Великая Отечественная война
Очередным этапом обезлюдивания российского села стала Великая Отечественная война. Она в большей степени, чем в городе сократила сельское население. Доля городского населения страны была меньше, и она в основном обеспечивала оборонную промышленность. Поэтому в большей части жертв войны оказались селяне. Не говоря о том, что война разрушила и разграбила деревни и села на более чем половине территории европейской части СССР, где проживала основная часть сельского населения.
Начавшийся после завершения войны процесс восстановления хозяйства страны потребовал новых рабочих рук, источником которых опять должно было стать село. Миграция из разоренного российского села достигла таких масштабов, что заставила тогдашнее руководство страны сдерживать ее путем ужесточения паспортного режима. Тем не менее, выезд из села на учебу и работу стал приобретать масштабы почти катастрофические. Этот процесс подстегивался еще и тем, что условия труда на селе становились все более невыносимыми без ощутимых, видимых для сельских тружеников результатов и перспектив.
Отток сельских жителей имел под собой и объективные основания. Сельская местность предоставляла ее жителям весьма ограниченный круг профессий, позволявших реализовать себя. Для мужчин - это сельский механизатор (тракторист или шофер), для женщин - скотница или доярка на ферме или рабочая в полеводстве. В этом отношении город оказывался вне конкуренции. Он предлагал широчайший спектр профессий и занятий, а получение образования выше среднего и вовсе возможно только в городах.
За 20 лет (с 1939 по 1959 г.) сельское население России сократилось более чем на 16 млн. человек (с 72 083 тыс. до 56 017 тыс.); за этот же период городское население увеличилось на 25 млн. человек. Если учесть, что, как правило, естественный прирост в городской местности осуществляется весьма скромными темпами, то налицо начало гигантского перераспределения населения страны между городской и сельской местностями. Масштабы такого перераспределения вполне сопоставимы с такими глобальными историческими явлениями, как Великое переселение народов. Аналогичные процессы шли и в СССР в целом. Но если за этот же период сельское население страны сократилось на 21 млн. человек, то 16 млн. сокращения - 3/4 - пришлось на Россию, хотя сельское население России составляло 51% сельского населения СССР.
Требовалась интенсификация сельского труда. Но сама политика организации приоритетных условий жизни, прежде всего в городах, и тем более в крупных и крупнейших не давала возможности подъема села.
Период экономических реформ, проводившихся Н.С. Хрущевым, не внес коренных изменений в деградацию российского села, кроме отмены запрета на выезд из сельской местности, который был облегчен максимально. Сельским жителям стали выдавать паспорта, и они были вольны распоряжаться своей судьбой более свободно, нежели в сталинские времена. Это в сочетании с подъемом промышленности еще более усилило отток из села.
Появился «оргнабор», когда из сельской местности, вывозили будущих малоквалифицированных работников для городской промышленности. Селяне массово меняли образ жизни на городской. Проживали в городских общежитиях в надежде на квартиру через несколько лет упорного труда. Работали по специальностям, на которые городские жители или не соблазнялись (низко квалифицированная работа на сборочных конвейерах, ткацких фабриках, стройплощадках, городском электрическом транспорте), или просто их не хватало.
Немаловажно также, что проведение досуга и уровень бытового обслуживания в городах просто несопоставимы с сельской местностью. Нерегулярная сельская кинопередвижка и один на несколько деревень сельский магазин - не шли ни в какое сравнение с театрально-музейно-магазинными городами.
Приобретение товаров длительного пользования, их ремонт, пошив одежды был невозможны на селе. Показателен пример - в далеко не худшей в стране Ленинградской области в 1970 г. 10% сел, не были электрифицированы.
Отток жителей из села приобрел катастрофический характер. За 20 лет (с 1959 по 1979 г.) российское село потеряло еще 14 млн. жителей. И это ведь не было временем войн, как за период 1939-1959 гг.
Освоение целины
Идеи резкого расширения освоения земель в восточных регионах страны под сельскохозяйственное использование, заложенные столыпинской аграрной реформой в свое время фактически не были реализованы. Вторая волна попытки ее реализации была в 30-е гг. во время коллективизации, когда образовали Всесоюзный переселенческий комитет при Совете народных комиссаров Союза ССР.
Комитет был образован для «полного освоения малозаселенных плодородных районов и идя навстречу пожеланиям колхозов и колхозников ряда областей и республик СССР о переселении в эти районы». Всесоюзный переселенческий комитет обязали: выработать план переселения; установить районы выхода и подбор организованных групп сельскохозяйственных переселенцев, а также организацию и обслуживание их в пути; установить районы заселения, выделить земельные фонды для организации колхозов и МТС в районах заселения и содействовать землеустройству и хозяйственному обслуживанию организуемых в этих районах колхозов и МТС (см. Протокол заседания Политбюро № 143 от 13 августа 1933 г.). Поставленные задачи, фактически не были решены. Миграционные потоки 30-х гг. определялись большей частью принудительным переселением.
Вновь к вопросу об освоении целинных земель вернулись уже после Великой Отечественной войны, которая нанесла огромный ущерб всем отраслям России, в частности и сельскому хозяйству. Были сожжены и разрушены тысячи деревень, разорены колхозы и совхозы, подорвана материально-техническая база из-за износа и уничтожения техники и оборудования, поля были запущены. На селе не хватало людей. Рассматривалось два варианта. Первый предусматривал, прежде всего, восстановление разрушенных хозяйств в сельскохозяйственных районах центральной России. Второй, на котором и остановились - освоение целинных районов, в основном, Сибири и Казахстана.
В начале 1950-х годов был поставлен вопрос о значительном, а самое главное – быстром расширении посевных площадей за счет распашки земель относительно пригодных для земледелия. Логика была очень простой - "Собственно, выбора способа ведения хозяйства у нас не было. Хлеб был нам нужен не завтра, а буквально сегодня", – вспоминал впоследствии Н.С. Хрущев. Началось ускоренное расширение экстенсивного ведения сельского хозяйства.
На февральском Пленуме ЦК КПСС в 1954 г. было принято постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Планировались ликвидировать отставание сельского хозяйства и увеличить производство зерна в СССРза 1954—1960гг. Для этого освоить земельные ресурсы вКазахстане, Поволжье, Сибири,на Урале, Дальнем Востоке и в др. районах. Было намечено распахать не менее 43 млн. га целинных и залежных земель.
Для решения этой задачи предполагалась организация новых совхозов; оснащение их передовой машинной техникой и посылка квалифицированных кадров на новые земли, создание им нормальных бытовых и культурных условий.
За 1954—1960гг. вСССР было поднято 41,8 млн. га целины и залежи, в основном на юге Западной Сибири и в Казахстане. Освоение целины шло форсированными темпами: если за два года предполагалось распахать 13 млн. га, то в действительности распахали 33 млн. га. На целине только за первые два года было создано 425 зерновых совхозов. Для решения этой задачи были мобилизованы огромные материальные, трудовые ресурсы и научный потенциал. Прибыли сотни тысяч добровольцев, в основном из России, Украины, Белоруссии и Молдавии. На целину приехали тысячи механизаторов, агрономы, строители, врачи и учителя. Высокий патриотический настрой и энтузиазм молодежи преодолевали огромные трудности на начальном этапе целинной эпопеи.
Тем не менее, планы не были выполнены, прежде всего, по оснащению техникой, квалифицированными кадрами и нормальными бытовыми и культурными условиями. Использование научного потенциала было ограничено, особенно тогда, когда наука говорила об необходимых ограничениях. Надежды, откликнувшихся на призыв (комсомольцев, молодых рабочих, демобилизованных солдат) и надеявшихся на стабильную работу и качественные условия труда и жизни не оправдались.
Освоение целины началось без серьезной предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры — дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров, не говоря уже о жилье и ремонтной базе для техники. На целину отправляли все производимые в стране тракторыи комбайны, посылали студентов на время летних каникул, отправляли в сезонные командировки механизаторов. Это вело к высокой себестоимости целинного хлеба, которая была гораздо выше, чем в центре России.
Природные условия степей не принимались во внимание. Не учитывались песчаные бури и суховеи, не были разработаны щадящие способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых. В результате урожайность на целине была в среднем ниже общесоюзной. Освоение было не просто экстенсивное, но и как показало время, губительное для территории, не смотря на то, что ряд ученых указывал на недопустимость сплошной распашки в таких природных условиях при сохранении старых методов обработки земли.
Освоение целинных земель превратилось в очередную кампанию, якобы способную в одночасье решить все проблемы с продовольствием. Огромные ресурсы были сосредоточены на воплощении этого проекта: за 1954—1961 гг. целина поглотила 20 % всех вложений СССР в сельское хозяйство. Курс на освоение целинных и залежных земель консервировал экстенсивный тип развития сельского хозяйства, как на целине, так и в пределах традиционных российских районов земледелия. Аграрное развитие всей страны застопорилось.
Благодаря колоссальному сосредоточению средств и людей, а также природным факторам новые земли в первые годы давали сверхвысокие урожаи, а с середины 1950-х годов — от половины до трети всего производимого в СССР хлеба.
Однако желаемой стабильности, вопреки усилиям, добиться не удалось. Первый урожай 1954 г. превзошел самые честолюбивые ожидания агрономов, но не хватало элеваторов, и три четверти пшеницы сгорело на токах. Богатый урожай 1956 г., которому повезло чуть больше, потряс воображение, но ненадолго. Негативные последствия проявились очень быстро – пыльные бури, вторичное засоление. В неурожайные годы на целине не могли собрать даже посевной фонд. Малоплодородные почвы моментально истощились. В результате нарушения экологического равновесия и эрозии почв в 1962—1963гг. настоящей бедой стали пыльные бури. Одновременно лишившись привычных пастбищ, произошел массовый падеж традиционного для этих мест скота.
В считанные годы целинные районы превратились из не очень выгодных в убыточные. Освоение целины быстро вступило в стадию кризиса, эффективность её возделывания упала на 65%. В результате отвальной вспашки только из 26 миллионов гектаров целинных земель Казахстана 8 миллионов (31%) утратили плодородие и были выведены из оборота. Применявшиеся экстенсивные технологии быстро привели к деградации остальных земель и сделали невозможным стабильное существование сельскохозяйственного производства (и земледелия, и животноводства) на этих территориях. Уже в начале 1960-х гг. страна вынуждена была прибегнуть к массовым закупкам хлеба на западе.
Остальные земли пришлось срочно спасать внедрением новых технологий обработки, без чего деградация почв могла принять необратимый характер практически на всей освоенной площади и привести к безвозвратным потерям. Много сделано для этого коллективом академика Александра Бараева, народным академиком Терентием Мальцевым. Внедрение почвозащитной системы земледелия позволило остановить эрозию на огромных площадях.
Не стоит забывать, что бросать на новый фронт работ было особо некого – после войны страна переживала страшнейший демографический кризис. Поэтому руководство обратилось с призывом к советской молодежи, к комсомолу. Повторились былые времена, когда люди вынуждены были жить в палатках. Добровольцы, приехавшие на целину, обживали степи, где не было никаких поселений. Полмиллиона комсомольцев, прибывших на целину, жили в жутких условиях. Осваивали целину и прибывшие не по своей воле преступники и новобранцы Советских вооруженных сил. На целину направлялась лучшая по тем временам сельскохозяйственная техника. Тем не менее, в итоге процесс освоения целины занял более 30-ти лет и ничем хорошим не кончился.
Освоение целины было административным мероприятием гигантского масштаба. Ставка была сделана на экстенсивное решение проблемы. «Несмотря на тяжелые условия, в которые попала наша страна в первые годы войны, народ мобилизовался и сумел преодолеть все трудности. А освоение целинных земель – это труд, который будет оплачен, получат к тому же люди моральное удовлетворение. Я убежден, что найдутся энтузиасты» говорил Н.С.Хрущев. Около 250 тысяч целинников удостоены высоких государственных наград, 650 из них имеют Золотую Звезду Героя Труда.
Тем не менее, довольно быстро начался отток населения из этих районов. Вторая волна выезда с территорий бывшей целины началась с распадом СССР, т.к. часть населения решила, а иногда была вынуждена, вернуться на родину – в Россию.
Время показало, что освоение целины было проведено с неоправданным перерасходом материальных, людских и природных ресурсов, не приведшим к желаемому результату. В результате, в конце XX – начале XXI века породило и мощный эмиграционный поток с этих территорий. Конечно, в настоящее время оставшиеся хозяйства существенно перестроены, но основные кризисные явления на селе преодолеваются и сейчас.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 390;