Тема 3.11. Архитектура и искусство советского периода
Первая мировая война 1914 – 1918 г. и февральская буржуазная революция 1917 г. нарушили сложившуюся государственную систему и экономику России. Произошедшие в стране перемены негативно сказались на всей культуре страны. Почти полностью прекратилось строительство.
Октябрьский переворот 1917 года внес коренные изменения в политическую, социальную и культурную сферы жизни России. Процесс становления советской архитектуры происходил одновременно с процессом развития экономики и культуры Советского государства. В развитии мирового зодчества советская архитектура представляет собой новый этап, рожденный новым социальным строем.
Несмотря на трудный период в экономике страны, разруху во всех областях хозяйства, послереволюционные годы были насыщены поистине общенародной творческой атмосферой. Первые годы характеризовались в целом романтически приподнятым восприятием новой жизни.
Перед архитекторами возникли совершенно новые социальные и идеологические задачи, не имевшие аналогий в мировом зодчестве. Знаменательно то, что в отличие от представителей других творческих профессий, практически никто из крупных русских архитекторов не выехал в эмиграцию и, несмотря на трудности, они сразу приступили к работе. В 1918 году в Москве была создана проектная мастерская под руководством А.Щусева и И.Жолтовского, занявшаяся разработкой нового генерального плана города.
С первых шагов Советская власть принимает меры по налаживанию городского строительства. Правительственными декретами принимаются законы об отмене частной собственности на землю и недвижимость, организации проектирования и строительства домов для рабочих, общественных зданий, электростанций и других промышленных объектов.
Поскольку сразу после Октябрьской революции о массовом жилищном строительстве не могло быть и речи, то 12 декабря 1917 года издается декрет «О реквизиции квартир богатых для облегчения нужд бедных». Тысячи рабочих с семьями из коечно – каморочных окраинных трущоб переселились в особняки и доходные дома центральных благоустроенных районов городов. Новым формам общественной жизни должны были соответствовать и новые типы жилья. Многих архитекторов вдохновляла идея создания принципиально новых типов зданий – домов-коммун, объединяющих индивидуальные жилища и общественно-бытовые учреждения в одной объемно - пространственной композиции (рис. 146, арх. Н. Ладовский, 1919 г.)
Другим мероприятием Советской власти была экспроприация дворцов царской фамилии и домов, принадлежавших знати. В бывших усадьбах разместились музеи, театры, школы, детские дома, больницы, избы - читальни. Наряду с использованием старых зданий для общественных учреждений, архитекторы стремятся создать принципиально новые проекты. Наибольшее их внимание привлекала разработка таких общественных зданий, как дворцы труда, «Храмы общения народа» (рис. 147, арх. Н.Ладовский, 1919 г.) и рабочие клубы.
Несмотря на то, что первые проекты так и остались на бумаге, их идейные принципы оказали большое влияние на дальнейшее развитие советской архитектуры.
В 1918 г. сформировался проект монументальной пропаганды, по которому в Москве и Петрограде были установлены памятники видным революционным деятелям. К нему подключились художники, скульпторы, поэты, драматурги, архитекторы. В 1919 году В.Татлин создает проект памятника III Интернационалу (рис.148). В нем внутри гигантской (400 м.) спиральной башни располагались друг над другом четыре объема с рабочими помещениями внутри. Кубический объем законодательных органов Коминтерна должен был вращаться со скоростью один оборот в год. Объём в виде усеченной пирамиды, заключавший в себе исполнительные органы вращался со скоростью один оборот в месяц, а цилиндрический объём секретариата - один оборот в неделю. Венчал композицию полусферический объём. Это одна из первых попыток создания символизма в советской архитектуре. Кроме того, проект памятника можно отнести к новой форме «трансформирующейся» архитектуры, появившейся в мировом зодчестве только в конце ХХ века.
Рис. 146 Рис.147 Рис. 148
Наряду с созданием новых памятников, Советское правительство в 1918г. издает декрет «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», положивший начало большой работе по охране и реставрации архитектурных и других памятников культуры.
Поиск методов наиболее полного решения возникших архитектурных задач сопровождался борьбой мнений, взглядов и тенденций, порождая избыток деклараций и проектных материалов. Однако бум «бумажного» проектирования в первые годы после революции, несмотря на малую практическую отдачу, сыграл в целом положительную роль в формировании не только советской, но и мировой архитектуры.
Историю советской архитектуры можно разделить на четыре этапа:
1917 – 1932 г.г. - этап становления советской архитектуры
1933 – 1941 г.г., - архитектура предвоенного периода
1945 – начала 1950-х г.г- архитектура восстановительного периода
Последний этап развития советской архитектуры - середина 1950-х - 1991г.
В процессе своего становления и развития советская архитектура всегда участвовала в решении важнейших задач преобразования материальной и духовной жизни страны. Высокий гражданский пафос стал одним из важнейших качеств, определяющих содержание советской архитектуры.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 340;