Внешняя политика Петра I. Северная война
Азовские походы Петра впервые вывели Россию к южным морям. Но закрепиться на этих рубежах она пока была не способна. Для укрепления связей с Западной Европой Петр считал необходимым борьбу за выход к берегам Балтики.
К началу XVIII в. все западное и часть восточного побережья Балтики контролировала Швеция. Для борьбы с ее владычеством на Балтике в 1699 г. был заключен «Северный альянс» в составе России, Дании и Саксонии. Война началась в 1700 году. Однако первый ее этап принес союзникам сплошные неудачи.
Полагая, что после поражения царских войск в Нарвской битве (1700 г.) с Россией было покончено, Карл XII всеми силами обрушился на войска Августа II и надолго «увяз» в Польше. Однако в 1702 г. русские войска штурмом овладели крепостью Нотебург (Орешек) в устье Невы. С учетом ключевой роли в выходе на Балтику Петр переименовал ее в Шлиссельбург («город-ключ»). Весной 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург. Началось строительство русского Балтийского флота.
Карл XII, выведя Польшу из войны, стал готовить вторжение на территорию России. Летом 1708 г. он выступил из Польши в сторону Смоленска. 28 сентября русские войска во главе с царем дали бой шведам у деревни Лесной, в ходе которого был разбит корпус генерала Левенгаупта и захвачен шведский обоз, двигавшийся на помощь Карлу XII из Риги. Карл XII был вынужден отказаться от похода на Москву и выступил на Украину, где рассчитывал на поддержку гетмана Мазепы, предавшего Петра, а также на помощь крымского хана и турецкого султана. Однако эти расчеты не оправдались.
Весной 1709 г. шведы осадили Полтаву, небольшой гарнизон которой героически оборонялся на протяжении двух месяцев. 27 июня (8 июля) 1709 г. состоялась победоносная для России Полтавская битва. «Непобедимая армия» Карла XII перестала существовать. Полтавская «виктория» изменила расстановку сил. Дания и Польша возобновили союз с Россией, а затем к ним присоединилась Пруссия. Тем временем русская армия овладела Ригой, Ревелем, Выборгом, Перновом, Корелой. Восточное балтийское побережье оказалось полностью освобожденным от шведов.
Находившийся в Турции Карл XII, лишившийся своей армии, сумел убедить султана в необходимости совместно выступить против ослабленной войной России. В 1711 г. Турция объявила России войну (что означало для Петра борьбу на два фронта). Огромная турецко-крымская армия (180 тыс. человек при 440 орудиях) окружила лагерь русской армии (38 тыс. человек при 120 орудиях) на реке Прут. По условиям перемирия Россия возвращала Турции Азов, должна была разрушить крепость Таганрог, не препятствовать возвращению Карла XII в Швецию, не держать своих войск в Польше.
В ходе сухопутных операций 1713 г. шведы оказались отброшены на Скандинавский полуостров. Однако у них оставался сильный флот на Балтике. 27 июня 1714 г. русский флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут (Ханко). Европа была удивлена первой крупной морской победе молодого русского флота. 27июля 1720 г. у острова Гренгам русская эскадра одержала еще одну крупную морскую победу над шведским флотом.
Победы русского флота вынудили шведов начать переговоры о мире. В 1721 г. в Ништадте был заключен мирный договор между Россией и Швецией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала балтийское побережье от Выборга до Риги с территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии. Мирный договор юридически закрепил решение той исторической задачи, которая стояла перед Россией со времен Ивана III — обеспечить выход к Балтийскому морю. Россия стала империей. Победа в Северной войне не только обеспечила России выход к Балтийскому морю, но и впервые выдвинула ее в разряд ведущих держав.
Оценивая «время петровских реформ» трудно не согласиться с мнением Е.В. Анисимова, что вся «революционность» Петра Великого носила ярко выраженный консервативный характер. Прямым следствием реформ Петра I стало упрочение самодержавной власти и закрепощение всех сословий, установление государственно-регулирующего экономического режима, поставившего определенную преграду на пути развития свободно-рыночных отношений в России.
Тема 6. Россия в эпоху дворцовых переворотов 1725-1762 гг.
Эпохой дворцовых переворотов в истории России называют период с 1725 по 1762 г.г., когда пять раз при помощи оружия происходила смена правителей России. Начало ей положила смерть Петра I, а завершилась эта эпоха воцарением императрицы Екатерины II.
Существовавший порядок наследования престола (до 1797 г. действовал указ Петра I, по которому монарх сам мог назначить наследника) вел к усилению дворцовых интриг и острой борьбе за власть. Каждая из сторон в этой борьбе была вынуждена обращаться за помощью к гвардейским полкам.
Петр Великий оставил после себя ряд сложных проблем в социально-политической жизни страны, мешавших России стать по-настоящему «цивилизованным» европейским государством. Произвол самодержавной власти, крайняя централизация государственного управления и отсутствие представительских учреждений вели к ослаблению политического режима, так как лишали власть и общество обратной связи и тем самым сужали социальную опору царизма. В условиях почти полной изоляции самодержавия от общества небольшой кучке заговорщиков не составило труда свергнуть неугодного императора, хотя и обладавшего мощным репрессивным аппаратом, поскольку заговор обычно созревал у самого подножья трона.
Петр I умер внезапно в январе 1725 г., не успев назначить наследника. Правами на престол обладали его внук – Петр II (сын умершего царевича Алексея), жена Екатерина (коронованная как правящая царица в 1724 г.) и дочери Анна и Елизавета.
Петра II (которому в это время было девять лет) поддерживала старая родовая аристократия (князья Долгорукие, Голицыны, Репнин), пытавшаяся в ходе смены власти отменить многие преобразования царя-реформатора. Однако ближайшие сподвижники умершего императора — князь А.Д. Меншиков, канцлер Г.И. Головкин, архиепископ Феофан Прокопович, начальник Тайной канцелярии П.А. Толстой, генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский — стремились возвести на престол императрицу Екатерину, сподвижницу Петра I во многих реформаторских начинаниях. В этом они видели залог не только продолжения реформ, но и сохранения своих позиций при дворе.
Уже в феврале 1725 г. При поддержке гвардии Императрицей стала Екатерина I, а ее первым министром — А.Д. Меншиков. Для примирения враждующих царедворцев был создан Верховный Тайный совет, в состав которого вошли представители как старой знати, так и «птенцы гнезда Петрова». Ключевые позиции в совете занимал Меншиков. Однако царствование Екатерины продолжалось недолго. В мае 1727 г. она умерла.
Вновь встал вопрос о престолонаследии. Реальных кандидатов было трое: дочери Петра I Анна и Елизавета, а также его внук Петр II. В итоге царские вельможи сошлись на последней кандидатуре. До совершеннолетия молодого императора его опекуном должен был стать Верховный Тайный совет.
Молодого императора всячески старались «уберечь» от государственных дел, предлагая ему охоты, балы и пирушки. Страной от его имени правили Долгорукие. В начале 1728 г. двор переехал в Москву, где в 1730 г. должна была состояться коронация и свадьба Петра II. Однако на очередной охоте царь простудился и умер как раз в тот день, когда должна была состояться свадьба. С его смертью пресеклась мужская линия династии Романовых.
Члены Верховного Тайного совета вспомнили о дочерях царя Ивана V Алексеевича — Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны — вдовы герцога Курляндского. Не избалованная вниманием и богатством, она казалась «верховникам» удобной кандидатурой, при которой роль Совета еще более возрастет.
По предложению князя Д. Голицына были составлены условия приглашения Анны Иоанновны на российский престол (кондиции). Анна согласилась с предъявленными условиями и стала правительницей России. Таким образом, впервые была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Но вскоре императрица Анна Иоанновна, опираясь на гвардию и большую часть незнатного дворянства, разорвала подписанные ранее условия приглашения на престол. Верховный Тайный совет был упразднен. Так при помощи гвардии произошел второй дворцовый переворот, приведший Анну на русский престол на целых десять лет.
Вместе с Анной Иоанновной из Курляндии прибыл ее фаворит — герцог Э.И. Бирон, ставший всесильным временщиком. Видные позиции при дворе занимал и вице-канцлер А.И. Остерман. Не доверяя гвардейцам, приведшим ее к власти, Анна сформировала еще один гвардейский полк — Измайловский.
С самого начала правления она была обеспокоена проблемой престолонаследия. Ко двору была приближена племянница императрицы Анна Леопольдовна, которая становилась главной кандидаткой на престол. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын, сразу же объявленный наследником престола. В октябре 1740 г. Анна Иоанновна умерла, назначив регентом при малолетнем императоре Иване VI своего фаворита Бирона.
Ивану VI было два месяца, когда его объявили императором. Вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона. Однако заносчивость, высокомерие и честолюбие герцога делали его одиноким в высших кругах двора. Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Миних. 9 ноября 1740 г. он во главе гвардейского отряда арестовал Бирона и провозгласил регентшей при малолетнем императоре его мать — Анну Леопольдовну. Это был третий переворот за пятнадцать лет. Правление Анны Леопольдовны не было отмечено никакими важными свершениями. В гвардии вновь стали формироваться настроения смены власти. Наиболее популярной кандидатурой была дочь Петра I и Екатерины I — Елизавета.
В ночь на 25 ноября 1741 г. она пришла в казармы Преображенского полка и призвала гвардию служить ей так, как служили ее отцу. Анна Леопольдовна и ее семья были арестованы без какого-либо сопротивления. Наутро двор и столица узнали о четвертом дворцовом перевороте, приведшем к воцарению дочери Петра Великого. Государством Елизавета Петровна управляла через своих фаворитов и доверенных лиц — А.Г. Разумовского, П.И. Шувалова, А.П. Бестужева-Рюмина, М.И. Воронцова. Для Елизаветы, как и для ее предшественников, был крайне важен вопрос о наследнике престола.
В 1742 г. она назначила преемником своего племянника Петра Федоровича — сына Анны Петровны, внука Петра I. К тому времени ему едва исполнилось 14 лет. Вскоре императрица женила его на немецкой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, которая после крещения по православному обряду получила новое имя — Екатерина (в память о матери Елизаветы Петровны).
Однако Елизавета разочаровалась в племяннике. Он так и остался немецким принцем, равнодушным к России и русским, боготворившим лишь прусского короля Фридриха II. После рождения у него в 1754 г. сына Павла императрица взяла мальчика к себе на воспитание и стала задумываться о передаче ему прав на престол. В декабре 1761 г. Елизавета умерла.
Петр III царствовал всего 186 дней. Непредсказуемость императора, его пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями увеличивали число его противников. Публичные нападки на жену Екатерину Алексеевну, угрозы отправить ее в монастырь и отстранить сына от наследования престола не могли остаться без внимания. Сведение на нет итогов побед русского оружия в Семилетней войне было воспринято в армии как предательство интересов России. В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины.
28 июня 1762 г. Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит. Это был пятый дворцовый переворот с момента смерти Петра Великого. На престол на долгие 34 года вступила Екатерина II, вошедшая в историю России как «Великая».
Такому пути разрешения проблемы власти и общества способствовал ряд факторов. Следует обратить внимание, прежде всего, на большую роль армии в жизни страны и неупорядоченность петровского Устава о наследовании престола, который расширял круг претендентов на трон, включая самых дальних представителей правящей династии, что позволяло заговорщикам быстро найти замену неугодному императору. Одним из простейших путей решения проблемы упрочения власти состоял в увеличении числа гвардейских полков, чтобы нелояльность одних воинских частей парализовать преданностью других. Например, Анна Иоанновна, чувствуя неприязненное отношение патриотически настроенных офицеров Семеновского и Преображенского гвардейских полков, в противовес им создала лейб-гвардии Измайловский полк, где командные должности занимали преимущественно офицеры-иностранцы.
Другой возможный путь укрепления своего положения заключался в том, чтобы здравствующий император заранее назначил себе преемника, отсекая других возможных кандидатов. Как показала российская политическая практика, подобные меры оказались неэффективными. Гвардия по-прежнему оставалась ударной силой дворцовых переворотов, а высшие правительственные сановники мало считались с волей покойного императора (императрицы). Например, Анна Иоанновна предельно ясно дала понять, что не желает видеть на престоле Елизавету Петровну. Однако именно Бирон и другие люди из ближайшего окружения умершей государыни фактически расчистили дорогу дочери Петра на императорский трон. Оставался более сложный путь – скорректировать петровские реформы в удобном для властей духе, взяв из них только то, что способствует стабилизации власти в стране. В целом корректировка происходила в сторону постепенного смягчения политического режима и освобождения дворян от обязательной государственной службы, а также наделения их все новыми правами и привилегиями.
Эпоху дворцовых переворотов вовсе не следует считать бесцветной и бесполезной в смысле пребывания на российском престоле вполне заурядных людей, не способных продолжить великие начинания своего предшественника. Тем не менее, почти все предшественники великого императора по мере своих сил возможностей и талантов продолжали его линию на расширение влияния Российской империи на Европейском континенте.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 412;