Решаемые дактилоскопической экспертизой


 

Дактилоскопия использует данные многих фундаментальных и прикладных наук — химии, физики, биологии, медицины и т. д. В то же время на нее распространяются все общепринятые положения криминалистики, ее общие и частные теории. Особо важное значение для дактилоскопии имеет теория криминалистической идентификации, ряд общих положений криминалистической техники и ее разделов — криминалистической фотографии, трасологии, криминалистической регистрации и др.

Дактилоскопия как прикладная отрасль науки не имеет своих собственных законов, но обладает специальными методами познания, изучает специфические закономерности, которые и являются ее предметом.

Основные объекты дактилоскопии ¾ следы кожного покрова человека и папиллярных узоров рук (ног). Отсюда к закономерностям, являющимся предметом изучения дактилоскопии, относятся те, которые связаны с отражением в материальном мире названных объектов.

Вторая группа изучаемых закономерностей связана с процессами обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и исследования указанных следов в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

К третьей группе можно отнести закономерности использования полученной информации в раскрытии преступлений и установлении истины по уголовным делам.

При производстве дактилоскопических экспертиз на исследования поступают следующие объекты, связанные с событием преступления[4]:

¾ предметы или их части с предполагаемым наличием следов рук;

¾ предметы или их части с выявленными следами рук, которые не изъяты с поверхности объектов;

¾ дактилоскопические пленки или иные липкие и полимерные материалы с перекопированными следами рук;

¾ слепки, полученные с объемных следов рук, или со следов рук, предварительно выявленных дактилоскопическими порошками;

¾ фо­то­сним­ки, ви­део­плен­ка и ре­про­дук­ции с изо­бра­же­ни­ем сле­дов рук;

¾ пред­ме­ты со сле­да­ми рук, об­на­ру­жен­ные и изъ­я­тые при про­ве­де­нии след­ст­вен­но-опе­ра­тив­ных ме­ро­прия­тий;

¾ материалы предварительного расследования уголовного дела;

¾ протокол осмотра места происшествия с фототаблицей;

¾ фотонегативы и (или) видеопленка с зафиксированной обстановкой места происшествия и следами рук;

¾ пла­ны, схе­мы, ри­сун­ки к про­то­ко­лу ос­мот­ра мес­та про­ис­ше­ст­вия и ин­фор­ма­ци­он­но-по­ис­ко­вая кар­та с ре­зуль­та­та­ми пред­ва­ри­тель­ных ис­сле­до­ва­ний сле­дов, про­ве­ден­ных спе­циа­ли­ста­ми-кри­ми­на­ли­ста­ми в хо­де ос­мот­ра мес­та про­ис­ше­ст­вия (при­ло­же­ние к про­то­ко­лу ос­мот­ра);

¾ материалы следственных действий, связанные с обнаружением, фиксацией и изъятием объектов исследования и (или) следов рук: протоколы допросов, обыска (выемки), следственного эксперимента, получения образцов для сравнительного исследования;

¾ материалы первичных (реже ¾ повторных) экспертиз: заключение эксперта, фототаблица, фотонегативы, различные разработки и приложения к нему; объекты первичной повторной экспертизы.

На экспертизу могут быть представлены сравнительные образцы отпечатков рук:

¾ потерпевших, знакомых соседей, материально ответственных лиц и прочих граждан, которые могли оставить свои следы не в связи с событием преступления;

¾ подозреваемых, обвиняемых и проверяемых на причастность к совершению преступления;

¾ неопознанных трупов;

¾ скрывающих свои биографические данные;

¾ полученные бескрасочным способом с использованием «Live-сканера»;

 

¾ образованные на пластических материалах (объемные) или слепки с них;

¾ выбранные из массивов дактилоскопических карточек;

¾ свободные образцы;

¾ на предметах, изъятых по месту жительства лица, пропавшего без вести (для сравнения с отпечатками неопознанного трупа).

Как отрасль криминалистической техники, дактилоскопия имеет свои сферы практического применения.

1. Непроцессуальная:

¾ при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

¾ в криминалистической регистрации: организация и функционирование учетов следов папиллярных узоров рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений (следотеки), учетов дактилоскопических карт лиц, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел (дактилотеки).

Данная сфера практического применения дактилоскопии регламентирована ведомственными актами и может осуществляться гласными и негласными методами.

2. Процессуальная:

¾ при производстве следственных действий: следственного осмотра (места происшествия, помещений, предметов и т. д.), освидетельствования, следственного эксперимента, проверки показаний на месте, обыска, выемки, предъявления для опознания, получения образцов для сравнительного исследования, назначения судебных экспертиз;

¾ при про­из­вод­ст­ве су­деб­ных экс­пер­тиз (пре­ж­де все­го дак­ти­ло­ско­пи­че­ских). Важ­ную роль дан­ные дак­ти­ло­ско­пии иг­ра­ют при про­ве­де­нии ком­плекс­ных су­деб­но-ме­ди­цин­ских, су­деб­но-био­ло­ги­че­ских, су­деб­но-хи­ми­че­ских экс­пер­тиз и др.

С учетом перечисленных форм практического применения данных дактилоскопии можно конкретизировать ее задачи:

1. Совершенствование существующих и создание новых более эффективных криминалистических средств для обнаружения следов папиллярных узоров рук (ног), кожного покрова человека.

2. Совершенствование известных и создание новых технических приемов и средств для фиксации, изъятия, сохранения и транспортировки названных объектов.

3. Создание автоматизированных дактилоскопических информационных систем (АДИС) с максимально полным и постоянно пополняющимся банком данных следотек и дактокарт.

4. Совершенствование существующих и разработка новых методик производства дактилоскопических экспертиз, создание в этих целях новых научно-технических средств и максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

5. Разработка приемов и правил подготовки и назначения дактилоскопических экспертиз, взаимодействия следователя (суда) и эксперта в ходе подготовки и проведения экспертизы, оценки заключения эксперта следователем и судом.

6. Обобщение и изучение судебного, следственного и экспертного опыта с целью выработки рекомендаций по профилактике преступлений.

Таким образом, дактилоскопия как отрасль криминалистической техники содержит научно-теоретическую и практическую базу дактилоскопической экспертизы (подготовка, назначение, проведение и оценка заключения эксперта следователем и судом).

Любой класс, род и вид судебной экспертизы отличается от других своим предметом, объектами и специальными методиками исследования, взаимосвязанными и взаимообусловливающими друг друга. Криминалистическая экспертиза как один из классов судебной экспертизы включает в себя ряд родов, одним из которых является дактилоскопическая.

Предметом дактилоскопической экспертизы как известной суммы специальных познаний является дактилоскопия, а предметом ее как практической деятельности ¾ все фактические данные (обстоятельства дела), которые могут быть установлены средствами данной экспертизы. Последний характеризуется кругом вопросов, разрешаемых ею, и во многом зависит от вида и характера объектов исследования. По каждому конкретному уголовному делу требуется установление своего круга обстоятельств и соответственно — конкретный предмет экспертизы будет выражаться конкретными вопросами, которые требуют своего решения экспертом.

Факты, требующие установления средствами дактилоскопической экспертизы, чрезвычайно разнообразны, однако, в соответствии с целями, задачами и объектами исследования, эту экспертизу в целом можно разделить:

1. На идентификационную — отождествление человека по следам папиллярных узоров рук (ног), кожного покрова.

2. Неидентификационную ¾ установление отдельных обстоятельств совершения преступления (ситуационная), свойств и признаков объектов, их качественных и количественных характеристик (диагностическая).

Вопросы, решаемые экспертизой папиллярных узоров, отобразившихся в следах рук, в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел правильно формулируются следующим образом[5]:

1. Имеются ли на представленных предметах следы рук? Если дa, то пригодны ли они для идентификации личности?

2. Оставлены ли следы рук конкретным лицом (лицами)?

3. Принадлежат ли отпечатки пальцев рук одному лицу?

4. Оставлены ли следы рук, изъятые при осмотре несколь­ких мест происшествии, одним и тем же лицом?

5. Какова давность образования следов?

6. Каков механизм следообразования?

7. Какой рукой и какими пальцами оставлены следы?

8. Каким участком ладонной поверхности оставлены следы?

9. Чем оставлен фрагмент следа: пальцем руки или ладонью?

10. Какие особенности отобразились в следах рук человека (шрамы, мозоли, рубцы, кожные заболевания, отсутствие и дефор­мация пальцев, наличие колец, повязок и т. п.)?

11. Каковы рост, пол и возраст человека, оставившего следы рук?

12. Каковы особенности профессии лица, оставившего следы рук?

Субъектами дактилоскопической экспертизы являются участники процесса, назначающие экспертизу и оценивающие заключение эксперта (следователь, работник органов дознания, прокурор, суд), и эксперт (основной субъект), т. е. лицо, обладающее специальными знаниями, незаинтересованное в деле, которому постановлением (определением суда) поручено производство экспертизы.

Подавляющее большинство экспертиз проводится в государственных экспертных учреждениях, чему есть несколько причин:

¾ наличие сети специальных и высших учебных заведений, осуществляющих качественную подготовку экспертных кадров и выдачу специальных квалификационных свидетельств;

¾ наличие специализированного криминалистического оборудо­вания, позволяющего производить всевозможные экспертизы на высоком научно-техническом уровне;

¾ наличие навыков производства наиболее сложных, комплекс­ных, повторных и комиссионных экспертиз и исследований;

¾ наличие ведомственного контроля за повышением профессио­нального уровня сотрудников и распространение практики рецен­зирования заключений экспертов территориальных экспертно-криминалистических подразделений;

¾ наличие научных разработок, создание и апробация новых методик экспертного исследования объектов в сочетании с уча­стием в осмотрах мест происшествий и других следственных действиях;

¾ организация и ведение криминалистических оперативно-розыскных и справочно-вспомогательных учетов.

Как известно, производство судебных экспертиз, в том числе и дактилоскопических, осуществляется в форме назначения первичных, дополнительных, повторных и других экспертиз.

Дополнительную экспертизу назначают в следующих случаях[6]:

¾ заключение не вызывает сомнений в обоснованности выводов, но требуются дополнения или разъяснения;

¾ исследованы не все объекты;

¾ даны ответы не на все вопросы;

¾ сужен объем исследования;

¾ обоснование выводов или описание произведенных исследо­ваний не позволяет их всесторонне оценить;

¾ эксперт по своей инициативе указал в заключении на обстоя­тельства, имеющие значение для дела;

¾ устранить неполноту и неясность заключения путем допроса эксперта не представляется возможным.

Дополнительная экспертиза назначается по тем же объектам, которые исследовались ранее, и, как правило, проводится тем же экспертом, уже знакомым с обстоятельствами дела (по усмотре­нию следователя или руководителя ЭКП она также может быть поручена другому эксперту).

Повторную экспертизу назначают в связи с сомнением в обоснованности или правильности заключения эксперта. Это обусловливает ее обязательное поручение другому эксперту (или экспертам)ЭКП, где была проведена первичная эксперти­за, либо являющегося вышестоящим звеном системы этих учреждений; материалы могут быть также направлены в другое экспертное учреждение.


Повторную экспертизу назначают в следующих случаях:

¾ выводы первичной экспертизы противоречат объективно уста­новленным фактам или не согласуются с обстоятельствами дела, полученными другими средствами доказывания;

— неполнота исследования объектов при производстве первич­ной экспертизы; эксперт отказался от использования необходимых методик; было проведено недостаточное число экспериментов;

— некомпетентность эксперта, существенное нарушение процес­суальных правил экспертизы;

— заинтересованность (возможная) эксперта в исходе дела;

— несоответствие исходных данных и выводов; установление но­вых данных, которые могут повлиять на выводы эксперта;

— разногласия между членами экспертной комиссии;

— недостаточность перечисленных в заключении эксперта при­знаков для формулирования определенного вывода;

— неточность в оценке выявленных признаков; противоречие выводов исследовательской части заключения;

— использование образцов, происходящих не от лица, тождество которого установлено;

— применение устаревших методов исследования.

Не является основанием для назначения повторной эксперти­зы несогласие обвиняемого с заключением, если оно не содержит ни одного из вышеперечисленных обстоятельств.

Повторная экспертиза включает не только те вопросы, кото­рые решались первичной, но и дополнительные, связанные с выяснением правильности и полноты методов, которые применялись при производстве первичной экспертизы.

В распоряжение вновь назначенного эксперта (экспертов) должны быть предоставлены материалы, исследованные при пер­вичной экспертизе, и первичное заключение эксперта. При этом необходимо выяснить фактические возможности повторного ис­следования объектов (не произошло ли их существенных измене­ний, утраты и т. п.).

Сложные повторные экспертизы проводят, как правило, ко­миссионно, а экспертизы особой сложности и важности поруча­ют сотрудникам центральных экспертных учреждений.

В постановлении о назначении повторной экспертизы следо­ватель (орган дознания) должен указать не только положения в материалах первичной экспертизы, которые вызывают его сомнения, но и обстоятельства, позволяющие усомниться в достовер­ности выводов.

Замечания и некоторые недостатки первичного заключения, даже если и вызывают сомнение у следствия, не могут служить основанием для отрицания доказательственного значения выводов. Назначением повторной экспертизы не опровергаются выводы первичной, и в основе своих последующих решений следо­ватель может учитывать выводы первичной экспертизы.

Результаты нового (повторного) исследования оцениваются и сопоставляются с результатами предыдущих. Не исключено, что хотя следователь и согласится с ними, суд может установить их неосновательность и использовать результаты, полученные при экс­пертизе, проведенной ранее.

Комиссионную экспертизу назначают, в основном, для реше­ния вопросов особой сложности при производстве многообъект­ных первичных и повторных экспертиз и поручают группе экс­пертов (как правило, двум) одного профиля. Одного из экспертов назначают председателем комиссии. Он ор­ганизует работу группы и обладает правами, равными с остальны­ми участниками исследования.

Эксперты, входящие в комиссию, исследуют одни и те же объекты с целью решения одних и тех же вопросов.Их исследова­ния могут быть как раздельными, так и совместными.

При совпадении выводов экспертами оформляется и подписы­вается одно общее заключение. Если эксперты разошлись во мне­ниях, каждый из них дает свое заключение отдельно. Допустимы и одно заключение нескольких членов комиссии, и отдель­ное заключение эксперта, имеющего свое особое мнение, а также несколько заключений, подписыванных группами экспертов, придерживающихся своего мнения для каждой группы.

Комплексную экспертизу назначают и проводят в тех случаях, когда для исследования объектов необходимы специальные познания в нескольких смежных .отраслях знаний, относящихся к разным видам экспертиз.

Комплексная экспертиза может проводиться:

¾ одним экспертом, имеющим специальные познания в нескольких смежных отраслях знаний и делающим выводы только на основании результатов собственных исследований;

¾ одним экспертом, использующим в своем заключении вы­вод другого эксперта, обоснованный данными из смежных отраслей знаний;

¾ комиссией экспертов, каждый из которых имеет специальные познания в одной из смежных отраслей знаний.

виды комплексных экспертиз зависят от характера познаний, используемых при исследовании объектов.

В постановлении о назначении комплексной экспертизы сле­дователь должен указать, специалистами каких отраслей знаний она может быть выполнена.

В некоторых случаях вопрос о проведении комплексной экспертизы может решаться по инициативе руководителя экспертного подразделения.

Комплексная экспертиза оформляется так же, как и комис­сионная, с той лишь разницей, что в заключении экспертов от­мечается, в чем конкретно выразилась роль каждого из участни­ков исследования.

Межведомственную экспертизу назначают в сле­дующих случаях:

¾ если для производства сложной первичной экспертизы необ­ходима комиссия экспертов одного профиля, приглашаемых из экспертно-криминалистических подразделений разных ведомств;

¾ при производстве комплексных экспертиз, когда специалисты, обладающие необходимыми специальными познаниями для реше­ния поставленных вопросов, находятся в экспертных подразделе­ниях разных ведомств;

¾ при производстве повторных экспертиз по материалам выпол­ненных в разных экспертных учреждениях первичных экспертиз, по результатам которых имеются существенные противоречия в выводах. Для устранения этих противоречий повторную экспертизу поручают другим экспертам тех же экспертных учреждений.

Многообъектная экспертиза — понятие внутриведомственное (или служебное), так как никакими нормативными актами и при­казами не регламентировано[7].

В дактилоскопии понятие многообъектности экспертизы ус­ловно и определяется следующими критериями:

¾ количеством следов рук, являющихся объектами экспертизы;

¾ количеством сравнительных образцов-отпечатков проверяе­мых лиц;

¾ количеством объектов с предполагаемыми следами рук, кото­рые необходимо выявить на их поверхности;

¾ суммарным количеством объектов, выявленных на их поверх­ностях следов и объемом сравнительного материала.

Принято считать, что если суммарное количество объектов исследования более двадцати, экспертиза оценивается как мно­гообъектная.



Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 2288;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.025 сек.