Строгий классицизм Московской школы.
В условиях сложившейся планировки центра Москвы, в период строгого классицизма композиции дворцовых зданий часто менялись в соответствии с регламентирующими требованиями и значением места, отведённого под строительство.
Работая над частными заказами, Баженов, широко использующий приём 3-х частной композиции в постройках Москвы, часто отказывался от курдонера и спрямлял линию главного фасада, следуя регулярным градостроительным правилам. Наряду с этим московскими архитекторами использовались и более свободные по группировкам объёмы, которые нередко живописно сочетались с древними градостроительными доминантами. Синтез регулярного с живописным старым – одним из ведущих принципов формирования зданий и ансамблей Москвы и других старинных городов России.
Одно из самых замечательных зданий Москвы, созданное Баженовым в 1784 – 1786 годах – Усадьба Пашкова.
Здание возвышается напротив Кремля. Главный объем здания и флигели расположены строго по красной линии улицы, а парадный подъезд устроен с противоположной стороны (рис.135).Это пример трехчастной дворцовой композиции, организующей участок Моховой улицы у её поворота к Калининскому мосту.
Рис. 135
Главный центрический объём здания, обработанный с четырех сторон пилястрами композитного ордера, целостностью и ясностью своих форм отвечает Кремлёвским постройкам и связан композиционно с другими, окружавшими его древними зданиями. Над центральным объёмом сооружён бельведер круглой формы, карниз которого поддерживается парными колоннами. До пожара 1812 года бельведер имел более лёгкие формы чем сейчас.
В Москве Баженов построил ещё много жилых домов, усадеб и храмов, среди которых наиболее значительными являются колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих (1780-е годы), на Б. Ордынке и дом Юшкова на улице Кирова в Москве, Инженерный замок и павильон Инженерного замка в Петербурге (1797 – 1800гг.)
В.И. Баженов умер в 1799 году, не воплотив в жизнь очень многих своих гениальных замыслов.
Другим гениальным зодчим этого времени являлся ближайший соратник В.И. Баженова – М.Ф.Казаков.
Творчество Матвея Фёдоровича Казакова (1738 – 1812гг.)
М. Ф. Казаков – сын мелкого чиновника, вышедшего из крепостных. Архит6ектурное образование Казаков получил в школе Ухтомского. Практическая работа Казакова началась с реконструкции Твери. Его многолетняя творческая деятельность имела огромное значение для формирования основных типов зданий и сооружений, а также для разработки основных своеобразных черт русского классицизма. Если Баженов всё время искал более монументальные, зрелые формы классической архитектуры, то у Казакова они достигают поразительного совершенства, давая возможность осуществлять самые разнообразные замыслы.
Одним из наиболее крупных зданий Казакова является
Здание Сената в Кремле (1776 – 1787гг.) (рис.136)
Треугольное в плане, с тремя внутренними дворами, здание органично вписалось в сложившуюся структуру Кремля. Доминантой композиции является зал конференций, который и выделяется куполом, оболочка которого имеет четкое гиперболическое очертание. Купол лежит на мощном армированном кольце, шириной 5 м, а высотой 2 м, которым служит антаблемент покрытия барабана. В барабане 24 окна. Такое решение главного объема здания идет от древнеримских ротонд. Купол производит впечатление легкости. Он ориентирован на Красную площадь и вместе с Сенатской башней, он предопределил дальнейшее формирование центра ансамбля этой площади. Со стороны соборов спокойные протяженные фасады согласованы с древними стенами Кремля.
Интерьеры здания представляют собой образцы зрелого классицизма.
Рис. 136
Наиболее характерные черты зданий Казакова – строгость и простота фасадов, гладкая, без вычурных украшений поверхность стен, композиции, в которых четко выделенный главный корпус здания, симметрично расположенные боковые флигели, колонны, над которыми возвышается фронтон. Этот принцип выдержан в проектах зданий Московского университета и Голицынской больницы
Голицынская больница (1796 – 1801гг.)
Это здание (рис. 137), повторяя схему усадебного дворца, отличается исключительной ясностью композиции, благородной простотой форм и пластичной мягкостью стенового массива. Римско-дорический портик и возвышающийся над ним высокой купол больничной церкви создают мощный объемный и ордерный акцент, по обе стороны которого расположились женская и мужская половины больницы.
В композиции здания больницы доминирует центральный объём церкви, перекрытый куполом с двойной оболочкой и завершенный лёгкой декоративной ротондой. По другую сторону здания – парк, спускающийся к Москва-реке.
Рис.137 Рис. 138
О мастерстве Казакова в разработке классических интерьеров можно судить по Колонному залу Благородного Собрания в Москве.
Колонный зал Благородного Собрания (1784 -1790)
Трехэтажное здание Благородного собрания, где 2 и 3 этажи объединены в один праздничный зал является одним из лучших образцов творчества Казакова. (рис. 138). Единственные каменные конструкции зала - это несущие стены, а всё остальное выполнено из дерева и кирпича с облицовкой под белый мрамор с позолотой. Помещение зала перекрыто деревянными фермами, к которым крепятся конструкции потолка. Со всех 4 сторон зал окружает облицованная штукатуркой под белый мрамор коринфская колоннада. Каждая колонна собрана по толщине из четырех бревен. В сочетании с люстрами и зеркалами на стенах, белоснежная колоннада создаёт праздничный и изысканно-строгий интерьер. Над окнами 3 этажа в интерьере использованы люнеты – срезы килевидной формы.
М. Ф. Казаков построил в Москве более 50 зданий. В создании пространственной композиции своих сооружений архитектор оперировал прежде всего объемами, используя ордер только для выявления основных архитектурных акцентов. В его произведениях высокая художественная культура сочеталась с технической смелостью конструкций.
Казакову принадлежит здание Университета в Москве, комплекс зданий на ул. Ильинке, дом Барышникова, дом Губина, дом Демидова.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 312;