Культура Шумера. (4300-2000 гг. до н.э.)


Уже на стадии бронзового века из общего тела первобытной культуры стали выделятся рабовладельческие государства. Все они складывались в районах с благоприятными географическими условиями.

В долине рек Тигра и Евфрата были земли, пригодные для земледелия и скотоводства. В прибрежных камышах водилась дичь, а в реке - рыба. Болотистая долина была освоена благодаря древнейшей ирригационной системе. Регион был небогат камнем и лесом, поэтому важнейшим материалом являлась глина.

Здесь, в Междуречье, расцвела культура, где была изобретена древнейшая письменность (клинопись) на глиняных табличках, возникли мощные города-государства (Урук, Эриду, Ур, Лагаш, Ниппур и другие). Во главе государств, часто враждовавших между собой, стояли цари. Сложилось классовое общество, система налогообложения, чиновничий аппарат, регулярная армия. Вокруг укреплённых стенами городов располагались сельскохозяйственные угодья.

Шумеры были политеистами, поклонялись разным богам, имевшим антропоморфный (человекоподобный) облик. Среди них:бог неба Ан – отец богов, Ки – богиня земля, Иннана - богиня любви и войны, бог воздуха Энлиль, егосын Нингирсу – покровитель земледелия и воин,бог Энки - бог вод и мудрости, Нанна – бог луны, часто изображавшийся в виде быка с лазуритовой бородой. В то же времяфункции и обязанности богов не были четко очерчены, что характерно для всех древних политеистических религий.

Жилища, дворцы и храмы шумеры строили из кирпича-сырца (обожженного на солнце). Стены зданий разнообразились нишами, колоннами, укреплялись и декорировались мозаикой из керамических конусов-гвоздей с разноцветными шляпками, которые втыкались в глиняную штукатурку.

Для своих богов-покровителей шумеры строили ступенчатые храмы – зиккураты, представлявшие собой ряд платформ, поставленных друг на друга. На платформы зиккуратов вели лестницы, а на самом вверху располагалось святилище. В храмах стояли статуи богов, которым постоянно приносили дары и совершали жертвоприношения множество жрецов (до 200 в одном храме). Перед алтарем находились также маленькие вотивные (дарственные) статуэтки молящихся, сделанные из различного камня, металла. Мыслилось, что таким образом житель Шумера может позаботиться о постоянном вознесении за себя молитв. Люди изображались со сложенными у груди руками, с широко раскрытыми нарочито увеличенными глазами.

Захоронения царей были очень пышными, богатыми и сопровождались жертвоприношениями – в том числе человеческими. В гробницах найдены украшения (бусы, серьги, булавки, корона царицы Шуб-Ад), амулеты, ритуальные кинжалы и золотой шлем, драгоценные сосуды, погребальные сани. Сохранились две арфы с украшениями в виде бычьих голов - деревянные, они были покрытыми листами золота и инкрустированы лазуритом и перламутром.

Интересной страницей шумерской культуры являются цилиндрические печати. Вырезанные из твердых пород камня, они в качестве подписи прокатывались по сырой глине, оставляя отпечаток с надписью и изображением.

Благодаря тому, что керамика хранится бесконечно долго, мы довольно много знаем о культуре Шумера из письменных источников – клинописных глиняных табличек. Помимо исторических, хозяйственных, бюрократических записей, расшифрованы и тексты, которые можно назвать литературой.

Это царские надписи, стихотворные записи мифов, песни о героях, молитвы, гимны богам и царям, свадебные и любовные песни, погребальные плачи, поучения, басни, анекдоты, пословицы и поговорки. Последние дошли до наших дней из школьных упражнений. Шумерская школа – Эдуба (в переводе «дом табличек») - учреждение, где первоначально ставилась только задача обучения писцов, постепенно стала местом преподавания всех отраслей знания: математики, медицины, грамматики, музыки и пения. Большинство литературных текстов мыслилось неразрывно с музыкальным сопровождением, музыкальные инструменты обозначались при записи текста (упоминаются свирель, барабан). Самым знаменитым героем шумерской литературы является Гильгамеш – песни о котором, а впоследствии и эпос, ему посвященный, рассказывают о победах над врагами, борьбе с чудовищами, дружбе с диким человеком Энкиду и поисках бессмертия.

В 2350 г. до н.э. города-государства были насильственно объединены Саргоном Великим, царем, происходившим из аккадцев – народа, издавна существовавшего рядом с шумерами. Аккадская литература и культура в целом продолжает и развивает шумерскую, находя позже новое продолжение в Вавилонской и Ассирийской культурах.

Но уже в 2000 году до н. э. Шумер перестал существовать

 

 



Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 295;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.