История сельских поселений в России
В начале XX века крестьяне составляли 80% населения Российской империи, при этом три четверти из них занимались сельскохозяйственным трудом. Земледелие, продукты его промышленной переработки и лес составляли основу национального дохода и экспорта страны, что и определило сельское расселение. Немногочисленный рабочий класс был теснейшим образом связан с деревней. Это или вчерашние сельские жители или те же крестьяне занимавшиеся мелким крестьянским промыслом самостоятельно или группировавшиеся в промышленные производства, большая часть которых также размещались в сельской местности.
Основой организации жизни преобладавшей в России еще в середине XIX в., была большая семья. Она состояла из родителей, женатых сыновей с женами и семьями. Весь такой коллектив проживал фактически под одной крышей. Для российской семьи синонимами оказывались понятия «двор» и «семья».
Важнейшим, для тогдашнего крестьянского двора являлось строгое подчинение личности интересам коллектива, семьи. Места для выражения индивидуальности, как правило, было не много. Воля главы семьи была фактически законом, а его распоряжения не подвергались обсуждению. Жизнь и быт двора приучали крестьянина к авторитарной власти. Хозяйство двора не знало частной собственности. Все имущество, в том числе и орудия труда, было обобщено. Не бывало преемственности дворов и, следовательно, не существовало ни понятия родовитости, ни особого статуса семьи в деревне, характерных, например, для западноевропейского общества.
Следующую, более высокую иерархическую единицу в сравнении с двором (семьей) представляла община. Племенная община выступала основной социальной единицей уже у древних славян. Она состояла, по разным оценочным расчетам, из 50-60 человек, находившихся в близком или дальнем родстве. Члены общины трудились сообща на общей земле.
На смену коллективам, основанным на кровном родстве, постепенно пришла общность, основанная на совместном владении пахотной землей и выпасами. Родство перестало быть определяющим, хотя конечно многие оставались в близком родстве. Такая общность в быту называлась «миром», а в литературе осталось название «община». А общие продукты сельского хозяйства - уже становились собственностью двора (семьи). Следовательно, до революции частного землевладения непосредственно производителем практически не было. Подавляющее большинство русских крестьян владели землей всей общиной. Так же помимо земли было обобществлено имущество, орудия труда. При этом не следует проводить аналогии с колхозами. В колхозе результаты труда не принадлежали сельским труженикам.
Наиболее выгодным расселением в сельской местности было линейное размещение. Русская деревня, как правило, формировалась в линейном плане. По сторонам широкой дороги (улицы) стояли избы с огородами, выходившими в сторону полей, а деревню в целом окружали поля.
Отдельные хутора, удаленным от деревни и расположенные среди полей, были характерны в основном для более мягких климатических условий юга страны - Украины, отчасти для западных, а также южных казачьих территорий.
Из-за экстенсивного ведения хозяйства и мелкоделяночности серьезной проблемой было распределение земли по качеству. В силу мозаичности условий территории, для того чтобы обеспечить каждую семью равноценными участками земли приходилось давать ее в разных местах и небольшими наделами. Пахотная земля разбивалась на участки с учетом качества почвы и удаленности от деревни (экономические категории). На каждом из таких участков семья получала наделы в зависимости от числа взрослых ее членов. Взрослыми тогда признавались мужчины в возрасте от 15-17 и до 60-65 лет и замужние женщины до 45 лет.
При таком разделении и уровне развития технологий участки не могли быть большими. Полоски были небольшими около 0,2-0,4 га. В результате у одного двора их могло быть от 30 до 50, а иногда и больше, но разбросанных в разных местах окрестностей деревни.
Изменение численности членов большой семьи вынуждало общину каждые 10-15 лет, совершать передел земельных угодий, сопровождавшийся перераспределением полосок.
Несмотря на стремление к справедливому перераспределению в качественном и количественном планах, крестьяне неохотно расставались с наделами, в которые было вложен труд. Естественно, рост населения деревни уменьшал причитающуюся каждому землю. Несмотря на эти неприятные операции община была необходима, т.к. она координировала работы на земле, в том числе взаимопомощь, что необходимо при существующих в России климатических условиях. Поэтому крестьяне «держались» за общину.
Такое, на первый взгляд, нерациональное распределение земли было пожалуй единственно возможным при том уровне развития сельского хозяйства. Поэтому мелкоселенность, присущая российскому сельскому расселению и во многом обусловленная местными природными условиями, имеет вполне определенные и традиционные социально-экономические корни. В связи с ростом индустриализации, расширением внешней торговли в конце XIX века проявились отсталость и малая конкурентоспособность отечественного сельскохозяйственного производства. Сельская община оказалась мало подходящей организацией для гибкого реагирования на конъюнктуру как внутреннего, так и внешнего рынка. Это тормозило внедрение прогрессивных по тому времени техники и форм ведения сельскохозяйственного производства, не давало возможности повышения производительности труда и эффективности отрасли.
Все чаще высказывались соображения о необходимости коренной реорганизации сложившейся в стране системы землевладения и всего сельскохозяйственного производства. Тем не менее, лишь в конце XIX века произошло наращивание производства продовольствия. Нашелся рынок его сбыта за границей. Многие развитые страны осознали, что ввоз продовольствия рентабельнее его производства у себя, а возможность ввоза появилась в связи с развитием железных дорог с середины XIX века. И даже это коренное изменение в экономике села не сделало его рентабельным и богатым. Главное появилась крайняя необходимость реформ в сельском хозяйстве.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 409;