Проработка головы в ее статическом общем облике
Связь физического выражения формы головы с общими и частными признаками. Наш следующий подраздел и практические упражнения посвящены голове в ее статическом общем облике. Под этим мы понимаем единство и законченность всех тех признаков и форм в спокойном состоянии, которые передают общие черты человеческой головы. Но это общее существует опять-таки лишь в частном, индивидуальном, выраженном в определенной личности с ее особыми чертами.
Во время наших наблюдений мы видим отличие одной человеческой личности от другой. Каждое человеческое лицо имеет нос, глаза, рот, уши, щеки, лоб, подбородок в качестве типичных человеческих форм, которые принадлежат и характерным человеческим группам и отдельным индивидуумам. У каждого человека эти части лина имеют свой собственный образ.
Это индивидуальное тысячами нитей связано с чертами и признаками других людей: каждый отдельный человек является представителем одного биологического вида „человек“, а его индивидуальные черты в свою очередь в других сочетаниях и в разной степени свойственны другим людям. Ни одно явление не будет нам полностью понятно и не будет нам подвластно, если мы не учтем его сущность, которая роднит его с другими явлениями, равно как и его специфику, его различия, его особенности. „Пока мы не знаем частностей, нам будет непонятна и общая картина“.
По этой причине понятно, что одного комплексного изобразительного подхода будет недостаточно, чтобы полностью схватить сущность какого-либо явления. Комплексный подход должен включить в себя в методическом отношении анализ как общего, так и конкретного, частного.
То, что в рамках закона, общего показывает отдельный случай, т. е. частное, должно отступить на задний план в последующих упражнениях, однако не исчезнуть совсем. Сначала нам хотелось бы обратить внимание на статические моменты, на закономерности изображения головы и лица. Впоследствии, однако, мы увидим, что то, что составляет физические закономерности конструкции головы, приобретает выразительность лишь постольку, поскольку индивидуальное, частное будет выражено как общее.
При восприятии физического выражения мы получаем представление об экспрессии какого-либо лица. Оно может быть скучным, возбужденным, интересным, агрессивным, вялым, напряженным, угловатым, круглым, значительным. Это восприятие определяется физическим выражением, языком формы естественного целого и, в то же время, оно сильно окрашено тональностью отдельного индивидуума.
Наброски глаза как одной из мелких форм лица. Работа показывает с каким усердием рисовальщик старался с различных ракурсов воспроизвести живой глаз как часть шарообразной поверхности и показать, какие укорачивания и перекрещения вытекают из этого. Работа студента художественного факультета, 1-й семестр Карандаш, 29,7 х 42 см
Переходы от плоскостного к объемному изображению. Физическое выражение нельзя создать, оно уже существует. Оно выступает как сила, которая состоит в совпадении между изобразительными требованиями и способностью художника удовлетворить их, благодаря чему и достигается совершенство формы.
Физическое выражение должно таким образом что-то обозначать. Оно в особой степени воздействует на нашу интуицию. Физическое выражение лица в отличие от мимического не имеет непосредственного адресата. Оно просто дано нам природой.
Покоящаяся на физических данностях сила экспрессии не может выступать как буквальное повторение деталей и отождествлять естественное физическое выражение с художественным. Необходимо показать, что нужно сделать, чтобы найти соответствующие знаки для воплощения физического выражения, как смягчить или совсем устранить отдельные детали, не обогащающие художественной экспрессии, и одновременно подчеркнуть специфические, важные аспекты.
Эскизы частичных форм головы. Основной задачей упражнения является овладение телесно-пространственной структурой в связи с частичными формами, которые или выступают, как, например, нос, складка над глазами или скула и образуют пространства, или как глаз, часть шарообразной поверхности, скрываются в углублении. Работа студента художественного факультета, 2-й семестр, Карандаш на бумаге, 29,7 х 42 см
От физического выражения, как основы, до художественной экспрессии дистанция огромного размера. Поэтому надо предпринять художественно-дидактическую попытку уменьшить этот разрыв. Одна из сторон этого косвенного (физического) выражения находит свое отражение в пропорциях головы и лица. Если вычленить их из общего комплекса задач в целях уменьшения трудностей при изображении головы, то остается для начала возможность простого плоскостного изображения.
Только после этого можно концентрировать внимание на индивидуальном физиономическом складе головы и лица, чтобы, исходя из этого, найти отправную точку для передачи экспрессии лица. Однако, поскольку мы хотим теперь перейти от дидактически обусловленного ограничения на плоскостном изображении к телесности и пространственности, нам необходимо отыскать возможность перекинуть мосты к этому новому этапу нашей работы.
Дата добавления: 2023-08-14; просмотров: 669;