Социально-экономическое развитие.


К середине 1980-х гг. СССР обладал достаточно развитой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства, что позволяло ему достичь определенных успехов в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс), и в основном обеспечивать себя, правда, на минимально допустимом уровне, продуктами питания и товарами широкого потребления. Однако, несмотря на определенные достижения в экономической сфере, советское государство находилось в глубоком предкризисном состоянии. Главной причиной его являлось прогрессирующие падение темпов роста промышленности, происходящее на фоне все ускоряющегося развития капиталистических стран. По данным экспертной группы Госкомстата СССР по статистике, валовой внутренний продукт страны в расчете на душу населения составлял в 80-е гг. около 37 % от уровня США. В тот же период прирост производительности труда уменьшился почти в два раза и вплотную приблизился к нулевой отметке. На единицу национального дохода в СССР расходовалось по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла, цемента в полтора раза больше. Катастрофически отставали от уровня развитых стран системы здравоохранения и образования. В сущности, отечественной экономикой была взята только одна “вершина” – достигнут военно-стратегический паритет с США.

Горбачев, понимал необходимость перемен и решительно взялся за их осуществление. Первым шагом в данном направлении стала разработка концепции ускорения социально-экономического развития страны, принятая на Апрельском (1985 г.). Пленуме ЦК КПСС. На этом Пленуме был взят курс на перестройку, хотя само понятие “перестройка” еще не было введено в оборот. По первоначальному замыслу, фундаментом перестройки должна была стать радикальная экономическая реформа.

Политика перестройки в экономической сфере осуществлялась в три этапа:

Первый этап (1985–1986 гг.) – попытка вывести страну из кризиса с помощью политики “ускорения социально-экономического развития страны”. Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. К концу ХХ в. предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала; повысить производительность труда в 2,3–2,5 раза. В то же время планировалось интенсифицировать производство на основе научно-технического прогресса, произвести структурную перестройку экономики, внедрять эффективные формы управления, организации и стимулирования труда. Лозунг ускорения не затрагивал основ экономической системы.

Программа ускорения требовала гигантских инвестиций в промышленное развитие и реконструкцию предприятий. Отдачу они могли дать лишь через 5-10 лет. Положение усложнили и некоторые негативные моменты, связанные с мировой конъюнктурой. Падение мировых цен на нефть, основной продукт советского экспорта, привело к сокращению валютных поступлений. Правительство вынуждено было резко сократить импорт, но сокращение это произошло за счет предметов потребления, лекарств, продовольствия; импорт машин и оборудования не уменьшился. Это еще более усложнило ситуацию на потребительском рынке. Значительных средств потребовали ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (1986 г.) и землетрясения в Армении (1987 г.). Сильным ударом по экономике стала антиалкогольная кампания, которая велась с 1985 г.

К 1986 г. стало ясно, что курс ускорения неэффективен и нужны более серьезные экономические преобразования. В ноябре 1986 г. был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Он разрешал индивидуальное предпринимательство в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. Кроме того, руководство страны пыталось инициировать широкое внедрение аренды и бригадного, семейного подрядов, особенно в сельском хозяйстве.

В 1985-1986 г. объем промышленного и сельскохозяйственного производства несколько увеличился, но уже в начале 1987 г. наметился спад. Модернизация машиностроения провалилась, программы развития приоритетных отраслей были сорваны. Это поставило руководство страны перед необходимостью начать глубокую экономическую реформу.

Второй этап перестройки экономической сферы (1987–1989 гг.) – попытка осуществления радикальной реформы управления экономикой. Ее можно назвать “неонэпом”. Были приняты законы “О государственном предприятии (объединении)” (1987 г.), “О кооперации СССР” (1988 г.).

Закон о государственном предприятии (объединении) предусматривал расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет и самофинансирование. Директивный государственный план заменялся госзаказом. Однако расширение прав предприятий привело к опережающему росту заработной платы, что не подкреплялось соответствующим объемом выпущенной продукции. Летом 1989 г. коллективы предприятий получили право брать их в аренду и выходить из состава министерства. Заводы и фабрики разных ведомств могли теперь объединяться в концерны, акционерные общества. Значительно расширилось число предприятий, имевших право самостоятельного выхода на внешний рынок.

Однако бюрократия центральных ведомств противодействовала реализации закона о госпредприятии. К тому же, его осуществление с самого начала должно было сопровождаться другими радикальными мерами (реформой ценообразования, материально снабжения и т.д.). Но этого не происходило.

Закон о кооперации существенно расширял возможности предпринимательства. В идеале его реализация должна была способствовать увеличению производства товаров народного потребления. На деле же кооперативы, в основном, действовали в торговой сфере и общественном питании. Многие кооперативы занялись посреднической деятельностью, сводившейся к покупке и перепродаже продукции государственных предприятий. Кооператоры сами устанавливали цены, которые превышали государственные в несколько раз, что вызывало недовольство населения.

Проблемы в экономической сфере лишь усугублялись. Старая административная система управления рушилась, новая – рыночная – не создавалась. В отношениях друг с другом предприятия все чаще использовали бартер, то есть прямой товарообмен, от чего страдало население. Антиалкогольная кампания, падение цен на нефть, расходы на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии (1986 г.) и землетрясения в Армении (1988 г.) вынудили правительство прибегнуть к иностранным займам. Государственный долг в 1990 г. более чем в два раза превысил уровень 1985 г. Стремительно исчезали товары первой необходимости, особенно дешевые. Товарный голод вел к ажиотажному спросу, еще более усиливавшему дефицит. На местах вводились карточки на сахар, масло, яйца, табачные изделия и алкоголь. Социальное недовольство проявлялось в рабочих забастовках. В этой ситуации единственной спасительной стратегией казался переход от государственной экономики к рыночным отношениям.

Третий этап экономического реформирования (1990-1991 гг.) – поиски путей перехода к рыночной экономике. Стратегия перехода к рынку разрабатывалась в двух альтернативных версиях.

Первую из них предложило в 1990 г. правительство Н.И.Рыжкова. Эта программа, созданная группой экономистов под руководством академика Л.И.Абалкина, была рассчитана на постепенный переход к рынку в три этапа. Предварительным условием рыночных преобразований должна была стать экономическая стабилизация страны. Авторы программы предлагали модель постепенной интеграции элементов рынка в сохраняющийся механизм государственного регулирования.

Альтернативная концепция перехода к рынку носила более либеральный характер. Эта программа, созданная группой экономистов под руководством С.С.Шаталина и Г.А.Явлинского, носила название “500 дней”. За этот срок предполагалось коренным образом реформировать экономику, провести приватизацию государственного имущества, отказаться от государственного ценообразования.

Попытка согласовать обе программы не удалась В связи с этим особые полномочия по выбору стратегии перехода к рынку были предоставлены Горбачеву, Президенту СССР с марта 1990 г. Он отверг программу Шаталина-Явлинского и поддержал проект Абалкина-Рыжкова. Отказ Горбачева от либеральной версии перехода к рынку продиктован политическими мотивами. Во-первых, программу Шаталина-Явлинского поддерживало российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным, с которым союзный центр конфликтовал. Во-вторых, эта программа требовала перераспределения полномочий от центра к республикам, на что Горбачев не мог согласиться.

В октябре 1990 г. Верховный Совет СССР одобрил “Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике”, которые были построены на проекте Абалкина-Рыжкова. В программу заложили новый, еще не апробированный эксперимент по созданию государственной рыночной экономики. Итогом подобной попытки могло бы стать или подавление старыми административными структурами чуждых им элементов рынка, или коммерциализация государственных структур.

Таким образом, радикальная экономическая реформа в том виде, как она задумывалась властями СССР, была нереальной. Между тем экономическая ситуация в стране приближалась к катастрофической черте. В 1990 г. впервые за послевоенный период был допущен абсолютный спад производства. По добыче нефти и угля, выплавке металла страна откатилась на позиции начала 1980-х гг. Нарушение межотраслевых производственных связей, необеспеченность сырьем поставили на грань остановки сотни предприятий. Старая административная система перестала функционировать, а новый рыночный механизм не был создан.

 



Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 341;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.