Тема 3.11.1 Советская архитектура и искусство 20-х – начала 30-х годов ХХ века.


Гражданская война отодвинула на несколько лет начало работ по созданию крупных хозяйственных построек социалистического государства. Но, несмотря на сложные условия военного времени, постепенно оживали вокзалы, фабрики, заводы по производству строительных материалов. На рубеже 1920-х годов начинает активизироваться строительство.

Первостепенным становится строительство объектов энергетики. В 1919 году началось строительство первенца гидроэнергетики – Волховской ГЭС. В 1920 г. был принят план электрификации России (ГОЭЛРО), предусматривающий строительство 30 крупных электростанций. К 1922 году по этому плану были построены электростанции «Красный Октябрь» под Петроградом, Каширская под Москвой, шло строительство Шатурской, Балахнинской и других электростанций. Архитектурным сооружением мирового уровня явилось здание Днепрогэса в Запорожье (1929 – 1932, В. Веснин и др.) Величественный образ 700 - метровой плотины и здания силовой станции характерен для монументальной советской архитектуры первых пятилеток.

Начали строиться промышленные предприятия, с 1921 по 1926 год были возведены около 300 предприятий. Наряду с этим, в крупных городах России и Украины восстанавливались и расширялись заводы, построенные еще до революции. Промышленное строительство отличалось от дореволюционного современными архитектурными формами, крупными масштабами, четким силуэтом.

Возведение новых общественных, промышленных и жилых зданий требовало новых подходов к градостроительству. Сразу после революции были созданы проекты реконструкции Москвы и Петрограда (А. Щусев, И. Жолтовский и др.), в 1924т – 1936 г.г. в Москве строятся жилые комплексы на улицах Усачева и Беговой. Новые жилые кварталы возникают в Ленинграде, Харькове и других городах . Разрабатываются проекты городов будущего.

В 1925 г. возникли первые проекты социалистических городов на базе промышленных гигантов первой пятилетки: Автострой в Горьком, Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск.

Развитие промышленности вызвало бурный рост городского населения. В первой половине 1920-х г. формируется концепция рационального жилища для рабочих. Л.А.Серк предложил новый тип четырех-, пятиэтажного многоквартирного секционного жилого дома.

В эти же годы складывается концепция комплексной районной жилой застройки. Наряду с жилищем она включала предприятия культурно – бытового обслуживания: школы, детские учреждения, фабрики-кухни, больницы, универмаги и клубы.

Проектирование рабочих клубов становится одной из основных тем в творчестве выдающихся архитекторов того времени. Братья Веснины строят Дворец культуры Пролетарского района Москвы (1931 – 1937,), в котором функционализм в объемно-планировочной композиции сочетается с элементами классической планировки. В клубе им. Русакова (1927-1929, К.Мельников), символические формы авангарда порывают с традиционными архитектурными формами (рис. 149).

 

 

Рис. 149 Рис. 150

Развитие советской архитектуры в 20-х – начале 30-х годов ХХ века характеризуется новаторской направленностью. Началом революционных перемен в архитектуре было изменение назначения ряда зданий и необходимость в создании новых типов сооружений. Принципиально новым типом жилья стали дома – коммуны, идея которых возникла еще в первые годы советской власти. Примерами являются: студенческий дом-коммуна (1929-1930, И. Николаев), дом-коммуна на ул. Чайковского в Москве (1928-1930, М. Гинзбург и И.Милинис) (рис. 150) с экономично спланированными квартирами и обобществленным обслуживанием. Однако качество материалов и строительных работ часто отставало от новых архитектурных идей.

Поиски новых путей решения проблем в архитектуре велись в разных направлениях: в градостроительстве, стандартизации, типизации, профессиональном образовании, архитектурной стилистике и формообразовании и т. п.

В начале 1920-х годов в основном работали архитекторы старшего поколения, воспитанные на дореволюционном русском классицизме. Сторонники традиционного направления, вслед за И. Жолтовским (1867 - 1959), проповедовали вечность законов классического зодчества другие, такие как И.Фомин (1872 - 1936), разрабатывали приемы «реконструкции» классического наследия.

Стремясь порвать с традиционализмом, некоторые архитекторы (например, Э. Лисицкий, И.Голосов, К. Мельников) выражали архитектуру в романтических формах. Революционный романтизм советской архитектуры двадцатых годов придавал особую эмоциональность ее образам. Являясь, по сути, направлением функционализма, он существенно отличался от рассудительности и сухости образов западных функционалистов, которые до сих пор обращают внимание, а иногда и напрямую подражают российским авангардистам. Например, арка Дефанса идет от образа «горизонтального небоскреба», Эль Лисицкого. Опера – Бастиль родственна проекту театра Мейерходьда М.Бархина и С.Вахтангова. Стеклянные пирамиды во дворе Лувра в Париже напоминает стеклянную пирамиду в комплексе Дворца культуры Пролетарского района в Москве арх. И. Леонидова (1930г.).

К середине 20-х годов сложились два первых объединения советских архитекторов. В 1923 г. появляется Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), куда входили Н.Ладовский, В.Кринский, К.Мельников и другие архитекторы, выдвигавшие идею синтеза архитектуры и искусства с целью создания на основе психофизических законов «рациональной» архитектуры, обладающей «эмоционально-эстетическими качествами и свойствами».

В 1925 г. возникает Объединение современных архитекторов (ОСА), куда входили братья Веснины, М.Гинзбург, И. Николаев и др., называвшие себя конструктивистами и ставившие своей целью преобразование окружающей среды путем «функционального метода» на основе прогрессивных производственно-бытовых процессов, типизации и стандартизации массового строительства. Между ОСА и АСНОВА постоянно шла острая полемика. Общее, что объединяло эти организации «новой архитектуры», - борьба против эклектики и отрицание классики.

В 1928 г. возникло новое архитектурное объединение – из АСНОВА выделилась Ассоциация революционных урбанистов (АРУ) во главе с Н.Ладовским, который считал первостепенной задачей архитектуры решение проблем градостроительства.

Новая творческая группа Всероссийского Общества Пролетарских Архитекторов (ВОПРА) возникло в 1929 году. Основой своего творческого метода вопровцы (К.Алабян, А.Мордвинов, В.Бабенков и др.) провозгласили «всесторонний охват архитектуры во взаимосвязи всех ее элементов: социально – экономических, эмоциональных, идеологических и конструктивно – технических». Они отстаивали архитектуру как искусство и утверждали ее главенство при создании художественно организованного пространство. Наряду с использованием всех достижений науки и техники они прозывали к овладению архитектурным опытом прошлого, в частности, классикой.

К концу 20-х годов наиболее прогрессивные архитекторы (В.Веснин, М.Гинзбург, И.Леонидов) осознали, что обособленность творческих организаций неизбежно ведет к регрессивной узкогрупповой замкнутости. Собранием актива архитектурных групп и организаций Москвы в 1932 году было вынесено постановление о ликвидации отдельных обществ и создании Союза Советских Архитекторов, ставшего генератором передовых творческих идей лучших зодчих страны.

Большинство ведущих мастеров архитектуры 1920-х годов наряду с практической деятельностью проводили подготовку новых архитектурных кадров. Б.Ладовский, И.Голосов . К.Мельников во ВХУТЕМАСе для архитекторов и дизайнеров декларировали рационализм. Братья Веснины в Высшем техническом училище им. Баумана готовили инженеров – архитекторов, проповедуя идеи конструктивизма. В 1933 г. для развития архитектурной науки и подготовки кадров архитекторов высшей квалификации была создана Академия архитектуры СССР, объединившая опыт мирового зодчества и прогрессивные достижения современной строительной практики.

Простота архитектурных форм 1920-х годов диктовалась демократическими идеалами мирового «интернационального» стиля. Творчеством рационалистов и конструктивистов был создан стиль архитектуры 20-х годов. Близкое к этим направлениям течение структурализма появилось в середине 1920-х годов. Идея структурирования архитектурной композиции путем объемно – пространственного вычленения групп рабочих и подсобных помещений Самым ярким произведением структурализма этого периода стало здание Госпрома в Харькове (арх. С.Серафимова, М.Фельгер, С.Кравец), 1926 – 1928г.г.) (рис. 151 ).

К началу 1930-х годов постепенно изменяется стилевая направленность советской архитектуры. Стала очевидной малая пригодность функционализма при возведении уникальных крупных общественных сооружений. Правительственные круги требовали от архитектуры отражения победы социализма. Развитие функционализма было приостановлено Постановлением ЦК ВКП(б)1932г. «О перестройке литературно – художественных организаций». Оно ориентировало архитекторов на применение в проектировании исторического наследия. Архитекторы снова обратились к классическому наследию, как арсеналу композиционных принципов, приемов и форм. Отличительной чертой неоклассицизма этого времени становится упрощение архитектурных форм с целью их большей монументализации, композиции приобретают крупные членения.

 

Рис. 151 Рис 152

Особое место в советской и мировой архитектуре этого периода занимает Мавзолей В.И.Ленина (1929-1930) (рис. 152). Архитектура Мавзолея – гениального произведения А.Щусева, была создана как новаторское применение классических «законов красоты» в решении художественного образа. Построенный как здание - памятник, Мавзолей стал архитектурно-композиционным центром ансамбля Красной площади благодаря доминирующему положению, идеальным пропорциями выразительному образу.

 



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 445;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.