Усиление телесности с помощью ограниченного тонирования. Советы по развитию воображения
Приобретенные навыки пригодятся нам впоследствии. Путем постепенной дифференциации естественных данностей мы готовимся к рисованию эскизов с натуры.
Предыдущее упражнение продолжается теперь перед моделью. Попытаемся свести голову к простейшим формам. Все, что в объекте имеет плоскости, должно быть распознано как отчетливо выраженная форма.
Это необходимо в интересах стабильности форм, особенно тогда, когда в процессе работы над объектом нам потребуется вводить укорачивания или при изображении головы или портера в красках, когда определенная краска привязана к определенной форме.
По обоим соображениям и, прежде всего, для усиления телесности мы рекомендуем применять в данном случае только три оттенка краски, включая и основную фигуру, оттенки, имеющие между светлым и темным тоном только одну промежуточную ступень. Кроме вышеназванных причин для сокращения количества тонов есть еще одна.
Если начинающему художнику позволить пользоваться множеством оттенков, которые мало отличаются друг от друга, то возникает опасность размыва формы. При немногих оттенках приходится обращать большее внимание на конфигурацию больших форм, потому что мы тогда вынуждены относить промежуточные оттенки к главному тону.
Усиление телесности ограниченной тональностью. Эскиз головы построен в кубических схематических формах. Сокращение оттенков тона обеспечивает четкое выделение основных направлений плоскостей и форм, чем облегчается применение красок в последующих работах. Работа самодеятельного художника Сангина на рисовальной бумаге, 29,7 х 42 см
Телесно-пространственный эскиз головы с преобладанием светлых тонов. Общее изображение просветлено. С помощью грифеля создана равномерно перекрещивающаяся структура, которая вносит свой вклад в единство манеры исполнения и восприятия. Переходы между объектной и основной фигурами сделаны без четко очерченных границ, что создает связь тела с пространством. Работа самодеятельного художника, карандаш на рисовальной бумаге, 29,7 х 42 см
Телесно-пространственный эскиз головы с преобладанием темных тонов. К задаче телесного изображения в простой форме присоединяется передача душевного настроя, которой благоприятствуют плавные переходы от объектной к основной фигуре. Работа самодеятельного художника, бистр на желтой бумаге, 29,7 х 42 см
Таким образом, наше видение изображения будет абстрагирующим, что позволит нам яснее проработать самое важное из формы. Сокращение числа оттенков скажется потом положительно на силе цвета.
Последующие два упражнения исходят из одних и тех же воспитательных и учебных установок, однако расширяют их, создавая плавные переходы от тела к пространству. На примере женской головы показано значение введения психического аспекта. Выражение раздумья подчеркивается тем, что общее положение фигуры покоится на размытом темном фоне, а белизна характеризует только лицо. Изобразительная экспрессия усиливается концентрацией.
Советы по развитию воображения. Мы принципиально выступаем за широкую шкалу в выработке умений и навыков, в том числе и при изображении головы. В той же степени, в которой надо воспитывать в себе дисциплину формы при изображении модели, следует развивать и образное мышление, фантазию и выдумку.
Только тогда можно показать, что ты что-то понял в ходе строгого изучения объекта, а также в какой степени ты достиг определенной независимости от непосредственной данности. „Воображение есть возвышение над приобретенным опытом, преобразование имеющейся данности и на этой основе создание новых картин, являющихся одновременно продуктами творческой деятельности человека и образцами для него“.
В основе преобразования данности, преодоления конкретности предмета и „создания определенной свободы в отношении того, что преобразуется“ (Рубинштейн) должны лежать прочные знания.
По этой причине можно приступать к выполнению задач по преобразованию данности лишь после того, как будет накоплен определенный опыт. Неважно, когда произойдет переход к решению задач, развивающих воображение, во время ли прохождения систематического учебного курса или позже. Намного важнее то, что каждое изображение жизни и человека, которое набрасывает художник, - это творческий продукт его воображения. Это требует постоянной тренировки.
Опережение действительности, более или менее полный отход от нее“ (Рубинштейн) закономерен не только в сказках, но и в изобразительной деятельности. Тогда возникает то, что профаны часто воспринимают как искажение действительности. Ведь наше восприятие обременено будничными привычками. „Воображение создает в наглядных картинах, похожих и одновременно непохожих для нашего восприятия, волшебный, живой, измененный и одновременно более настоящий мир, чем тот, который мы ежедневно воспринимаем“.
Это высказывание полностью относится и к портрету, поскольку воспринимаемое преобразуется и в нем. „Сущность этого преобразования состоит (для художника - прим. Г.Б.) в том, что ... он снимает наслоения случайного и поверхностного. Поэтому ее (действительности - Г.Б.) настоящий силуэт оказывается глубже и вернее. Продукт такой работы воображения дает часто более правильную, более адекватную картину действительности, чем фотографическая репродукция непосредственной данности“.
Как можно стимулировать развитие воображения? Назовем лишь некоторые факторы. Повсюду, в семейном кругу, находясь среди друзей, во время работы и в общественной жизни мы сталкиваемся с людьми. Мы представляем себе их, их внешний облик и их характер. Мы вспоминаем, в какой ситуации мы наиболее полно уяснили себе основные черты их характера, схватили отличительные черты их лица.
Мы пытаемся нарисовать их себе по памяти. Но это еще не сила воображения, это только тренировка памяти, одно из проявлений силы воображения. Мы хотим большего, то есть выработать творческое воображение, его надо прежде всего активировать.
Поэтому пойдем дальше, представим себе наиболее характерные черты определенных людей и утрируем их слегка в сторону карикатуры или просто в стремлении подчеркнуть их наиболее характерные черты. Или мы поставим себя на место иллюстратора или художника-декоратора, которые вырывают для нас из общественной жизни фигуры наиболее характерных, приметных личностей или воссоздают представителей различных профессий с тем, чтобы мы могли поближе познакомиться с ними. Или же мы можем нарисовать гротесковые головы, которые встретились нам в каких-либо сказках и легендах (например, головы троллей из „Пер-Гюнта“).
Во всех случаях надо стремиться к законченности, а в тех случаях, где речь идет об определенных типах, - к высокой степени обобщенности.
Дата добавления: 2023-08-14; просмотров: 623;