Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций.
В советской научной литературе смысл понятий «национальный интерес» и «государственный интерес» обычно совпадали. Проводя аналогию, старались показать внутреннее единство населения государства, однородность его жизненных условий и интересов. Однако, как мы уже видели, тождественность понятий «нация» и «государство» далеко не бесспорно.
Различие этих понятий особенно остро воспринимается, когда речь идет о внешнеполитических интересах и мотивах. Нередко идею «национальной» тенденции называют стремление какого-либо государства к расширению сфер своего влияния или намерение включить в свой состав родственные группы населения, проживающие на территории других государств. Что часто является предлогом расширения влияния, территории, т.е. в действительности речь идет об экспансионистских поползновениях под националистическими лозунгами.
Совершенно очевидно, что механический перенос понятий «национальный интерес», «государственный интерес» на словосочетание «государственные границы» - «национальные границы» не корректен и способен привести лишь к межэтническим конфликтам. Далеко не все представители каждого этноса проживают в пределах одного государства и далеко не каждое государство мононационально.
Во всем мире сейчас около 5000 народов, причем более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. На территории 32 европейских стран более 100 национальных меньшинств. При этом многие из них дисперсно «распылены». Так, немцы за пределами Германии живут в Бельгии, Дании, Франции, Польше, России, Румынии, Италии, Чехии, Сербии и т.д. Есть немало других национальных групп, которых история «разбросала» по разным государствам. Болгары проживают в Югославии, в Румынии, Греции, на Украине; греки - на Кипре, Турции, Болгарии, Албании, Румынии, России, на Украине и на территории бывшей Югославии; албанцы - в Греции, Италии, Сербии; каждый шестой поляк живет за пределами Польши и т.д.
Аналогичная картина наблюдается и в пределах Российской Федерации. В России проживает около 143 миллионов человек. Из них русских - 80 процентов, татар – почти 4 процента, украинцев – 2 с лишним процента. Всего же в России - представители около 160 народов и народностей. Иногда их расселение достаточно компактно, а иногда они рассредоточены по территории Российской Федерации, проживая среди представителей другихэ тнических групп.
Даже гипотетически невозможно себе представить, к каким трагичным последствиям привела бы попытка отдельных народов осуществить на практике принцип тождественности национальных и государственных границ. Между тем это происходит в реальной жизни. Например, распад бывшей Югославии и кровавый конфликт в Боснии наглядно иллюстрируют роль реализации принципа тождественности государственных и национальных границ в возникновении межэтнических конфликтов.
В масштабе всего человечества национальный вопрос встает в противоборстве двух общих тенденций. Во-первых, движения наций к самоопределению. Во вторых, стремления к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных супернаций, где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры. Обе эти тенденции объективны. Нельзя какую-то одну из них признать преобладающей, поскольку они имеют одну и ту же цель: преодоление всех форм национально-этнического неравенства, или демократизацию межнациональных отношений.
С другой стороны, ни независимое развитие этносов, ни их сотрудничество в рамках «суперэтносов» само по себе не обеспечивают успеха. В любом случае торжество одного народа может обернуться унижением другого, ущемлением прав национально-этнических меньшинств. Длительное время образ США сравнивали с гигантским котлом, где представители сотен народов «переплавились» в американцев. Однако процесс «переплавки» означает утрату народами своих специфических черт. Поэтому образ «котла» в США уступил образу огромного «лоскутного одеяла». Механизм ни одного, ни другого варианта не дает достаточных гарантий ни для демократического, ни для экономическогоразвития общества.
Реализация права на самоопределение в любых условиях не должна затрагивать такие же права на суверенитет других народов государства. Строго говоря, право наций на самоопределение противоречит другому принципу международного права - права на территориальную целостность государства. Поэтому принцип права народов на самоопределение - понятие сложное и противоречивое. Он никогда и нигде не реализовался как чисто правовой принцип, а всегда был ориентирован на политическую и экономическую целесообразность.
В качестве попыток создания супернаций приводят усилия некоторых лидеров арабского мира к образованию единого арабского «неохалифата». Но стремление к образованию крупных полиэтнических общностей присуще и народам многонациональных государств и далеко не всегда «провоцирует» вспышки этнонационализма.
В Европе одновременно два сложных процесса - экономического и политического сближение в Западной Европе и суверенизацию Восточной. Однако эти процессы носят отнюдь не абсолютный характер. При этом происходит и подъем национальных движений во Франции, попытками отделения франкоязычной провинции Квебек от Канады, и севера Италии от остальных территорий и т.д.
Разнообразны национальные и межэтнические проблемы в США, где отмечены противоречия между белыми и черными гражданами одной страны , но и объединение их против экспансии "желтых" (погромы корейских магазинов и т.д.) Не смотря на то, что роль национального фактора за последнее время значительно возросла, но она неоднозначна в разных частях мира.
Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят часто противоположный характер: разделительные процессы национальным развитием и размежеванием, сочетаются с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.
В любом случае, национальный вопрос является продолжением социальных условии развития этноса. Он тесно связан с взаимодействием и условиями свободного их развития в многонациональном государстве. Поэтому государство должно создавать максимальные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя системы воздействия средствами массовой информации, законодательные акты и т.п.
Государственно-правовые формы решения национального вопроса существуют и широко используются (Испания, Великобритания, Дания). К ним относятся, в том числе, создание автономий, под которыми понимается широкое внутреннее самоопределение для компактно проживающим этноса. Создание условий для реального равноправия этносов проживающих на одной территории.
В современном мире национальное государство по-прежнему остается одной из форм политической организации. Сложившиеся в Европе в XYIII-XIX вв. государства выступали, прежде всего, как факторы национального строительства.
Государство создавало внешние рамки, в которых гораздо быстрее и эффективнее протекали процессы культурной, языковой и экономической интеграции. Оно способствовало возникновению общности исторических судеб, в частности, в отношениях с другими народами и общую для всей формирующейся нации идеологию, отражающую национальные проблемы. Поддерживало культурную деятельность, способствуя созданию суперэтноса (нации), а во многих случаях было инициатором обособлением национальной религии.
Даже сейчас во многих европейских странах процесс национального строительства до сих пор не завершен. При этом, необходимо четко различать идеи национального и государственного суверенитетов - это различные понятия и по содержанию, и по целям, и по задачам.
Варианты объединения различных этносов в пределах одного государства без ущемления интересов отдельных этносов существуют и достаточно хорошо реализуются в рамках федеративного или конфедеративного государства.
Федеративное государство представляет собой объединение самостоятельных государств, имеющих свою конституцию, верховные органы власти, законодательство и гражданство. При этом все эти признаки переносятся на общефедеративный уровень. При существовании единой территории, денежной единице, и вооруженных сил полномочия федерации и ее субъектов строго разграничены. Полномочия федеральных органов включают оборону охрану границ формирование высших органов власти и решения спорных вопросов между членами федерации, а также между ними и центром.
Конфедерация является союзом независимых государств на основе договора, при этом отсутствует общая территория и гражданство. В рамках конфедерации происходит лишь объединение в определенных областях: внешняя политика, военная политика. Органы власти могут отменять решения конфедерации на своей территории. Таким образом, если федерация- это объединение суверенных государств, являющихся субъектами одного единого многонационального государства, то конфедерация не обладает таким качеством субъектов и является рыхлым, аморфным союзом, необходимым в условиях неустойчивости и конфликтности существования этносов на одной территории.
Россия является федеративным государством – Российская Федерация. В соответствии с новой Конституцией РФ края и области получили столько новых прав и полномочий, сколько республики не получили за 70 лет советской власти.
Тем не менее, до идеального варианта далеко. И показателем этого может служить далеко не всегда четкое определение многих понятий, связанных с этносом, национальными меньшинствами, титульной нацией и т.д.
Требуется упрочнение формы национально-культурной автономии. Особенно это касается народов, живущих внутри коренного населения (создание национальных школ, театров, культурных центров). Будущее России может быть связанно лишь с добровольным объединением этих этносов, но не в единый однородный этнос, а суперэтнос с сохранением и развитием культуры отдельных субэтносов.
Попытки игнорировать национальные образования вообще, как и попытки утверждения понятий "коренной нации" и подчинения всех интересов, национальному интересу в узком его понимании способны привести к катастрофе и страны, и нации.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 349;