Лейшманиоз кожи (leishmaniosis cutis)
Лейшманиоз кожи (син.: болезнь Боровского) — эндемическое инфекционное заболевание, вызываемое Leish mania tropica. В СССР лейшманиоз наблюдается преимуществено в Средней Азии и Азербайджане.
Различают две клинические формы лейшманиоза кожи: зоонозный, или остронекротизирующийся, и антропонозный, или поздно изъязвляющийся. В связи с тем что с описанными бугорковыми дерматозами большее сходство имеет антропонозный тип лейшманиоза кожи, в данном разделе будет рассмотрена только эта форма заболевания. Поражение кожи при антропонозной форме лейшманиоза может развиться в любое время года через 3-9 мес, а иногда и более после укуса москитов. Высыпания располагаются главным образом на участках кожи, не защищенных одеждой. На месте укусов москитов возникают одиночные или множественные (в зависимости от числа укусов) бугорки диаметром 2—5 мм, плотной консистенции, красновато-коричневатого или синюшного цвета. На поверхности бугорков определяется небольшое количество плотно прилегающих чешуек. Бугорки существуют длительно, не подвергаясь распаду, постепенно увеличиваются в размерах, иногда сливаются в небольшие плоские очаги поражения.
Через 5-6 мес с момента появления, а иногда и позже, происходит изъязвление бугорков, язва покрывается коркой. После удаления корки обнаруживают поверхностную язвочку неправильных очертаний, окруженную валиком нераспавшегося инфильтрата. Наблюдаются регионарные лимфангиты, хотя и реже, чем при зоонозном лейщманиозе кожи. Течение заболевания длительное: в среднем продолжительность его около 1 года, но процесс рубцевания может затягиваться до 2 лет и более. На месте бугорков остается втянутый рубец. Иногда на месте рубца или вокруг него появляются новые бугорки вследствие того, что в тканях сохраняются лейшмании — так называемый туберкулоидный лейшманиоз (рис. 37). Этот тип болезни Боровского тем самым представляет собой затяжную или рецидивирующую форму заболевания. Цвет бугорков желтовато-буроватый, при диаскопии обнаруживают феномен яблочного желе. Бугорки могут группироваться иногда в виде различных фигур. Могут образовываться гипертрофические, сходные с келоидами, папилломатозно-веррукозные очаги, в редких случаях возникают псориазиформные, деструктивно-мутилирую-щие изменения. По наблюдениям Р. С. Добржанской (1979), наиболее часто встречается нодулярная форма, реже диффузно-инфильтративная, язвенно-деформирующая, эритематозная, опухолевидная и смешанная. Течение туберкулоидного лейшманиоза многолетнее. Бугорки годами могут существовать практически без изменений, изъязвляясь лишь в чрезвычайно редких случаях. Заболевание развивается преимущественно в молодом возрасте [Родякина Н. Ф., 1982].
Дифференциальная диагностика. Лейшманиоз кожи, особенно бугорковый, необходимо отличать от туберкулезной волчанки, бугоркового сифилида, мелкоузелкового саркоидоза, туберкулоидного типа лепры.
При дифференциальной диагностике необходимо учитывать анамнестические данные о пребывании больного в эндемических по лейшманиозу зонах. Решающее значение имеет обнаружение лейшманий в очагах поражения (окраска по Романовскому — Гимзе).
Клинически антропочозный лейшманиоз отличается от туберкулезной волчанки тем, что может возникнуть в любом возрасте, а не преимущественно в детском. Бугорковые элементы значительно плотнее, в связи с чем феномен проваливания зонда отрицательный. Высыпания туберкулоидного лейшманиоза, хотя и располагаются на рубцах, не склонны к изъязвлению. Значение имеет и характер рубца: при туберкулезной волчанке рубец поверхностный, при лейшманиозе — глубокий, втянутый.
От бугоркового сифилиса антропонозный лейшманиоз кожи отличается локализацией сыпи главным образом на открытых участках тела, меньшей плотностью бугорков, расположением элементов на рубце, положительным феноменом яблочного желе, более поздним изъязвлением, характером рубцов (при сифилисе рубец мозаичный, при лейшманиозе втянутый), отрицательными серологическими реакциями на сифилис.
Дата добавления: 2017-02-13; просмотров: 1413;