Произвольные плоскостные изображения типов лица
Для того, чтобы пробудить фантазию и развить круг представлений, равно как и для накопления знаний о том, как воздействует на изображение смещение пропорций и мимические изменения, можно провести занимательные опыты с произвольными плоскостными изображениями типов лица.
„Нормальное“ лицо изменяется в лицо круглого (пикнического), атлетического или удлиненного типа при условии, что мы создаем единство признаков форм как „языка формы“, который можно проследить практически вплоть до отдельных частей лица и тела, вплоть до зубов и ногтей. Закон типичных формообразований является одновременно границей для фантазии.
Лица различного физиологического склада вырезаются из разной в цветовом и структурном отношении бытовой бумаги, так как это принуждает к полному выяснению формы силуэта. После этого изготовляются отдельные части лица. Рекомендуется сначала попробовать поместить глаза на их ось в середине головы и наметить основание носа. После этого можно начать двигать вырезанные части лица вверх и вниз, уменьшать или увеличивать верхнюю и нижнюю часть лица.
Удивительно, насколько изменяется косвенное, то есть физическое, выражение лица уже при малейшем перемещении глазной оси с середины вверх или вниз. Мы учимся понимать, в какой степени изобразительная экспрессия зависит от физического выражения. Того же эффекта можно достигнуть за счет изменения положения рта и основания волос. Можно менять и прическу.
Усиление индивидуальности лица. Индивидуальные особенности лица даются в сочетании с его частичными формами. Точными измерениями и сравнением частичных форм друг с другом и с целым изучаются характерные очертания форм. Работа самодеятельного художника Карандаш на рисовальной бумаге, 29,7 х 42 см
Таким же образом мы можем экспериментировать с мимическим выражением. И здесь нас встречают большие неожиданности. Брови можно поднять вверх или свести вместе, разрез глаз увеличить или уменьшить, сдвинуть радужную оболочку ближе к носу, опустить углы рта, раскрыть губы. Во время этих манипуляций можно опираться на опыт, накопленный каждым в общении с другими людьми или во время самонаблюдений. Это очень поучительный эксперимент.
Кстати, с помощью введения модных атрибутов его можно использовать для воспитания вкуса. Я не раз становился свидетелем, как девушки создавали „свой“ образ „идеального мужчины“ в отношении физиономии и одежды. На занятиях это создает дополнительный стимул для экспериментирования с типовыми изображениями. Наиболее удачные и законченные работы наклеиваются на картон.
Кубические схематические формы головы как переход к телесному, объемному изображению.После достижения дидактически ограниченной цели, состоящей в изучении плоскостных пропорций, необходимо сделать следующий шаг в сторону изображения телесности, что вызывает дальнейшие трудности. Они непосредственно связаны с самой телесностью и о посредственно - с организацией пространства. Теперь мы должны непосредственно видеть соотношения как трехмерные объемы.
Кубические схематические формы головы. Они служат принципиальному выяснению телесности и соотношений ракурсов. Это старое дидактическое средство хорошо зарекомендовало себя на практике. Работа самодеятельного художника, карандаш на рисовальной бумаге, 29,7 х 42 см
Это особенно трудно сделать в отношении головы в связи с ее комплексной конфигурацией больших, малых и мельчайших масс, которые к тому же в их формообразовании невозможно свести к общему знаменателю. Значительную роль играет и пространство, поскольку голова как предмет имеет разные ракурсы, вытекающие из позиции наблюдателя и положения тела в пространстве.
Необходимы пространственная ориентация и включение тела в пространство. Следует разобраться как в телесности, так и организации пространства. Историческая дидактика искусства, как мы видели в разделе 6.2., дает указания для создания простых эскизов, которые можно использовать и сегодня. Можно последовать совету Гере и нанести на яйцевидную форму пропорции от корней волос до лба, носа, рта в качестве параллелей и под прямым углом от тупого до острого конца яйца наметить среднюю ось лица как меридиан.
То же самое можно проделать и с телом формы спичечного коробка. При нанесении различных ракурсов нельзя обойтись без нанесения креста координат из вертикальной и горизонтальной линии, чтобы с его помощью контролировать отклонение тела от обоих основных направлений путем сравнения возникающих при этом углов. Хотелось бы также посоветовать рисовать скрытые части „параллелей“ и „оси меридиана“, потому что это воспитывает последовательное „объемное мышление“.
Дата добавления: 2023-08-14; просмотров: 558;