Тема 3.5. Современная культура
В ХХ веке европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты – Америку, Австралдию – и в большей или меньшей степени войдя в жизнь ряда азиатских и африканских стран, таких как Япония, Сингапур, ЮАР. В значительной степени утратило силу и прежнее противопоставление культур Европы и России. Имея в виду, что культура европейского типа уже не является характерной лишь для Европы, её обычно называют западной культурой.
Современная западная культура – это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Её главные герои – люди, умеющие делать деньги. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм. Достижения западной культуры ХХ столетия настолько значительны, что преобразовали жизнь всего человечества. Вместе с тем, западная культура внутренне противоречива и конфликтна. Вот только основные её противоречия: между свободой и насилием, элитарностью и массовостью, плюрализмом и унификацией, технизацией и гуманизацией.
Современное состояние мировой культуры – это некий этап развития единой культурной линии Запада. Основным чертами такого состояния являются:
- Вестернизация (от англ West – запад) - процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам. В пределах этой тенденции развиваются такие направления как
- Трансформация знания в информацию – смена модели познания, когда знание переходит в унифицированную и обезличенную информацию, которая в большей степени, нежели знание, поддаётся хранению и передаче без искажения.
- Прагматическая направленность – необходимым требованием, свойственным всем сферам жизни, становится жёсткий контроль и соизмерение с результативностью.
- Экономикоцентризм – стремление видеть в экономических процессах и процессах производства самое существенное, что происходит в человеческом обществе.
- Жёсткая специализация, которая затрагивает не только экономику, но и остальные сферы общества: от науки и искусства до политики.
- Ускорение прогресса – норма социальной жизни, направленная на поступательность развития.
- Демократизация - стремление к утверждению равных прав, свобод и возможностей, поддержание инициативности большинства населения.
Модерн– это тип культуры начала XX в., который применяется для обозначения нереалистических течений в искусстве: экспрессионизм, кубизм, футуризм, акмеизм, имажинизм, сюрреализм, «театр абсурда», школа «нового романа», «поп-арт», «оп-арт», кинетическое искусство и т. д. Это общее обозначение всех авангардистских направлений в XX в., противопоставляющих себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего». В рамках модерна разрыв с традицией еще не резок и принципиален, как в постмодерне.
Начало XX в. для культуры России – это удивительное время «серебряного века». Это время авангарда в живописи, русского балета и русских сезонов. Декадентство (от лат. – упадок) – это направление в культуре, выступающее как оппозиция к массовой культуре. Культ красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающийся эстетизацией греха и порока, противоречивыми, абсурдными переживаниями жизни, где есть только утонченность телесного наслаждения, стали главными чертами декадентства.
Ценность человека как личности уже зависит не от образования или культуры, а от того, какими вещами он обладает. Мы только по вещам узнаем о человеке. Человек меняет вещи, меняется и наше отношение к нему. Сегодня быт человека прост, уныл, человек нам не интересен, он не вызывает ощущений, вокруг него примитивное пространство. Завтра он меняет вещи, приобретает красивые и дорогие, мы уже воспринимаем человека иначе.
Характерной чертой культуры XX в. является чувство абсурда. Посмотрите дневники видных деятелей культуры, крупных экономистов, известных политиков – мы всегда в них найдем ощущение абсурда и трагизма. Абсурд – это понятие, указывающее на то, что мир выходит за пределы нашего представления о нем; этимологи чески это слово восходит к латинскому – неблагозвучный несообразный, нелепый, тайный, неявный, глухой. Культуролога (А. Введенский, Г. Померанц, В. Франкл и др.) обращают особое внимание на это последнее значение — «глухой», так как оно связано с особенностями новой культуры постмодерна — культурой языка Иными словами, абсурд в культуре воспринимается не как отсутствие смысла, а как смысл, который неясен, точнее, неслышим.
Для рационалистов абсурд – бездна, отделяющая правильный, разумный мир сознания от беспорядочной гармонии хаоса, со всех : сторон продуваемый ветрами смыслов, оформленных и неоформленных в языке. Абсурд – неявен, он одновременно имеет и не имеет место, то есть находится внутри и вне нашего мира.
Новые художественные направления в начале XX в. заявляли о себе как об искусстве в высшей степени «современном», наиболее чутко реагирующем на ритмику времени. Модерн – в узком смысле – это новое искусство, призванное обслуживать новые идеи. И если культура обратилась к вещи, как к некоей доминанте бытия, то искусство модерна – это искусство вещи, эстетизация вещи. Модернизм – это понимание человеком значения самого творческого процесса, это выработка в искусстве форм и способов «выворачивать» свою персону для культуры и бытия.
Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки XIX в. (Ш. Бодлера во Франции, Р. Вагнера в Германии, О. Уайльда в Англии) был особенно важным. Главной предтечей модернизма в литературе стал американец Э. По, а его эталоном в драматургии явилась новая скандинавская литература (Г. Ибсен и др.). Стремясь к универсальному синтезу культуры, искусство активно взаимодействует с философией. Основополагающим для модернизма в целом стал пример таких мыслителей, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, а для России – В. С. Соловьев.
Современная эпохам находится под сильным влиянием постмодернизма. Это основное направление современного искусства, философии, педагогики и науки. Начав формироваться с конца Второй мировой войны, оно только с начала 80-х г.г. ХХ века проявилось как специфическое явление в эстетике, литературной критике и философии. Постмодернизм как эстетика будущего времени и превосхождение идеала современности прежде всего предельно широко трактует сферу прекрасного и сферу искусства. Сюда входят и садово-парковое искусство, и искусство прогуливаться, … т. е. эстетика повседневности в целом.
Футуризм. Целью искусства художников-футуристов, как и кубистов, становится создание новой реальности, в которой реальность конструируется только по субъективной воле художника-создателя. Футуризм из простого движения в искусстве становится социально-культурным, даже политическим движением, так как начинается с манифестов, деклараций, манифестаций.
Супрематизм – направление в русском искусстве, созданное Казимиром Малевичем, последователем футуристической живописи Пикассо. Малевич попытался создать еще одно направление, подобное кубизму, с новым пониманием пространства, пространства, которое движется. Его группа художников «Уновис» создавали манифесты, и архитектурные проекты, работала над дизайном вещей и рекламой, так как цель художников заключалась в том, чтобы завоевать социальное пространство.
Абстракционизм – направление в живописи, которое объединяет в себе и кубизм, и футуризм, и супрематизм. Абстракционизм – это общее название всех направлений, которые уходят от предметно изобразительности и переходят на изображение внутреннего мирахудожников. Абстракция – это не беспредметность, это пространство нового предмета, это новая вещь, связанная со смутными ассоциациями художника, она может быть логична, как мысль, и алогична, как образ. Она – новое пространство, новый предмет, новое ощущение, новый порядок, как хаос.
Авангардизм. В 1926 г. Мондриан – художник и идеолог авангардизма – выразил свои наставления современному художнику в; пяти правилах, опубликованных в работе «Жизнь и работа»:
1) Средством пластического выражения должна быть плоскость или прямоугольная призма основных цветов (красного, синего и желтого) и не-цветов (белого, черного и серого). В архитектуре пустое пространство должно быть принято за не-цвет, а строительный материал должен быть принят за цвет.
2) Необходима эквивалентность пластических средств. Различные по размерам и цвету, они тем не менее имеют ту же ценность. Равновесие предполагает большую поверхность не-цвета и меньшую поверхность цвета или материи.
3) Дуализм противоположности пластических средств требуется уже в самой композиции.
4) Постоянное равновесие достигается отношением положения и выражается прямой линией (границей пластического средства) в ее принципиальном противопоставлении.
5) Равновесие, которое нейтрализует и устраняет пластические средства, создается отношением пропорций, в которых они взяты и которые являются источником живого ритма.
Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века, и того, что достигло человечество к концу XX века.
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм – достаточно многообразное понятие. Ренессансный гуманизм, например, утверждающий мощь и свободу творческого человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой для избранных.
Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние свободу. Иными словами это не элитарный, а демократический гуманизм.
В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы, и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития.
XX в. сконцентрировал в себе все особенности сосуществования природы и человека, имеет огромный потенциал равно для дальнейшего прогресса и для уничтожения природной среды, самого человеческого общества.
Культура призвана воспроизводить накопленный человечеством духовный опыт и транслировать его дальше, следующим поколениям. Русский философ Э.Ю. Соловьёв пишет «Те, кого уже нет продолжают общаться с нами через оставленное ими наследие. Мы находимся во власти их заветов и в каждом новом поколении стоим перед задачей осмысленного отношения к заветам, которое одно только может уберечь от слепой покорности авторитету, с одной стороны, и от предательского беспамятства – с другой».
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 293;