Некоторые особенности формирования этносов в России.


В процессе формирования российского суперэтноса приняли участие огромное количество различных этнических образований. В VI - VII вв. весь славянский мир разделился на три группы: южную, западную и восточную. Некоторые из славянских племен представляли собой обширные племенные союзы (кривичи, вятичи и др.), другие - территориальные объединения (например, половчане). Восточнославянские племена и составили основу древнерусской народности.

В пределах древнерусского государства были и неславянские народы. Это были племена финно-угорских (чудь, мурома, меря, весь, мещера и др.) и балтийских языков (литовцы, голядь, летты) языков. Многие из них совершенно обрусели и могут считаться в какой-то мере историческими предшественниками определенных русских этнических групп, другие же развивались под сильным воздействием русского языка и культуры, в свою очередь обогащая язык и культуру русского народа.

Балтийские и финно-угорские племена, заимствуя у своих соседей - восточных славян - их культуру, знания, язык, явились не просто данниками Руси, а наряду со славянами, равноправными участниками и создателями древнерусского государства.

По мере своего становления Киевская, а затем Московская Русь ассимилировала в себя различные неславянские племена. Например, в XI веке, после разгрома печегенов, на юге от Киева стали оседать признававшие себя подданными киевского князя тюрки-кочевники: торки, печенеги, берендеи. С освоением Сибирских степей и лесостепей в пределах государства появились многочисленными племена кочевых скотоводов, из которых позже сложились тюркские и монгольские народы.

Что же объединяло на первый взгляд эти достаточно разнородные этносы. Прежде всего, территориальная общность или однотипность среды обитания (по Гумилеву). О специфике и своеобразии Российской территории говорилось достаточно много.

Языковая общность. Основой многих языков на территории современной России и ряда стран СНГ является общеславянский язык. В нем сохранилась память об орудиях труда из кремня, славянские термины, обозначающие различные степени родства и понятия времен родового быта. С течением времени в общеславянском языке стала развиваться сельскохозяйственная терминология, что свидетельствовало о появлении и распространении у славян земледелия уже после выделения их из общеиндоевропейского единства.

В общеславянском языке отсутствует терминология, отражающая море, горы и степь, зато очень хорошо распространены названия для обозначения озер, болот, лесов и определенных пород деревьев, что свидетельствует о расселении славян в лесной полосе умеренной зоны, изобилующей озерами и болотами. По мере становления славянских племен, расселения их по обширным просторам Восточной Европы, в общеславянском языке появились и местные языковые особенности.

Усиление языковой общности было обусловлено образованием Древней Руси - государства, вобравшего в себя всех восточных славян. По мере формирования древнерусского языка, в IX - XII вв., наметились отличия от других славянских языков. Обогащение словарного фонда древнерусского языка было обусловлено и ассимиляцией восточными славянами неславянских этнических групп, общение с соседями.

В XII - XIII вв. наряду с развитием древнерусского общенародного языка в обособившихся княжествах появились и диалекты с местными языковыми особенностями. Позже, в XYII – XIX вв., произошло и выделение ряда языков, давших основу современных литературных языков (украинского, белорусского).

Конфессиональная общность. Первоначальной религией восточных славян было язычество, отражавшее различные религиозные представления: анимизм, фетишизм, тотемизм и т.п. Славяне поклонялись домовому, огню-сварожичу, деревьям, камням, молились в священных рощах, у овинов, родников. Большую роль играли различного рода верования и праздники, связанные с земледельческими работами. Например, Корочун, коляда, масленица, веснянки, Купала и др. Были у славян и главные божества. Это прежде всего Сварог - бог огня небесного. Сын Сварога - Дажьбог - солнце. Сварожичем был и огонь земной. Бог солнца носил и другие названия - Хорс, Ярило. Перун был богом молнии и грома, Стрибог - бог ветра и др. Известны и культовые сооружения славян: требища, капиша и храмы с идолами. Издревле у славян существовали волхвы - жрецы языческой религии.

Важным фактором в усилении территориальной общности древнерусской народности явилось принятие христианства византийского толка в 989 году. Принятие Русью христианства способствовало распространению письменности и грамотности, сближало Русь с другими христианскими странами, обогащало русскую культуру. Быстрее всего распространялось христианство в городах в среде феодальной знати. Несмотря на то, что в народе еще долго сохранялись пережитки язычества, православие прочно закрепилось. Каких-либо существенных колебаний, смены веры уже не было.

Общность экономических условий жизни. В X в. начинает складываться единство материальной и духовной культуры, быта, нравов, обычаев, единство всего жизненного уклада восточных славян. Проявилось это во всем - от эпоса до зодчества, от обрядов до одежды и утвари и т.п. Изделия русских ремесленников - скань, серебро с чернью, эмаль, зернь, филигрань, чеканка, резьба по кости и др. - высоко ценились за границей. В русском искусстве появляется мозаика и фрески, изящны древнерусские миниатюры, которыми украшались книги.

Памятники зодчества - Киевская и Новгородская София, Московские соборы и др. - отличаются величиной, пышностью, богатством, обилием света. Характерные особенности имеют жилища знати - каменные дворцы и деревянные градицы, терема, сени и прочие "хоромы".

На основе мифологической поэзии древних восточных славян развивается древнерусский былинный эпос (многие из них отражали исторические события и деятельность исторических лиц). Складывается древнейший жанр русской музыки - былинные напевы и "плачи", обрядовые песни и др. Носителями театрального народного творчества явились скоморохи - певцы, танцоры, артисты, акробаты, фокусники. Письменность у восточных славян очень древнего происхождения. Одно время славяне пользовались отдельными буквами римского и греческого письма. В IX - X вв. у славян были две письменности - кириллица и глаголица. Начертания букв обоих ведут в Византию и на Восток. На Руси закрепилась и распространилась кириллица.

То есть еще в X – XII вв. восточные славяне сложились в единую древнерусскую народность, на основе которой впоследствии образовались русский (великорусский), украинский и белорусский народы.

Объединение Русских земель под «крылом» Москвы существенно усилило общие условия формирования российского суперэтнос. Специфичные условия определили уклад жизни, экономику развития. Древнерусская культура оказала огромное влияние на культуру неславянских племен и народностей Восточной Европы, входивших в состав государства.

 

Вопросы по теме 3

Дайте определения – этноса, нации, национальности, народа.

Как формируется стереотип поведения?

Как в Конституции РФ трактуется определение национальной принадлежности?

Как можно определить понятие родины для представителя этноса?

Какие факторы могут провоцировать вспышки этнонационализма?

Какие характеристики являются обязательными для определения понятия этнос?

Какие выделяют основные виды этнических контактов?

Когда появилось христианство на Руси?

Какие выделяют мировые религии?

Приведите примеры ассимиляции и депопуляции этноменьшинств.

Назовите причины этнических конфликтов в бывшем СССР

Чем можно объяснить всплеск межнациональных конфликтов после распада СССР?

Какие особенности формирования этносов в России?.

Какие на ваш взгляд потенциальные возможности межнациональных конфликтов в России?

Библиография

Богданов В.В. Этническая и эволюционная история Руси. – М., 2001.

Владимиров А. И. Логика этногенеза и пассионарности основных современных геополитических игроков и императивы национальной стратегии России "Плацдарм" № 4-5 (9-10), 2003, стр. 4-35

География России Geo-tur.narod.ru/rus/Russia.htn -

Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая и социальная география России. - М., 2000.

Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение:.— М.: Гардарика 2000.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М:, 2000 г.

Гумилев Л.Н. Этносфера. М:, «Издательство АСТ» 2004 г. – 575 с.

Зайончковская Ж.А. Миграция населения СССР и России в 20 веке: эволюция сквозь катаклизмы//Проблемы прогнозирования. - № 4. - 2000. - С. 3-1

Население и общество Электронная версия бюллетеня http://www.demoscope.ru/weekly/archivetem.php

Население стран мира , карты Geo-tur.narod.ru/nas1.htm -

 

 



Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 321;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.