Дактилоскопических подразделений в России
В 1912 г. в Санкт-Петербурге появился Кабинет научно-судебной экспертизы. В 1914 г. они организованы в Москве, Киеве и Одессе и явились первыми криминалистическими лабораториями, проводившими дактилоскопические экспертные исследования.
К моменту Октябрьской революции в России образовалась группа экспертов, которые в дальнейшем заложили научные основы и дали практическое развитие дактилоскопической экспертизе в РСФСР и позднее в СССР.
Сразу же после революции 1917 г. все российские правоохранительные органы перестали функционировать. На замену им стали создаваться новые. В них пришли известные криминалисты М. А. Жабчинский, С. П. Потапов, В. О. Русецкий и другие.
Известно, что некоторые специалисты криминалисты поступили на службу в Белую армию. Так, в Особом отделе Штаба Главнокомандующего вооруженными силами на юге России было создано Центральное дактилоскопическое бюро и издана «Краткая инструкция по дактилоскопированию».
С возникновением РСФСР началось восстановление системы дактилоскопической регистрации и судебно-дактилоскопической экспертизы. С 1918 г. в соответствии с распоряжением Коллегии НКВД в Регистрационно-дактилоскопическое Бюро Центророзыска губернские отделы милиции должны были представить фотографии преступников, дактилокарты и списки разыскиваемых. В это же время разработаны правила для снятия фотографических и дактилоскопических оттисков с задержанных преступников. Позднее утверждены правила фотографирования и дактилоскопирования задержанных преступников.
Первый кабинет судебной экспертизы при Уголовном розыске начал функционировать 1 марта 1919 г., а в апреле объединен с регистрационно-дактилоскопическим бюро, которым руководил П. С. Семеновский.
Организация и развитие дактилоскопической системы регистрации в РСФСР связаны именно с именем Петра Сергеевича Семеновского, врача по профессии. Будучи начальником дактилоскопического подотдела научно-технического отдела Управления уголовного розыска, П. С. Семеновский издает книгу «Дактилоскопия как метод регистрации». Это была первая объемная работа, полезная практическим работникам, служившая поколениям криминалистов, и не утратившая своего значения до настоящего времени. Сам П. С. Семеновский так оценивал свою работу: «Я буду вполне удовлетворен, если предлагаемое руководство по дактилоскопии окажет помощь в восстановлении разрушенного регистрационного аппарата…»[3]. В основу системы дактилоскопической регистрации П. С. Семеновским были положены результаты разработок, полученные им на основе изучения регистрационных карт дактилоскопических бюро Москвы, Варшавы, а также Центрального бюро, составивших около 40 000 карточек. Им был предложен способ выведения основной формулы при нескольких неизвестных пальцевых отпечатках, получивший название «таблицы Семеновского».
В 1920 г. П. С. Семеновский разработал подробную классификацию пальцевых узоров, которая вскоре начала применяться в регистрационных бюро страны. Он руководил кабинетом, организовывал научно-техническую службу милиции и проводил судебно-медицинские и криминалистические экспертизы, вел практические занятия по дактилоскопии и судебной медицине.
В организацию и дальнейшее развитие дактилоскопической экспертизы внесли свой вклад такие известные криминалисты, как: Н. С. Бокариус, С. М. Потапов, В. Л. Русецкий, А. А. Сальков, И. Н. Якимов.
О роли дактилоскопии, как метода уголовной регистрации и его значении писал Н. П. Макаренко (1925). В 1936-1938 гг., помимо практической направленности использования названных учетов, экспертным подразделениям вменяется обязанность проведения научных изысканий, в связи с этим дактилоскопии уделили внимание Н. Д. Вороновский (1931), А. И. Князев (1940) и Д. П. Рассейкин (1941), а позже и многие другие.
Организованные в 1928 г. при Народном комиссариате внутренних дел курсы экспертов готовили экспертов-криминалистов для органов милиции.
В 20-х годах на базе кабинетов научно-судебной экспертизы в Киеве и Харькове созданы институты научно-судебной экспертизы. Аналогичный институт создан в Белоруссии в 1929 г. Его основателем был известный советский ученый, судебный медик и криминалист В. Ф. Черваков. В 1927 г. создаются курсы для подготовки экспертов в области научно-технических экспертиз. Принимались на них лица со средним образованием и практическим стажем работы в органах уголовного розыска более года. Руководство курсами было возложено на С. М. Потапова.
В 1932 г. при Московском уголовном розыске создан кабинет экспертизы, позднее отделение и в 1941 г. ¾ отдел. В 1935 г. Е. У Зицер организует криминалистическую лабораторию при Московском юридическом институте. Подобные лаборатории создаются при Ленинградском, Свердловском, Алма-Атинском, Иркутском, Казанском, Ташкентском и других юридических институтах, в которых велась практическая и научно-исследовательская экспертная работа.
Научную базу криминалистической идентификации заложил С. М. Потапов, опубликовав в 1940 г. свою работу: «Принципы криминалистической идентификации», идеи которой развил в 1946 г., опубликовав работу «Введение в криминалистику».
В системе криминалистических учреждений милиции в 1946 г. создается НИИ криминалистики при Главном управлении милиции НКВД СССР, позднее реорганизованный во ВНИИ МВД СССР.
В послевоенный период активно ведутся разработки в области дактилоскопической экспертизы. Их результатом явилось создание единой системы индивидуальных признаков, отсутствовавшей до этого в дактилоскопической экспертизе, и облегчившей проведение дактилоскопических экспертиз. Среди ученых-криминалистов, занимавшихся данной проблемой, значительное место принадлежит Г. Л. Грановскому.
Индийскому криминалисту С. К. Чаттерджи, исследовавшему окрашенные отпечатки пальцев на различных документах, часто приходилось сталкиваться с непригодными для идентификации оттисками. Это натолкнуло его на мысль установить личность по отпечаткам, в которых не отобразилось необходимого комплекса идентификационных признаков. В 1962 г. исследования привели его к обоснованию новых признаков в дактилоскопии: признаки краев папиллярных линий. Тогда же появился новый термин ¾ эджеоскопия (от английских слов edgeo ¾ край, кромка, кайма и scopeo ¾ смотрю, изучаю).
В 1970 г. А. И. Миронов дает наиболее полную первую классификацию отображения пор, а также детализирует признаки края папиллярных линий, подчеркивая тем самым, что основными свойствами пор, как и в дактилоскопии папиллярных линий, являются неизменяемость, восстанавливаемость, ярко выраженная индивидуальность. Он писал, что при рассмотрении кожи в микроскоп видно, что сами поры на коже человека большей частью округлой формы. Однако это еще не означает, что все они отобразятся в следах и на дактилоскопических картах в виде мельчайших кружков. Пора представляет собой воронку. Большая половина пор расположена по краям папиллярного валика, поэтому они отображаются с искажениями и неполностью. В отпечатках поры приобретают другую форму и размеры. Диаметр их варьируется между 80 и 250 мкм. На коже человека их насчитывается до 2,5 млн. На поверхностях ладоней и подошв на один квадратный сантиметр приходится свыше 300 пор. Количество пор в центре папиллярного узора, как правило, больше, чем в базисной и периферийной зонах. Практический же интерес представляет не форма самой поры, а форма ее отображения в следе, но об этом речь пойдет в следующих разделах.
В 1970 г. при МВД СССР организована Центральная криминалистическая лаборатория (в настоящее время ГУ ЭКЦ при МВД России). В ее составе имеется следоведческий сектор, осуществляющий руководство производством экспертиз и ведущий криминалистические учеты, научно-исследовательскую работу. На нем также лежит обязанность проведения дактилоскопических экспертиз и исследований.
С 1962 г. в ЦНИИСЭ МЮ РСФСР дактилоскопическая экспертиза проводилась сотрудниками лаборатории трасологических и баллистических экспертиз. При образовании Министерства юстиции СССР ЦНИИСЭ РСФСР вошел в его подчинение как ВНИИСЭ. В 1991 г. институт из Всесоюзного переименован во Всероссийский НИИСЭ. А с 1994 г. ¾ в Российский федеральный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции РФ (РФЦСЭ МЮ РФ). Основная часть дактилоскопических экспертиз, проводимых его сотрудниками, ¾ это сложные и повторные дактилоскопические экспертизы, выполняемые по заданиям следственных подразделений прокуратуры и судов. Поэтому дактилоскопические исследования в институте проводятся в стационарных условиях без выезда на места происшествий.
На сегодняшний день эксперты, производящие дактилоскопические экспертизы, состоят, как правило, в штате государственных экспертных учреждений научно-исследовательского профиля.
Дактилоскопические экспертизы проводят следующие экспертные подразделения:
¾ Федеральная служба безопасности России;
¾ Государственный таможенный комитет России;
¾ Министерство обороны России;
¾ Министерство юстиции Российской Федерации;
¾ Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В экспертно-криминалистических подразделениях ФСБ, ГНС, ГТК, МО России экспертизы проводятся по делам собственной подследственности.
В экспертных подразделениях МВД России проводятся экспертизы по уголовным делам подследственности органов внутренних дел, в редких случаях — по делам подследственности прокуратуры, в исключительных — по определению судов. Они имеют следующую структуру:
1. Головное учреждение:
¾ Государственное учреждение Экспертно-криминалистический центр при МВД России (ГУ ЭКЦ при МВД России, Москва).
2. Структурные подразделения:
¾ экспертно-криминалистические центры, имеющие в своем составе базовые межрегиональные отделы;
¾ экспертно-криминалистические центры МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.
Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 1985;