Политическая система.
За рассматриваемый период институты государственной власти не потерпели существенных изменений. По-прежнему высшим органом власти был Верховный Совет. Выборы в него проходили раз в пять лет, а сессии собирались ежегодно. Высшим, постоянно функционирующим органом государственной власти был Совет Министров СССР. Как и прежде, в основе управления страны основополагающим был принцип вертикальной связи, о формальной демократии свидетельствовали лишь формальные акты одобрения решений всех ветвей власти. С формально-юридической точки зрения множество важных норм демократии, направленных на укрепление законности, развитие самоуправления граждан, были закреплены в Конституции 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. В основу ее была положена концепция “развитого социализма”. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась прежняя политическая основа государства – Советы (народных депутатов). Верховный Совет состоял из двух палат: Совет Союза и Совет национальностей. Ядром политической системы назывались Коммунистическая партия. Сохранились основные положения о национально-государственном устройстве СССР.
В 6-й статье Конституции СССР 1977 г. формально узаконивалось монопольное положение КПСС в политической системе как “руководящей и направляющей силы” советского общества, “ядра его политической системы”, государственных и общественных организаций.
В целом период 1965-1985 гг. был временем относительно медленной эволюции институтов высшей партийной и государственной власти в СССР в рамках существующего общественно-экономического строя. Этот этап в развитии советской системы в 90-е гг. был назван “застоем”, когда руководство страны фактически законсервировало экономическую и политическую систему в рамках государственного социализма и исключило возможность радикальных перемен в жизни общества.
Политическая система СССР 1965-1965 гг. сохраняет свою преемственность с властными институтами предшествующих десятилетий. Важнейшими аспектами этой преемственности было отрицание принципа разделения властей, парламентаризма, политический монополизм и превращение партийных структур в надгосударственные на всех уровнях управления обществом. Фактически партия сама превратилась в элемент государственной структуры.
В 1965-1985 гг. интенсивно росли ряды партии. В КПСС состоял весь бюрократический аппарат и значительная часть карьеристки настроенный интеллигенции. К сер. 80-х гг. в КПСС насчитывалось около 19 млн. членов и кандидатов (в 1966 г. –12,4 млн.). Исключение из партии автоматически влекло за собой снятие со всех руководящих постов. Рядовые члены партии были практически отстранены от решения насущных вопросов КПСС и страны. Рассмотрение их входило исключительно в компетенцию высших партийных органов.
Представительные органы в это двадцатилетие имели декоративное значение. Верховному Совету СССР подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов. В 1965-1985 гг. они выбирались и собирались на сессии регулярно, но так же, как и Верховный Совет, не решали каких либо конкретных дел.
Исполнительный аппарат продолжал законодательствовать, плодить бесчисленные инструкции и приказы. Он же фактически командовал и судом. К концу 70-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тысяч различных приказов, инструкций, других подзаконных актов, опутавших своими сетями хозяйственных руководителей.
В такой системе советской демократии именно процессы, происходившие в партии, во многом определяли общественное развитие страны.
Внешняя политика.
Начиная с 60-х гг. страны Запада оказались в состоянии перманентных, сменяющих друг друга технологических переворотов. Прогресс этих и целого ряда ранее отсталых стран основывался на гибкой рыночной системе и на наукоемкой продукции. Контрастом этим динамичным процессам было развитие стран с нерыночной экономикой.
После Карибского кризиса в мире начался постепенный переход к разрядке напряженности.
Усиливавшееся стадиальное технологическое отставание стран советского блока “компенсировалось” наращиванием военно-космической мощи СССР, укреплением сплоченности социалистического лагеря, идеологической и геополитической экспансии в страны “третьего мира”.
В это двадцатилетие СССР решал три приоритетные задачи:
– устранение угрозы распада социалистического лагеря,
– нормализация отношений между Востоком и Западом,
– последовательное проведение политики поддержки “прогрессивных” движений и режимов во всем мире.
Реализация этих задач может быть проиллюстрирована тремя важнейшими событиями во внешней политике 1965-1985 гг.: советская интервенция в Чехословакию, подписание двух первых соглашений об ограничении стратегических вооружений во время визита Никсона в Москву в мае 1972 г., вторжение СССР в Афганистан.
Внешнеполитические задачи СССР нашли свое отражение в принятии XXIV съездом КПСС (март-апрель 1971 г.) Программе мира.
Считая, что противостояние двух политических систем исторически неизбежно, КПСС, и руководство, считало своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств.
СССР в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Они создавали соответствующую политическую атмосферу. Однако многие из них не могли быть выполненными и имели лишь пропагандистский смысл.
В отношениях с ведущими капиталистическими странами мира противоречивая и непоследовательная политика на смягчение напряженности подкреплялась политиками экономического стимулирования путем, в частности, распродажи сырьевых ресурсов.
В 70-е гг. был достигнут несомненный прогресс в отношениях СССР и Запада. Начало разрядки было связано с переменой стиля отношений с ФРГ после прихода к власти социал-демократов во главе с В. Брандтом. Договор между СССР и ФРГ 1970 года привел к признанию Западной Германией послевоенных реалий в Европе. В 1971 г. было заключено четырехстороннее (СССР, США, Великобритания, Франция), соглашение по западному Берлину, закрепившее его особый статус как не принадлежащего ФРГ города. ФРГ превратилась в одного из главных внешнеторговых партнеров СССР.
Между СССР и США, достигших к 70-м гг. военно-стратегического паритета, было подписано соглашение (ОСВ-1, 1972 г.), устанавливавшее верхние пределы возможному количеству межконтинентальных баллистических ракет и ракет подводных лодок, а также ограничивавшее системы противоракетной обороны. В 1973 г. было подписано более 20 соглашений о сотрудничестве в разных сферах. В восемь раз за пять лет вырос товарооборот двух стран. Состоялись визиты президента Никсона (1972 г.) в Москву и Брежнева в США (1973 г.).
Летом 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на высшем уровне, где присутствовали руководители тридцати трех европейских стран, США и Канады. Участниками был подписан Заключительный акт Совещания. Его основа – Декларация принципов, которыми государства должны руководствоваться во взаимных и межгосударственных отношениях. Итоговый документ закрепил послевоенные границы в Европе, содержал статью о защите прав человека, свободе информации и передвижения, расширял экономические и политические контакты между странами.
К концу 70-х гг. процесс разрядки был остановлен, началась гонка вооружений. Смертельный удар “разрядке” был нанесен советской интервенцией в Афганистане в декабре 1979 г. Это непродуманное решение было принять в узком кругу советских руководителей. Многие члены правительства и весь народ узнали об этом лишь из средств массой информации. В афганской войне погибло более 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. ранено, более 300 пропало без вести. В годы войны (войска советского контингента выведены лишь в 1989 г.) погибло около 1 млн. жителей Афганистана.
Подписанный в 1979 г. договор ОСВ-2 между СССР и США остался не ратифицированным американским Сенатом, хотя обе стороны долгое время не нарушали заложенных в нем ограничений. США организовали бойкот Московской Олимпиады, в ответ на размещение советских ракет средней дальности СС-20 в Чехословакии и ГДР и с 1983 г. начали размещать в Европе свои ядерные ракеты средней дальности, что сразу ухудшило военно-стратегическое положение СССР.
В 70-е годы СССР продолжал “глобализацию” своей внешней политики, принимая на себя все новые обязательства, в том числе на Ближнем Востоке и Африке.
В основу отношений с социалистическими странами была положена так называемая “доктрина Брежнева”, согласно которой одно социалистическое государство имеет право вмешиваться во внутренние дела другого, если под угрозу поставлена вся социалистическая система.
В эти годы продолжается активное международное сотрудничество СССР со странами мировой системы социализма. В 1971 г. по линии СЭВ принимается комплексная программа социально-экономической интеграции. Часто проводились встречи руководителей братских компартий, в том числе в неофициальной обстановке. Однако отношения СССР со странами социалистического содружества складывались в эти годы непросто. В большинстве стран Восточной Европы назревали, а в чем-то шли быстрее кризисные явления в политической и экономической жизни.
В 1967-1970-х гг. сложилась чрезвычайно трудная для СССР ситуация в странах Восточной Европы. С 1967 г. стало осложняться положение в Польше. Брежневское руководство было вынуждено принять решение об увеличении финансовой помощи ПНР и не стало возражать по поводу обращения Варшавы к западным кредиторам, ибо советские возможности были ограничены. Продолжали осложняться отношения между СССР и Румынией, которая постоянно старалась подчеркнуть свою независимость во внешней политике.
Политика демократического обновления социализма в Чехословакии в 1968 г. привела к вводу войск стран-участниц Варшавского Договора (СССР, ГДР, Польша, Венгрия). Фактически это была акция против суверенного государства.
Продолжают углубляться разногласия между СССР и КНР. Разрыв отношений на всех уровнях и практически во всех странах сотрудничества осложнялся пропагандистскими обвинениями с обеих сторон. Ситуация углубилась вооруженными конфликтами на границе с Советским Союзом. В 1966-1968 гг. происходили разнообразные инциденты на советско-китайской границе. За лето 1969 г. было зарегистрировано около 50 нарушений советско-китайской границы и военный столкновений.
Достаточно прохладными оставались политические отношения с Югославией, но все же югославское и советское правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства. Таким образом, внешняя политика СССР в 1965-1985 гг. прошла непростой путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке международной напряженности (сер. 60-70-е гг.) и от нее – к новому обострению международных отношений (кон. 70-х – нач. 80-х гг.).
В начале 80-х гг. внешняя политика СССР приносила преимуществу неутешительные результаты, перечеркивая успех периода разрядки; вновь усилилась гонка вооружений и идеологизация внешнеполитических отношений.
Положение церкви.
Параллельно возрождению некоторых форм национального протеста в 60-70-е гг. происходило возрождение религиозного сознания. Интерес к религии принимал различные формы. Восстанавливаются храмы, публикуются книги о русской православной религиозной традиции, появляется мода на коллекционирование икон. В Москве существовал религиозно-философский семинар, издавался журнал “Вече”. Этот процесс проходил вне рамок официальной церкви, строго контролировавшийся партией и КГБ. Патриархия не предпринимала серьезных попыток расширить рамки своей деятельности.
Культура.
Развитие культуры в период “застоя” было наполнено противоречиями, связанными с партийным вмешательством в работу деятелей культуры, науки и образования. С одной стороны, государственное финансирование позволило развивать материальную базу, с другой – происходила регламентация, а часто навязывание вкуса руководства, идеологических штампов. Особенно ярко эти тенденции проявились в развитии науки. В сфере фундаментальных и теоретических исследований СССР не уступал Западу, достигнув значительных успехов. В производстве внедрение достижений научно-технического процесса не стимулировалось. У предприятий не было сил для этого. Фонды самофинансирования предприятий не могли быть эффективно использованы по причине слабой координации между научными изысканиями и промышленностью (от разработки до выпуска первого образца, а тем более, освоение серийного производства проходило шесть-восемь лет). Процессы урбанизации нашли отражение в социальной структуре и показателях образования граждан. До конца 50-х гг. подавляющее большинство городского населения (около 70%) было занято в промышленности, строительстве и на транспорте. Доля высококвалифицированного труда при том очень невелика. В 1956 г. 69% директоров заводов и 33% главных инженеров имело основное начальное или неполное среднее образование.
К нач. 70-х гг. произошли изменения в образовательном и профессиональном уровне рабочего класса и крестьянства. Достаточно много высококвалифицированных специалистов сосредотачивается сфере производства. Появляются отрасли, рожденные научно-технической революцией: освоение космоса, развитие химии, автоматизация производства. Но масштабам массового производства научно-технический прогресс действовал вяло. Ручным трудом к началу 70-х гг. было занято около 50 млн. человек. В то же время средний уровень образования рабочих к началу 80-х гг. достиг 9 лет обучения. Лозунг “органически соединить достижения НТР с преимуществами социализма” (XXIV съезд КПСС, 1971 г.) претворить в жизнь не удалось.
К 80-м гг. структура социальная и профессиональная стали более сложными и дифференцированными в профессиональном отношении. В начале 80-х гг. специалисты, получившие высшее или среднее образование, составляли уже 40% городского населения. К сер. 80-х гг. более 5 млн. студентов обучались в высших учебных заведениях.
Переход значительной части населения из разряда сельских жителей в городские (к 1980 г. – 163 млн.) существенно сказался на развитии общества в эти годы. Культурный мир новых горожан резко изменился за счет доступа к новым видам и формам труда, к более урбанизированным отношениям, сами города приобрели новые черты.
По данным ЮНЕСКО, в 1960 г. СССР делил 2-3 место в мире по интеллектуальному потенциалу страны.
В 1964 г. было принято решение о возвращении школы к 10—летнему сроку обучения. В 1966 г. была поставлена задача постепенного вода обязательного среднего образования для всех детей школьного возраста.
В 1977 г. Совет Министров СССР принял постановление, в котором были намечены меры по улучшению подготовки учащихся к труду, к обоснованному выбору профессии. В школах время на трудовое обучение было увеличено до 4 часов в неделю. Была расширена сеть ПТУ, где готовились кадры рабочих по 1300 специальностям. В 1985 г. в СССР было около 900 вузов, 4300 техникумов, широкая сеть ПТУ, 140 тысяч общеобразовательных школ.
В 1984 г. вводилось обучение с шестилетнего возраста, стали преподаваться новые предметы, факультативные курсы. Началось внедрение компьютерной техники. Но материальная база была недостаточна, не хватало реформе решительности и масштабности.
С конца 1960-х гг. стали подвергаться гонением ученые и научные направления, видевшие средства разрешения экономических проблем в переходе к рыночным отношениям. В различные годы гонениям подверглись историки (так называемое “новое направление” – М.Гефтер, Л.Волобуев, К.Тарновский и др.), представители других гуманитарных наук, расходившееся в своих концепциях с идеологическими установками партийного руководства.
В 1960-е гг. происходит ужесточение цензуры. Многие талантливые писатели были лишены возможностей публиковать свои произведения, кинофильмы оставались на полках.
Наряду с “официальным” творчеством в эти годы продолжали появляться произведения литературы, музыкального искусства, живописи, скульптуры, и т. д., ставшие достойным вкладом в сокровищницу мировой культуры.
Среди писателей этого периода можно отметить творчество А.Солженицына, В.Аксенова, А.Битова, поэтов – И.Бродского, А.Галича, В.Высоцкого, художников – О.Целкова, М.Шемякина, скульпторов – В.Сидура, Э.Неизвестного, композиторов – Г.Свиридова, А.Шнитке, Э.Артемьева, кинорежиссеров – А.Тарковского, А.Германа, К.Муратовой, Т.Абуладзе и мн. др.
Фактическая культура и искусство существовали как бы на двух уровнях - официальном, признанном руководством страны, и неофициальном.
Выводы.
Реформы 1965-1967 гг. завершились неудачей. Низкая эффективность экономической и политической системы СССР в целом и нереальные задачи соревнования с западным миром, с неизбежностью вели страну к замедлению, а затем и прекращению развития. Советская экономика развивалась односторонне, с гипертрофией ВПК. В сельском хозяйстве использовались преимущественно экстенсивные меры по его стимулированию. Двойственную роль для экономики играл поток “нефтедолларов”, хлынувший в СССР в 1970-е гг. Возможности поддержания экономической и политической стабильности СССР за счет внутренних ресурсов оказались полностью исчерпанными. Все очевиднее становилась необходимость поиска новых средств и источников развития.
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 340;