Причины этнических конфликтов в бывшем СССР и РФ
Проблемы национального устройства и межэтнического общения в СССР всегда была очень важной, т.к. на территории проживало более 160 этносов. Тем не менее, исследования межнациональной напряженности в бывшем СССР носили по большей части описательный характер, либо имели ярко выраженный идеологический характер. Советская научная мысль даже не допускала постановки вопросов, подвергавших сомнению идею формирования «новой этнической общности - советских людей».
Существовавший в стране режим давал народу стабильность, гарантию занятости, поддерживал определенный жизненный уровень. В то же время, проводившаяся национальная политика, гарантируя известную внутреннюю стабильность, далеко не всегда способствовала разрешению противоречий и конфликтов в межнациональной среде. Скорее происходила консервация существовавших конфликтов, подавляя малейшие их проявления, что лишь способствовало их вызреванию.
Происходили и интенсивные ассимиляционные процессы. Несмотря на то, что не существует прямой связи между ассимиляционными процессами и межэтническими кризисами, тем не менее, первые иногда дают почву для вторых, как уже упоминалось, обостряя межэтническое соперничество за землю, жилье в городах, ключевые позиции в экономике, политическое лидерство и т.п.
Поэтому в условиях распада СССР реально проявилась и угроза дезинтеграции самой России. К этому моменту разработка этно- и политико-географических подходов к исследованию межнациональных отношений фактически отсутствовала. Невозможно было грамотно оценить и предвидеть динамично меняющуюся этнополитическую дифференциацию общества. Соответственно в ряде случаев практически невозможно было и предотвратить вспышки межэтнических противоречий, что способствовало бы более стабильным экономическим преобразованиям и развитию.
Смена политического устройства на территории бывшего СССР усилила расслоение общества. Произошло выплескивание наружу накопленных и назревших проблем, вылившихся в 90-х гг. в виде национализма, расизма, ксенофобии.
При распаде СССР около 70 млн. человек оказались не просто за пределами своих национальных государственных образований. Они не меняя места жительства стали гражданами других стран. Из них, по крайней мере, 25 млн. были этнические русские, значительная часть которых фактически стали эмигрантами.
Россия всегда была многонациональным государством. После объявления суверенитета в 1991 г. в ее пределах проживало более 120 этносов. В то же время движение к свободе сопровождалось появлением многих разъединительных процессов, в ходе которых произошло нарушение и даже разрушение весьма длительных культурных, экономических и иных связей между этносами. Поэтому национальные отношения внутри обновленной Российской федерации характеризуются многоликостью и усилением центробежных явлений. Это понятно, т.к. в течение десятилетий шло разрушение идентификации этносов за счет унификации и абсолютизации тенденций к сближению наций.
Ни в коем случае не надо все эти процессы объяснять просто национализмом. Вполне очевидно, что существует тесная, иногда экспоненциальная связь понятий «этнический кризис» и «национализм» («этнонационализм»). Однако этнические кризисы далеко не всегда проистекают из национализма. Любые всплески национализма имеют своим следствием межэтнические противоречия. В то же время как кризисные явления в этнической сфере далеко не всегда вызываются национализмом и имеют различный генезис и различную степень остроты.
Особо следует остановиться, на достаточно серьезной проблеме в РФ, как и для любой страны с распространением территорий с экстремальными условиями проживания, - проблеме национальных меньшинств. Плотность заселения на северных территориях не может быть очень высокой. Размеры этносов Российского Севера так же не велики. На первый взгляд, это имеет косвенное отношение к межэтническим кризисам, особенно к крайним формам их проявления - межэтническим конфликтам и столкновениям. Однако деградация или ассимиляция этноменьшинств являются типичными проявлениями глобального этнического кризиса. Поэтому факт ущемления прав национально-этнических меньшинств территориального, экологического, культурно-языкового, этно-демографического и др. плана уже чреват риском межэтнического противоборства.
Причины этнических конфликтов в бывшем СССР и нынешнем постсоветском пространстве можно объединить в несколько часто взаимосвязанных групп.
Прежде всего, это социально-экономические причины, обусловленные неравенством в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти.
Большая группа причин связана с культурно-языковыми и культурными аспектами жизни. Это прежде всего, проблемы особенностей бытового поведения, может быть и специфики политической культуры. Не всегда достаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни. Сюда же можно отнести и межконфессиональные проблемы, связанные с различиями жизненных укладов представителей различных религий и концессий. Наверное, в какой-то степени можно говорить, что результат различий в уровне современной религиозности населения связан с социально-экономическое положением.
Вследствие достаточно вольного проведения административных границ в бывшем СССР и регулярного из перекраивания появились и экстерриториальные проблемы, связанные с несовпадением государственных или административных границ с границами расселения народов.
Особенно во время ярко проявившегося кризиса проявились и этно-демографические проблемы, связанные с быстрым изменением соотношения численности народов вследствие различий в уровне естественного прироста населения. Эти же проблемы можно связать и с интенсивной миграцией, причина которой лежит скорее в социально-экономических плоскости.
Экстенсивное развитие производства и экономический кризис обострили и экологические проблемы. А ухудшение качества окружающей среды и истощения природных ресурсов на территориях малых этнических групп не способствовало стабильности в межэтнических отношениях.
И последняя группа причин связана с исторической памятью о прошлых взаимоотношениях народов (войны, былое отношение господства и т.д.). Особенно сохраняются в памяти отрицательные явления в межэтнических общениях.
Легко совершить ошибку в межэтническом общении на индивидуальном уровне. Легко создать ситуацию межэтнической напряженности. Выйти из нее — большая проблема, требующая постоянных и длительных государственных усилий и больших денежных средств.
История вершится не вообще, а только в конкретных этносах (субэтносах, суперэтносах). Поэтому и все абстрактные рассуждения о «приоритете общечеловеческих ценностей» несколько наивны. Для полного и реального их торжества необходимо слияние всего человечества в единственный суперэтнос (в идеале без субэтносов). Но пока существуют различные ландшафты Земли в широком природно-социальном смысле, требующие специфического приспособления в каждом конкретном случае, а этносы будут разновозрастными, со своей спецификой – возможность такого слияния станет лишь очередной утопией.
Даже если попытаться представить себе гипотетическое слияние всего человечества в один гиперэтнос, то и тогда восторжествуют вовсе не «общечеловеческие ценности», а этническая доминанта какого-то одного конкретного суперэтноса. И причина тут в том, что суперэтнические системы ценностей в худшем случае - взаимоисключающи, а, в лучшем, - плохо совместимы между собой.
Религия и этнос.
Говоря о духовности, люди чаще всего имеют в виду, прежде всего, религию. Она всегда составляла важнейший элемент культуры и непосредственно участвовала в формировании цивилизации. Это памятники мировой письменной культуры, иконописи, архитектуры, музыка, мировоззрение которые оказывали колоссальное влияние на историю разных народов, государств и отдельных территорий. Если «существование государства и даже целых народов вне культуры совершенно бессмысленно» (Акад. Лихачев, Декларация прав культуры), то, наверное, это относится частично и к религии, как части культуры.
Исследователи отмечают генетическое и типологическое родство религии. Определенные параллели обычно проводятся между христианством и исламом. Именно Ближний Восток является родиной иудаизма, христианства и ислама.
Религиозную (конфессиональную) общность, можно идентифицировать как особый тип социальной общности людей, либо исповедующих какую-нибудь одну религию, либо придерживающихся какого-нибудь одного ее направления, течения, секты.
Но попытки идентификации этноса по религиозным признакам неправомерны, т.к. единство быта и культуры внутри этноса выражено несравненно ярче, чем внутри крупной религиозной общности. Сплошь и рядом на территории этносы «пересекаются» религиозными границами и, наоборот, внутри религиозных общностей нередко стоят этнические барьеры.
Тем не менее, взаимосвязь этих двух категорий достаточно сильная. Поэтому знание конфессиональной структуры населения и географии религий необходимо для правильного понимания этнической истории и истории нашего Отечества в целом.
Основная и наиболее массовая религия России – православие. Крещению русского народа в Х веке предшествовало столетие весьма непростых коллизий, когда князья колебались в выборе одного из нескольких предлагавшихся вероисповеданий. Выбор веры сделал князь Владимир в 988 г. Он приказал уничтожить все языческие идолы, а духовенству - проповедовать новую веру.
Появление христианства справедливо считается поворотным пунктом в европейской культуре, а значит, и в культуре древнерусского государства. Православие прочно закрепилось на Руси окончательно. С тех пор не было ни каких колебаний, смены веры, ни со стороны князей, ни со стороны народа. Важно значение которое сыграло христианство на Руси.
Оно явилось не просто важнейшей вехой в культурно-историческом и духовном развитии народов российского государства, но и фактором консолидации.
Благодаря православной религии распавшаяся на удельные княжества Киевская Русь была связана невидимыми нитями. Именно православие сыграло важнейшую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, формировании Московского, а затем и российского государства, объединив в т.ч. украинский и белорусский этносы, с сохранением их национального самосознания, культур, языков.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 371;