Восприятие пространства и изобразительная деятельность
В процессе изобразительной деятельности особую важность представляет познание пространственных свойств предметов (пространство — одна из основных форм существования материи). В условиях специфики изобразительной деятельности процесс познания пространственных свойств объектов, их формы, конструкции, величины, объема осуществляется прежде всего посредством зрительных и осязательных восприятий.
Необходимо подчеркнуть, что существенное значение в формировании любого вида восприятий имеет обязательное участие в них двигательных (кинестезических) ощущений, которые возникают вследствие сокращения мышц при движениях различных органов тела. Мышцы, являясь рабочими органами (эффекторами), вместе с тем есть важные органы чувств (проприоцепторы), дающие информацию своим сокращением как о положении в пространстве нашего тела и его частей, так и о пространственных и временных свойствах (величине, форме, пространственном расположении, движении) воспринимаемых человеком предметов. Причем мышечные ощущения вступают в тесный контакт с другими ощущениями, возникающими в одно и то же время с первыми. В результате этого образуются функциональные системы восприятия, благодаря которым осуществляется отражение явлений и объектов реальности во всем многообразии их характеристик.
В процессе изобразительной деятельности зрительно-двигательная функциональная система восприятия проявляется в двух основных формах. Первая из них характеризуется непосредственно движением глаза и головы. Благодаря высокому устройству своей двигательной системы глаз может совершать бесчисленные и самые разнообразные движения. Эти движения глаза обычно производятся по контурам, местам изгибов формы, местам изменения направления контуров, плоскостей объемной формы и другим «опознавательным» точкам зрительно воспринимаемых объектов. Глаз как бы ощупывает последовательно все части предмета и весь предмет целиком. И. М. Сеченов называл глаз «щупалом», подчеркивая при этом важнейшее значение ощупывающих движений глаза в чувственном познании объектов. Большой интерес представляет экспериментальное изучение движений глаз в процессе зрительного восприятия предметов и различных изображений (репродукций с произведений художников, фотографий). Эксперименты фиксируются записью движений глаз при помощи киносъемки, осуществляемой в момент зрительного восприятия экспериментального объекта.
Выделение основного в объектах, раскрывающих содержание изображения, определяется связью восприятия с мышлением. Движения глаз отражают процессы человеческого мышления, и поэтому записи их позволяют судить о мышлении наблюдателя, которым сопровождается рассматривание объекта. В каком порядке и к каким элементам глаз обращается больше всего при восприятии конкретных изображений.
Было установлено, что глаз наблюдателя, в первую очередь, концентрирует свое внимание на контурах, и очертании объекта, лицо важнее для глаза, чем фигура, а фигура важнее, чем детали и предметы обстановки. А в чертах лица внимание глаза фиксируется на глазах, губах, носе, как наиболее полно и выразительно раскрывающих душевное состояние человека. Особенно привлекают зрителя глаза (поговорка — «глаза — зеркало души человека»).
Итак, процесс творческого «видения», процесс зрительного восприятия изображаемых объектов и произведений искусства нельзя разрывать от процессов мышления личности. В сущности создание художественного произведения, композиции (живописной или графической) есть организация, компоновка на картинной плоскости пространства и времени путем определяющих и строящих композицию линий, и прежде всего линий контура, т. е. границ между двумя разными по цвету или освещенности участками картины.
На важную роль контура для узнавания объектов, для познания их строения, формы, пространственного положения, т. е. для познания сущности предметов действительности указывал Сеченов. «...Контур предмета, как линия его раздела от окружающей среды, принадлежит к самым резким чертам всякого видимого образа. С другой стороны, глаза при смотрении на предмет всегда бегают от одной характерной точки к другой, следовательно, пробегают, между прочим, и по его контуру. Поэтому во всех случаях, когда плоскостная форма предмета отличается определенностью, след в сфере мышечного чувства, оставляемый передвижениями глазных осей по контуру, будет тоже определенным...» (51, 346).
Говоря о контуре предметов изображения и о линиях на плоскости картины, необходимо заметить, что в изобразительном искусстве. контур, в подавляющем большинстве, понимается не как самостоятельная линия, независимая от каких-либо факторов, а как линия перехода одной формы в другую с учетом перспективного сокращения форм и, что не менее важно, — с учетом конструктивных закономерностей построения каждой формы и распределения градаций света и тени. При таком представлении контура линия контура является уже не плоской, проволочной линией, а линией, заключающей в себе объемные плоскости в перспективе, границу соприкосновения и раздела объекта с окружающим его миром, т. е. линией, выявляющей положение объемной массы предмета в пространстве.
Так же понимается линия и в скульптуре. Другая форма зрительно-двигательной функциональной системы восприятия проявляется в одновременном восприятии объекта изображения как посредством зрения, так и движением руки.
Большое значение для зрительного восприятия объема, рельефа предмета имеет распределение светотени на поверхности его. В сущности, предмет зрительно воспринимается только тогда, когда светотень выявляет форму и объем предмета.
Светотень является следствием различного положения предмета и ограничивающих его поверхностей относительно источников света.
Так как окружающие предметы реально существуют и существуют реальные источники света, то мы имеем определенные, объективные законы светотени. Зрительно воспринимаемая яркость освещения предмета в реальном пространстве зависит от:
1) силы источника света;
2) расстояния от источника света;
3) угла падения лучей света на поверхность предмета;
4) свойств поверхности предмета (фактура и цвет);
5) положения наблюдаемого предмета относительно окружающих его предметов и свойств этих предметов — расстояния до них, их окраски, величины.
4.Общие закономерности процесса восприятия и изобразительная деятельность.
Восприятие, являясь познавательным процессом, характеризуется рядом закономерностей, основными из которых являются: целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, установка, константность.
Целостное восприятие действительности — основной принцип изобразительного искусства. «Увидеть явление в его целом, схватить и держать это целое в орбите непристанного внимания, разрабатывая детали до их необходимого звучания в симфонии целого — и композиционного и колористического — это и есть основа основ искусства» (Иогансон).
Любой предмет, являясь комплексным раздражителем, состоящим из целого ряда частей и отличающимся разными признаками, воспринимается целиком, в единстве всех своих качеств и признаков, что и обусловливает обобщенность, целостность восприятия.
Цельное видение художника – это специфическое, профессиональное, аналитеко-синтетическое видение , это ценная способность зрительно воспринимать предмет или явление, выделяя при этом главное, существенное из малозначащего, отличать типичное от характерного, определяя при этом внутреннюю связь между отдельными частями.
Физиологически узнавание объясняется актуализацией, т. е. оживлением образовавшихся ранее временных связей, которые начинают восстанавливаться при встрече человека с теми же объектами или сходными с ними. Причем, чем прочнее временные связи и тоньше их дифференциация, тем точнее и быстрее будет узнавание. Надо отметить, что узнавание возможно лишь при опоре на опознавательные признаки объекта, при помощи которых человек включает его в определенную группу объектов, не рассматривая остальных его свойств и качеств.
Осмысленность является характерной чертой любого восприятия человека. С самого начала процесса восприятия объектов и явлений действительности человек стремится, опираясь на свои знания и практический опыт определить что это такое?, или — а как это будет в данном предмете?
Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение — конструкцию. Отдельные части, детали предмета находятся в определенных соотношениях между собой.
Все окружающие нас предметы имеют в своей основе строение геометрических тел. «Этот предмет имеет кубическую форму, этот — призматическую, а этот — цилиндрическую, шарообразную и т. д.». Более сложные объекты обычно называют «комбинированными», имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. Геометрическая основа строения предметов окружающего мира не значит конечно, что в изобразительной деятельности надо конкретные предметы заменять абстрактными геометрическими телами. Вся сложность заключается в том, чтобы увидеть за внешними очертаниями ее конструкцию, а потом построить форму предмета в рисунке в виде упрощенных геометрических тел, постоянно усложняя ее до полного реалистического изображения.
В процессе изобразительной деятельности большое значение имеет апперцепция восприятия, которая проявляется в выбирании главного в объекте восприятия. Апперцепция обусловливается влиянием прошлого опыта, целей и интересов художника на процесс восприятия. Эта апперцепция является профессиональной у художника и имеет устойчивый характер. Сами художники обычно это явление называют умением «видеть» натуру. Иногда это называется также «постановкой зрения».
Являясь определенной формой отношения человека к окружающим предметам, обусловленного значением этих предметов, избирательность восприятия, особенно ярко выражена у художника. Это объясняется тем, что специфика процесса изображения такова, что художнику постоянно приходится выделять одни предметы и опускать другие, обращать свой взор на одни качества и свойства и стараться не замечать остальные
В восприятии художника запечатлевается не весь предмет или явление со всеми деталями и подробностями, а выборочно, лишь самое главное, характерное, то есть именно то что ему нужно сейчас или будет нужно впоследствии, чтобы раскрыть и подчеркнуть в художественном образе подмеченные особенности натуры, ее состояние ее конструкцию или ее особые эстетические качества такие как: пластичность формы, цвет, колорит, мимо которых большинство людей проходит, не замечая их. П. П. Чистяков, утверждал: «По-настоящему, прежде всего надо научить глядеть на натуру, это почти самое необходимое и довольно трудное».
Установка восприятия заключается в восприятии уже известного объекта определенным образом, обусловленным предшествующими восприятиями. Установка восприятия– это значит рисующий должен знать, что прежде всего он выберет в натуре и, в зависимости от этого как следует смотреть на натуру, чтобы зафиксировать обязательно то, что необходимо для изобразительных целей.
Различают константность восприятия цвета, константность восприятия величины предмета и константность восприятия формы предметов.
Кусок угля, освещенный ярким солнечным светом в летний полдень, посылает в 8—9 раз большее количество света, чем мел в сумерки, но и в этих условиях кусок угля смотрится как черный. А лист белой писчей бумаги мы воспринимаем белым при любом освещении (даже в сумерки, когда освещенность ее уменьшается в 200—250 раз). Приведенные примеры свидетельствуют о явлении константности восприятия цвета.
Константность восприятия — это более или менее длительное постоянство отдельных свойств и качеств зрительно воспринимаемых объектов независимо от происшедших с ними изменений, хорошо видимых нами.
Константность восприятия цвета заключается в сохранении действительного цвета предмета в изменившихся условиях освещения.
Под константностью восприятия величины объектов понимается сохранение видимой величины объектов при удалении их на различные расстояния (сравнительно небольшие).
Константность восприятия формы предметов проявляется в неизменности восприятия формы предмета условиях изменения положения его относительно линии взора зрителя.
Итак, любое восприятие следует рассматривать как сложный, последовательно развивающийся процесс. В самом начале — это иррадиация (очень разлитое и смутное восприятие), потом концентрация (более четкое, но нерасчлененное восприятие) и затем — дифференциация (уточненное восприятие). Определенная последовательность этапов процесса восприятия имеет место как в восприятии, протекавшем в короткое или достаточно продолжительное время. В процессе моментального восприятия, происходит узнавание объекта или определение какого-либо его свойства, признака.
Для глубокого и полного познания объектов действительности необходимо восприятие как реакция детального видения. Этот вид восприятия совершенно необходим в процессе изучения предмета, служащего объектом изображения на бумаге. Однако часто сама специфика изобразительной деятельности обусловливает ведущую роль моментального восприятия в познании свойств изображаемого объекта. То есть, нередко художник должен за очень короткое время, буквально за 2-10 минут, изобразить главное в натуре — конструктивное построение, перспективное сокращение форм, передать движение, цвет. В этом случае передача указанных свойств натуры, и на этой основе изучения натуры, познание ее особенностей и закономерностей, возможно лишь при помощи кратковременного, очень быстрого рисунка с натуры — наброска. Как правило, процесс восприятия при быстром выполнении наброска характеризуется ярко выраженными чертами реакции быстрого, моментального восприятия.
Процесс изображения немыслим без конкретности и определенности цели восприятия, поэтому успех изображения неразрывно связан с тем, как организовано наблюдение.
Наблюдением называется целенаправленное восприятие. Физиологической основой наблюдения служат разнообразные, отличающиеся сложностью, взаимоотношения первой и второй сигнальных систем. С самого начала наблюдения происходит словесная формулировка целей и задач, которые и направляют процесс восприятия на определенные стороны, качества предметов и явлений действительности. При таких обстоятельствах временные связи второй сигнальной системы оказывают регулирующее воздействие на первую сигнальную систему. Происходит и противоположный процесс — все богатство результатов наблюдения, т. е. все многообразие чувственной информации, полученной посредством восприятия, отражается во второй сигнальной системе, обозначаясь тем или иным словом. Это, в свою очередь, ведет к постановке новых вопросов, новых задач для последующего наблюдения. Причем новые вопросы и задачи выражаются словесно и актуализируют новые временные связи во второй сигнальной системе. Таким образом, в процессе наблюдения первая и вторая сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии.
Частые упражнения в наблюдении обычно завершаются развитием наблюдательности, заключающейся в выделении существенных, наиболее характерных, но малозаметных и кажущихся несущественными, особенностей предметов и явлений.
Являясь психическим свойством личности, наблюдательность не является врожденным, передающимся по наследству свойством. Наблюдательность развивается в процессе упражнений в наблюдении и определяется жизненным опытом, знаниями человека. В процессе той или иной деятельности человек постоянно сравнивает, сопоставляет самые различные предметы, их части, отдельные качества, замечает то общее, что объединяет, связывает их, и то индивидуальное, присущее только данному объекту, что служит отличительными признаками каждого наблюдаемого объекта, учится выделять главное в воспринимаемом.
Для развития наблюдательности необходимо высокое качество организации процесса восприятия и необходимы, прежде всего, условия успешного проведения наблюдения, которыми являются ясность и четкость задачи наблюдения, активность наблюдения, систематичность его, планомерность.
Наблюдательность художника обусловливает и активное участие мыслительных операций в процессе изображения, и прежде всего сравнения, обобщения, анализа и синтеза. Как правило, художники отличаются развитой наблюдательностью. Специфика изобразительного творчества требует от художника накопления богатства впечатлений, многообразия наблюдения. Художники должны постоянно наблюдать, замечать многие, не приметные, на первый взгляд, вещи, явления. Так, постепенно наблюдательность становится неотъемлемой чертой личности художника.
Б. В. Иогансон. «Каждый из нас, начиная с детства и до зрелого возраста, накапливает драгоценные впечатления, богатейшие жизненные наблюдения. Мы, художники, профессионально являемся непрерывными наблюдателями. Например, даже сидя за столом президиума какого-либо собрания (что бывает со мной очень часто), я невольно ловлю себя на том, что все время наблюдаю, как сидит тот или иной человек, замечаю, что позы почти не повторяются: у одного наклон головы такой, а у соседа — другой и т. д. Эти жизненные впечатления и наблюдения остаются на «полочках» нашей памяти» (20, 21)
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1350;