Искусство оформления книги
«Если взять все элементы книги, составляющие как бы оркестр разных инструментов, то мы увидим, что каждый элемент книги имеет свой голос, свою задачу».
В. А. Фаворский
«В основе совершенного художественного оформления лежит полная гармония всех элементов».
Ян Чихольд
Книга – явление духовной культуры. Идейные, научные, художественные достоинства определяют, в первую очередь, ее ценность для читателя, но вместе с тем книга - это предмет и материальной культуры, вещь, созданная полиграфическими средствами для передачи и хранения содержащейся в ней информации.
Отсюда, из двойственной природы книги вытекают основные задачи ее оформления:
1. Облегчить пользование книгой, сделать ее удобочитаемой, удобной для работы с ней, достаточно прочной;
2. Раскрыть содержание книги с помощью художественных и полиграфических средств и, тем самым, помочь читателю лучше понять и усвоить смысл.
На удобочитаемость книги оказывает большое влияние рисунок и размер шрифта, длинна строки, величина интерлиньяжа, интенсивность краски и т д.
От формата книги зависит ее портативность, возможность пользоваться ею в различных условиях.
Степень прочности книги определяет выпуск в обложке или в переплете, тип переплета или обложки, сорт бумаги, вид переплетных материалов.
Оформление заголовков помогает читателю понять их соподчинение, а следовательно, строение книги. Оформление акцентируемых участков текста показывает, что автор считает наиболее важным и на что он хочет особенно обратить внимание читателя.
Иллюстрации в учебнике делают изложение материала более доступным и понятным. Иллюстрации к произведению художественной литературы по-новому раскрывают его содержание, усиливают его эмоциональное воздействие на читателя.
3. Еще одна важная задача оформления – сделать книгу красивой, привлекательной (это относится и к внешним и к внутренним ее элементам)
С тем, что книга должна быть красивой, согласны все, хотя бы потому, что такой книгой приятнее, а по тому и легче пользоваться. Но в чем заключается красота книги? Каким путем она достигается? Можно ли сделать книгу красивой только полиграфическими средствами?
Многие считают, что книге придают красоту главным образом художественные иллюстрации, книжные украшения (книжный декор).
Нисколько не умаляя действительную роль этих элементов, обратим внимание еще и на другое – целесообразность оформления, удобный для работы над книгой формат, удобочитаемый шрифт, хорошо найденная композиция книжных страниц и разворотов, титульного листа и внешних элементов – благодаря всему этому оформление книги воспринимается как гармоничное, красивое, изящное, дает читателю эстетическое удовлетворение.
4. Решая названные выше задачи, оформление книги вместе с тем должно быть технологичным и экономичным с разумным использованием средств и материалов.
5. Оформление должно соответствовать характеру содержания, целевому назначению и читательскому адресу книги.
По этим признакам мы различаем издания нескольких типов (научные, учебные, массово-политические, литературно-художественные и др.), а в пределах типа – нескольких подтипов (например, учебники для общеобразовательной школы, высшей школы и т. п.). К каждой из этих больших групп изданий необходим особый подход, оформление каждой группы изданий является в этом смысле типовым. Вместе с тем, в пределах этих групп оформление каждой книги (или серии) должно соответствовать конкретным особенностям ее содержания и назначения и, чем глубже такое соответствие, тем полнее выявляет оно все богатство содержания книги. Но именно по той же причине никакое – пусть самое роскошное – оформление не может превратить слабую по содержанию книгу в хорошую. Пустое украшательство, стремление скрыть бедность содержания показной пышностью противоречит принципам хорошего оформления книги. «Чем лучше вы будете издавать плохую книгу, тем она будет противней» - говорил М, М. Пришвин, обращаясь к издателям.
Конструкция книги
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 336;