Восприятие — это процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств.
Человек получает знания об окружающей действительности через ощущения, и через восприятия. Являясь звеньями единого процесса чувственного познания, обе эти формы отражения реальности неразрывно связаны друг с другом. Вместе с тем и ощущения и восприятия имеют свои отличительные особенности. В результате ощущения мы получаем знания об отдельных свойствах и качествах предметов, а в результате восприятия мы получаем целостный образ предмета или явления.
Рисуя с натуры грушу, ученик обращает внимание на зеленовато-желтый цвет груши, ее величину, округлую форму, пространственное положение, душистый запах. И вместе с тем эти качества груши воздействуют не изолированно друг от друга, а в сочетании, в единстве — в процессе изучения натуры и ее изображения у школьников формируется целостный образ груши как объекта, характеризующегося определенной формой, цветом, весом, запахом, вкусом. И достаточно потом сказать учащемуся слово «груша», как в его памяти возникает этот целостный образ груши.
Физиологическую основу восприятия составляет тесное взаимодействие различных анализаторных систем или отдельных частей одно: о и того же анализатора и образование на основе этого условных рефлексов на комплексные раздражители. В результате у человека возникает более или менее сложный образ предмета или явления в целом.
Восприятие выражается совокупностью разнообразных ощущений, но не есть сумма ощущений. Восприятие — сложный психический процесс, который определяется сочетаниями и взаимодействиями различных ощущений,
Таким образом, восприятие, являясь связующим звеном между ощущением и мышлением в едином процессе познания, представляет собой сравнительно более высокий по отношению к ощущению уровень чувственного познания.
Фрейдистская эстетика полностью исключила из области искусства функцию познания. В противоположность этому Р.Арнхейм утверждает, что искусство представляет собой именно процесс познания. По его словам, главная опасность, которая угрожает искусству, заключается в утрате понимания искусства. «Мы отрицаем дар понимания вещей, который дается нам нашими чувствами. В результате теоретическое осмысление процесса восприятия отделилось от самого восприятия и наша мысль движется в абстракции. Наши глаза превратились в простой инструмент измерения и опознания — отсюда недостаток идей, которые могут быть выражены в образах, а также неумение понять смысл того, что мы видим».
Теория эстетического восприятия, которую развивает Арнхейм, строится на том, что восприятие, в основе своей, представляет познавательный процесс, определяемый формами и типом зрительного восприятия. Рассматривая восприятие искусства как познавательный процесс, Арнхейм указывает на специфические особенности этого познания. Прежде всего он делает акцент на том, что эстетическое восприятие не пассивный, созерцательный акт, а творческий, активный процесс. Оно не ограничивается только репродуцированием объекта, но имеет и продуктивные функции, заключающиеся в создании визуальных моделей. Каждый акт визуального восприятия, по мнению Арнхейма, представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор существенных черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию в целостный визуальный образ. Зрительное восприятие в трактовке Арнхейма — активный, динамический процесс. Зрение не может быть измерено в статических, количественных единицах — сантиметрами, длиной волн и т. д., поскольку оно включает в себя как важнейший, существенный элемент напряжение, динамическое соотношение сил. «Каждая визуальная модель динамична... Любая линия, нарисованная на листе бумаги, любая наипростейшая форма, вылепленная из куска глины, подобны камню, брошенному в пруд. Все это — нарушение покоя, мобилизация пространства. Зрение есть восприятие действия».
Этот активный и творческий характер визуального восприятия имеет, по мнению Арнхейма, определенное сходство с процессом интеллектуального познания. Если интеллектуальное знание имеет дело с логическими категориями, то художественное восприятие, не будучи интеллектуальным процессом, тем не менее опирается на определенные структурные принципы, которые Арнхейм называет «визуальными понятиями». Он выделяет два типа таких понятий — «перцептивные», с помощью которых происходит восприятие, и «изобразительные», посредством которых художник воплощает свою мысль в материал искусства. Таким образом, восприятие заключается в образовании «перцептивных понятий», точно так же как и художественное творчество представляет собою «образование адекватных изобразительных понятий». Арнхейм придает большое значение этим понятиям в процессе художественного восприятия и творчества. Он даже говорит, что, если Рафаэль родился бы без рук, он все равно остался бы художником.
По мнению Арнхейма, визуальное восприятие продуктивный, творческий процесс и по своей структуре представляет собой чувственный аналог интеллектуального познания.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1286;