Тема 3.10.7. Архитектура и искусство России 1830 –1917гг.
Крестьянская реформа 1861 года и другие, последовавшие за ней, ускорила развитие капитализма в России. Рост промышленности вызвал появление новых типов зданий и сооружений. Для строительства заводов и фабрик чаще применяли два вида зданий: одноэтажные многопролетные здания с устройством фонарей верхнего света и трех- четырехэтажные корпуса с большими окнами на противоположных фасадах.
Расширение торговли привело к строительству зданий крытых рынков, многоэтажных универсальных магазинов и пассажей (Голицынская галерея в Москве, арх. М.Д. Быковский)
Промышленный переворот потребовал строительства железных дорог. Во второй половине XIX века сложился тип большого городского вокзала с пассажирскими залами и крытым перроном.
Быстрое заселение промышленных городов вызвало строительство многоэтажных «доходных» домов с квартирами, сдаваемыми в наем.
Во многих случаях перед строительной техникой вставали вопросы перекрытия большепролетных помещений без промежуточных опор или с опорами минимального сечения. Все чаще в проектировании наряду с архитекторами работают инженеры. Применение металлических конструкций из чугуна и прокатной стали позволило создавать купольные и большепролетные перекрытия, устраивать висячие и арочные мосты, заменять кирпичные столбы металлическими опорами.
В конце 1870-х годов в России появились первые железобетонные сооружения (резервуары и трубопроводы). В конце века Б.Г.Галеркин и А.Ф. Лолейт начали использовать железобетонные конструкции для перекрытия зданий. Постепенно они начали вытеснять металлические конструкции. В 1910-х годах появились здания с железобетонным каркасом.
Технологическая и конструктивная сторона русской архитектуры заметно прогрессировали, в то время как художественная сторона не только отставала, но и деградировала. Применение новых строительных материалов и новое утилитарное назначение зданий требовали новых композиционных приемов, как в построении планов, так и в оформлении фасадов. Все это породило отход от классицизма и неустойчивость стилевой направленности русской архитектуры. В архитектурном оформлении зданий увеличивается декоративность, праздничность, появляется обилие скульптуры. Архитектура утрачивает свои прогрессивные традиции.
Стремительность застройки негативно сказалась на градостроительстве, формировании городских ансамблей и разработке транспортных систем. Лишь в 1910-х годах архитекторы начали задумываться о возрождении градостроительства, но тогда дело не могло пойти дальше проектов. Так, П.И. Балинский и Е.К.Кнорре предложили проект первой очереди Московского метрополитена, представляющей непрерывную спиралевидную линию. Она начиналась под Театральной площадью и, следуя трассе Бульварного кольца, по закрытой траншее (в виде галереи, перекрытой специальным настилом), через Воскресенскую площадь тянулась до Александровского сада. Из-за социально – политических событий строительство метрополитена было отодвинуто на два десятилетия.
Условно развитие архитектуры второй половины XIX - начала XX века делят на два этапа, в которых формируются несколько направлений:
1 этап 1830-е годы – 1890-е годы – эклектика.
2 этап1890-е годы – до 1917 года – стилизаторство или модерн
Эклектика.
К середине XIX века в архитектуре русских городов появляются признаки ослабления единого дисциплинирующего начала: заметно утрачивается чистота стиля, в застройке усиливается элемент хаотичности. Наступает новый период в архитектуре и градостроительстве, связанный с укреплением и развитием капитализма в России.
Быстрое развитие строительной техники ещё не получило должного отражения в развитии архитектурных форм. Традиционные формы вступили в противоречие с новой функциональной и конструктивной структурой сооружений. Архитектура всё больше подчиняется вкусам отдельных заказчиков-капиталистов, требующих в целях рекламы как можно более выделить, возвеличить и украсить своё сооружение. . Архитекторы, не имея общих принципиальных взглядов на пути дальнейшего развития зодчества, всё чаще механически воспроизводят формы различных исторических стилей. Это широко распространившееся явление получило название эклектики. Для него характерны многообразные проявления историзма – барокко, ренессанса, готики и т. д.
Сложная международная обстановка перед первой мировой войной поощряла национализм. Поэтому архитекторы часто обращаются к собственному, русскому наследию в поисках форм в духе “национального романтизма”. В русской архитектуре стремление к воспроизведению национальных форм породило различные направления, состоявшие в большинстве случаев в обращении к формам древнерусского зодчества.
Одним из направлений в русской архитектуре конца XIX века стало подражание в декоре фасадов и интерьеров современных зданий убранству крестьянских изб. Поборники такой «народной» архитектуры применяли стилизацию орнаментов народного прикладного искусства, вышивок (центральная часть фасада Московского Политехнического музея, 1875 – 1877, И. Монигетти, Н. Шохин). Очень часто использовались деревянные срубовые конструкции с применением богатой деревянной резьбы. Но даже лучшие образцы этого направления эклектики, например, павильоны на ряде выставок в России и за границей, построенные И.П. Ропетом (рис. 140), вычурны и бессодержательны.
Рис. 140.
На втором съезде русских зодчих в 1895 году К.М. Быковский обвинил последователей этой линии в недостаточно глубоком изучении русской архитектуры прошлого и «бессознательном эклектизме».
Другое направление было основано на подражании нарядному московскому зодчеству середины XVII века, но создавало сухую, вычурную архитектуру. К ним относятся: здание Московской городской думы (1890-92), бывший Музей В. И. Ленина (архитектор Д. Чичагов), здание Исторического музея в Москве (1873 -1883, В.Шервуд, А. Семенов). Архитектура этих зданий имеет симметричную усложненную композицию фасадов, в архитектурном членении которых механически введены мотивы декора XVII века.
Крупнейшее здание, построенное в духе древнерусского романтизма – Казанский вокзал в Москве (рис. 141), (архитектор А. В. Щусев, 1914 – 17гг.). В этом сооружении А. В. Щусев сделал редкую попытку придать зданию современного назначения живописные формы русской архитектуры конца XVII века.
Рис.141
В высших правительственных кругах официальным признанием пользовалась архитектура “русско-византийского” стиля, что ещё больше усугубляло стилевую раздробленность. В частности, в последней трети XIX века был создан ряд крупных общественных зданий, архитектурное решение которых построено на механическом соединении приемов композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры. Так, например, здание Верхних торговых рядов (ГУМ), было “наряжено” в фасад, имитирующий византийские формы (1889 – 1898, архитектор А. Померанцев).
Основоположником этого стиля являлся Константин Анатольевич Тон (1794 – 1881) по проекту которого в Москве был построен
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 397;