Конструкция книжного блока, составленного из тетрадей, скрепленных между собой в корешке
Чтобы скрепить блок с переплетной крышкой, используется корешковый материал и бумажные форзацы (нем. Forsatz) – согнутые вдвое листы бумаги. В корешке книжного блока под переплетом сверху и снизу подкливают капталы (нем. Kaptaiband), которые украшают блок и придают ему дополнительную прочность, а кроме того, ликвидируют промежуток между корешком блока и переплетной крышкой. У некоторых подарочных изданий имеется ленточка-закладка, называется ляссе.
Каптал – конструктивный элемент книжного кодекса, который представляет собой хлопчатобумажную или шелковую тесьму шириной около 10 мм с утолщенным цветным краем.
Общее впечатление от многостраничной печатной продукции во многом зависит от дизайна обложки и переплета.
Обложка
Обложка нужна для того, чтобы защищать страницы от загрязнения и разрушения. Блок страниц и обложка скрепляются в единое целое различными способами: шитьем нитками, металлическими скрепками, кольцевыми зажимами, с помощью клея, спиральных проволочных или пластмассовых пружин и т. п.
Скрепление должно быть надежным, технологичным и, по-возможности, дешевым. В качестве обложки обычно используется специальная плотная бумага, иногда после печати покрываемая пленкой прозрачного полимера, которая придает этим изданиям прочность и привлекательный внешний вид. Дизайн обложек характеризуется большим многообразием и имеет самые различные формы, начиная от текстовых обложек, выполняемых с применением клише-политипажа, и заканчивая самыми сложными композициями изобразительного характера.
Клише-политипаж гравюра (клише) изобразительного или декоративного характера, размноженная и предназначенная для массового применения в различных печатных изданиях в качестве украшения.
Переплет обычно дороже и практичнее обложки и, как правило, используется лишь в книжных изданиях. Он не только предохраняет листы бумаги от пыли и изнашивания, но и прикрывает механизм крепления блока. В качестве переплетных материалов используются различные виды бумаги, кожи, пергамента, ткани, коленкора, ледерина, бумвинила и др. В современных материалах для переплетов широко применяются печатные и сухие краски, разноцветные алюминиевые, рельефные тиснения со штампов и даже инкрустация, выполненная механическим путем.
Прекрасными образцами обложек и переплетов являются работы А. Бенуа, Б. Кустодиева, В. Фаворского и др. известных русских художников, которые создали макеты великолепно изданных книг.
На переплет иногда надевают суперобложку, она предохраняет переплетную книжку от механических повреждений и служит элементом декоративного оформления книги.
В начале книги помещают титульный лист, который может быть разворотом, занимая вторую и третью страницы книги.
Некоторые важные сведения могут быть помещены на авантитуле (от фр. avant – перед и лат. titulus – надпись, заглавие) – первой странице книжного блока.
Титульному листу часто предшествует фронтиспис (фр. Frontispic) – иллюстрация в книге, помещаемая обычно на левой стороне разворота титульного листа. Отдельным разделам книги иногда предшествует шмуцититул, на котором напечатано их название.
В некоторых случаях наиболее ценные издания защищают специальным футляром, который является дополнительным декоративно-графическим средством оформления книги или элементом, объединяющим группу изданий, серию. Книжный футляр – это своего рода упаковка.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 407;