Развитие Древней Руси с IX до XIII века
До распада СССР общерусская история прочно связывалась как с Южной (Киевской), так и с Северной (Новгородской) Русью. В постсоветские наметился иной подход, в основе которого просматривается стремление подчеркнуть специфику исторического и этнического прошлого каждого из двух центров Древнерусского государства.
В частности в предисловии к киевскому изданию 1990 г. Ипатьевского списка «Повести временных лет» подчеркивается что Киевская Русь и все, что с ней связано, — не начало общерусской государственности и народности, а истоки только украинской.
Этнический облик как Северной, так и Южной Руси (Древнерусской федерации или конфедерации), был этнически многолик. Отмечается, что древний Новгород сложился из селений, в том числе финского племени. Наблюдалось тесное взаимодействие славянских племен (кривичей, ильменских, словен) с финскими (меря, чудь и весь).
Вокняжение новгородского князя Олега в Южной Руси после взятия Киева в 882 г. связало Новгород и днепровскую столицу. Усиление Киевской Руси происходило по мере ослабления Хазарского каганата, господствовавшего на огромном пространстве юго-востока Восточной Европы и Северного Кавказа, так же населенного разноязыкими народами (буртасами, булгарами, косогорами, яамив и другими). Окончательное ликвидация Хазарского каганата и включение его территории в зону влияния Киевского государства произошло в 60-е гг. X века после Восточного похода князя Святослава.
Позже в состав киевских земель были включены территории проживания остатков тюркских кочевых племен — печенегов, торков, берендеев, коуев и др. Форпостом славянских племен на Северном Кавказе стала Тмутаракань — место интенсивного межэтнического общения.
По словам Н. Карамзина в первый век своего существования Россия превосходила обширностью едва ли не все тогдашние европейские государства (Карамзин, История государства Российского). Завоевания Олега, Святослава, Владимира распространили широко владение Новгорода и Киева. Киевская Русь простиралась от Таманского полуострова и берегов Черного моря до верховий Вислы, Северной Двины и берегов Балтики.
В результате феодальных междоусобиц в первой половине XII века Киевская Русь распалась на отдельные княжества. Наиболее влиятельными были Владимиро-Волынское, Галицкое, Полоцкое, Смоленское, а также Новгородская земля, Суздальская, Киевская и др.
Можно сказать, что Новгородская и Киевская земли выступали в древности в качестве федеративных образований на политической основе, «несущей конструкцией» которых был славянский этнос. Существование двух центров вполне объяснимо обширностью пространств. Но в любом случае, можно говорить, что в процессе культурной, политической и хозяйственной интеграции оба центра внесли огромный вклад в становление единого российского государства, которое и существовало не один век.
В любом случае, существование и развитие Древней Руси с IX до XIII века, следует рассматривать как сложный процесс этногенеза суперэтноса. В этот период происходит крещение Руси и становление христианства. Этот период является ключевым, для всей дальнейшей истории, когда русская действительность формировалась как результат слияния разных этносов при едином правлении. Ярослав Мудрый разделял между сыновьями Киев, Новгород и другие земли, а не раздробил единое государство. Владимир Мономах был и киевский и ростово-суздальский князь одновременно. Были единые митрополиты, что по тем времена было чрезвычайно важно.
Появление России.
Вполне естественно, что такое крупное государство, особенно в те времена, не могло не испытывать серьезного прессинга со стороны соседей. Это существенно тормозило процесс развития Руси как единого целого. Столкновения были как с восточными, так и с западными очень различающимися между собой этносами. В результате формировалось весьма своеобразное геополитическое евразийское пространство, ставшее между Востоком и Западом.
В качестве существенных вех в формировании фундамента строительства государства и закрепления земель можно выделить несколько известных дат. Укрепление Северной и Северо-Западной Руси связывают с битвами на Нейе (1240) и Чудском озере (1242), где шведы и немцы потерпели поражение. В случае поражения русских судьба Новгородских земель была бы иной. Особых разночтений в интерпретации этих событий у историков нет.
Моментом освобождения Руси от так называемого татаро-монгольского ига традиционно считается Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 г. Но само явление татаро-монгольского нашествия (XIII — XIV века) в исторической науке трактуется весьма неоднозначно.
С одной стороны, оно традиционно ассоциируется с «игом», неисчислимыми бедами и мучениями славянских народов. С другой стороны, достаточно много фактов говорящих о том, процесс взаимодействия русичей и Орды был далеко не так прост. История взаимоотношения Золотой Орды и Руси, действительно, запутана. Общеизвестно, что русичи называли хана царем и платили в Орду «выход». Но во внутренние дела Руси ханы практически не вмешивались. Есть варианты трактовки дани как оплату военного союза. Ведь и Куликовская битва была не с Ордой, а мятежным Мамаем, для которого Чингизиды были смертельными врагами. И последующий поход Тохтамыша на Москву не ослабил, скорее укрепил власть Дмитрия Донского.
Историческое значение Куликовской битвы в другом. На поле боя пришли суздальцы, владимирцы, ростовчане, псковичи, рязанцы, москвичи и ярославцы, а ушли — русские. Поэтому в этнической истории России Куликовская битва считается тем рубежом, после которого Московскую Русь можно рассматривать как реальное государство на карте Евразии, имеющее всемирно-историческое значение.
Именно во время «татаро-монгольского ига» в первой половине XIV века началось собирание русских земель, когда Иван Калита, заручившись поддержкой хана Узбека, а потом и его сына Джанибека, возложил на себя обязанность выплаты дани за всю Русь. Это явно укрепило позиции Москвы. Она стала практически неуязвимой с запада, хотя попытки регулярно были. В том числе Смоленск завоевывался литовцами.
Еще при ордынцах начался процесс расширения границ Московского княжества, его укрепления. Это активно продолжалось и позже. В 1392 г. к Московскому княжеству были присоединены Нижегородское княжество, в 1463 г. — Ярославль, в 1474 г. — Ростов Великий, а в 1478 г. — Новгород. Вскоре сильное и богатое Тверское княжество присоединилось к Московскому княжеству. Затем Псков, Смоленск, Рязань и другие. Именно в это время в письменных источниках появляется название «Россия», с официальным главой - «Великим князем». А в 1547 г. этот титул был заменен на - «царь». Первым русским царем был провозглашен Иван IV Грозный.
Москва, тогда относительно молодой и небольшой город, оказалась в самом выигрышном географическом, а главное в геополитическом положении, в сравнении с другими — более древними, богатыми и населенными. Собственно географическое положение Москвы в центре России и на перекрестке дорог, вне всякого сомнения, оказало свое влияние.
Удобное положение занимали тогда и Тверь, Кострома, Углич. Они также были удачно размещены по отношению к торговым путям. Тем не менее, не они стали столицей России. Главное было - ярко выраженная политика Москвы, в стремлении к лидерству и утверждении православия, которая продолжилась и после смерти Ивана Калиты. Растущая активность русских князей и христианской церкви была направлена на строительство Руси Святой. Именно они смогли реализовать имеющийся ресурс – географическое положение. Москва смогла перехватить инициативу во внутренних и внешних делах.
Шел активный процесс этногенеза. Москва и Московское княжество привлекали активных людей того времени. Это были русичи и татары, литовцы, половцы и многие другие. В городе была создана обстановка реальных возможностей быстрой карьеры. Стекались те, кто чувствовал в себе силы, хотел быть уверенным в завтрашнем дне.
Поэтому Москва сумела объединить всех единой семьей. Русские в отличие от западных европейцев считали татар, «чудь белоглазую» людьми, равными себе. И благодаря этому татары-золотоордынцы, бежавшие от репрессий хана Узбека в Москву, образовали костяк русского конного войска, которое впоследствии сыграло не последнюю роль в победе на поле Куликовом. А литовцы обучили русских «пищальному бою», организовав грозный стрелецкий корпус. Множество выходцев из других этносов стали родоначальниками русских родов. Татары – Карамзины, Юсуповы и др., с запада Вернадские и т.д.
Современная, уже устоявшаяся точка зрения, без всяких сомнений требующая назревших поправок, принимает XIV век за рубеж между Древней Русью (иногда именуемой Киевской с ее северо-восточными окраинами — Суздальским и Владимирским княжествами) и появлением новых этносов, которых не существовало раньше - великороссов, белорусов и украинцев.
Из этого можно сделать и очень важный вывод, что не далеко не всегда правомерно говорить о территориях исконных для какого-то этноса. Все народы когда-то в большей или меньшей степени перемещались. Более того, не бывает и вечных народов. Взаимодействия этносов не только дают возможность появления других этносов, но и являются движущей силой развития. Давно существующие этнонимы не показатель неизменности этноса, что следует помнить историкам и политикам. Понимание этого вопроса стало возможным во многом благодаря работам А.А. Шахматова, Д.С. Лихачева о древних славянах, и очень важно - благодаря трудам Л.Н. Гумилева и его последователей по теории этногенеза.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 336;