рисунка.
Таким образом, приведенные примеры результатов нашего труда показывают, что после постепенного усвоения основ живописи можно успешно перейти к плодотворной творческой деятельности. Эти примеры придают нам мужества браться за отображение „явлений внешнего и внутреннего мира людей“ (Курт Хагер), успешное выполнение которого принесет и нам, и другим людям радость.
Дата добавления: 2023-08-14; просмотров: 616;