Тема 3.3. Культура Средневековья.
Цивилизация европейского средневековья представляет собой качественно своеобразное целое, являющееся следующей после Античности ступенью развития европейской цивилизации. Переход от Античного мира к Средним векам был связан с падением уровня цивилизации: резко сократилась численность населения, пришли в упадок города, замерла торговля, примитивный государственный строй пришел на смену развитой римской государственности, всеобщая грамотность сменилась неграмотностью большинства населения. Но в то же время нельзя рассматривать Средние века как некоторый провал в развитии европейской цивилизации. В этот период сформировались все европейские народы (французы, испанцы, итальянцы, англичане и др.), сложились основные европейские языки (английский, итальянский, французский и др.), образовались национальные государства, границы которых в целом совпадают с современными. Многие ценности, воспринимаемые в наше время как общечеловеческие представления, которые мы считаем само собой разумеющимися, берут свое начало в Средних веках (идея ценности человеческой жизни, представление о том, что безобразное тело не препятствие для духовного совершенства, внимание к внутреннему миру человека, убежденность в невозможности появления в общественных местах в обнаженном виде, идея любви как сложного и многогранного чувства и многое другое). Сама современная цивилизация возникла в результате внутренней перестройки цивилизации средневековой и в этом смысле является ее прямой наследницей.
Посравнению с античностью, Средневековье – гораздо более динамичный период.
В это время активно развивались оба будущих конкурента – феодальное поместье и город. Развитие торговли и импорт предметов роскоши с Востока стимулировали отказ феодалов от хозяйственной изоляции. Торговля подпитывала и город, хотя в эту эпоху он был в первую очередь центром ремесла. Впрочем, приморские города (Венеция, Ганзейский союз, Генуя) распространяли свое торговое и политическое влияние на огромные территории и основали настоящие колонии.
Культурная, жизнь потихоньку перемещается из монастырей в город. Характерно, что именно в городах впервые появляются готические соборы в конце XII века. С конца одиннадцатого века стали появляться городские университеты. Даже монастыри часто строились в городах.
Вместе с расцветом городов, связанным с развитием торговли, промышленности (скажем скромнее - ремесел), появляются интеллектуалы, как одни из мастеров, которые водворились в них под влиянием разделения труда.
В XII веке существовали школы, привлекавшие студентов не только из близлежащих местностей или из той страны, где располагалась школа, но и из-за границы. Кроме того, в школах часто преподавали люди разных национальностей. Такого рода центры образованности были известны в средние века как stadium generale. Некоторые из этих школ, организованных на более или менее интернациональной основе, приходили в упадок и прекращали свое существование. Другие стали университетами.
Термин «университет» (universitas) поначалу означал совокупность профессоров и студентов, учащих и учащихся в определенном центре. Исходное употребление этого термина, следовательно, не соответствовало его современному смыслу. Мог быть «университет» преподавателей. Мог быть и «университет» студентов, или же тех и других, объединенных в сообщество.
Наиболее полную картину о восприятии вечности и дифференциации времени на прошедшее, настоящее и будущее можно составить, рассмотрев наиважнейший вид исторических источников Средних веков – летописи и хроники.
Громадную роль играли католическая церковь и христианская религия римско-католического образца. Религиозность населения усиливала роль церкви в обществе, а экономическая, политическая и культурная деятельность духовенства способствовала поддержанию религиозности населения в канонизированной форме.
Картина мира средневекового европейца уникальна. Она содержит такие свойственные древневосточному человеку черты, как одновременное сосуществование прошлого, настоящего и будущего, реальность и предметность потустороннего мира, ориентация на загробную жизнь и на потустороннюю божественную справедливость. И в то же время через пронизанность христианской религией этой картине мира органически присуща идея прогресса, направленного движения человеческой истории от грехопадения к утверждению на земле тысячелетнего (вечного) царства божьего.
Западная Европа раннего средневековья была культурным захолустьем по сравнению с Китаем, Индией или передовыми исламскими халифатами того времени. Б. Рассел писал: «По тогдашнему положению Западной Европы никто не мог бы сказать, что позднее она займёт главенствующее положение в мире по могуществу и культуре. Превосходством, достигнутым после Возрождения, мы обязаны отчасти культуре и научной технике, отчасти тем политическим учреждениям, которые были постепенно созданы в период средневековья».
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 266;