Общие сведения и планировочные принципы мавзолеев династии Тан
Самым крупным ансамблем среди мавзолеев династии Тан является захоронение второго императора династии Ли Шиминя (Чаолин), правившего в 626-649 гг. Его общая площадь превышает 20 тысяч га, а периметр 60 км. Этот мавзолей, как и многие другие крупные захоронения, до сих пор не открыт.
На сегодняшний день открыты 17 второстепенных гробниц, в основном принцев и принцесс династии Тан, которые показывают высокий уровень фресковых росписей, обилие трехцветной скульптуры высокого художественного уровня и множество других предметов декоративно-прикладного искусства и инженерных достижений танской эпохи.
Основными приемами создания танских некрополей являлись несколько усовершенствованные древние принципы предшествующих эпох: осевое построение и симметрия, четырехчастность композиции по сторонам света, долгий и парадно оформленный путь с юга на север к самому мавзолею, который состоял из наземного города и подземной части. По могильному холму шел парадный путь к открытому поминальному храму - дворцу и скрытый, тайный путь под землю в подземный город (дворец), где находилось непосредственное захоронение.
Усовершенствования в танских мавзолеях в первую очередь касались более внимательного рассмотрения географии участка специалистами фэншуя, более тщательной разработки иерархии аллеи Духов, а также, более крупных и развитых парковых и храмовых ансамблей наземной части мавзолейного комплекса.
Мавзолей Цяньлин. Может быть самым известным и достаточно хорошо сохранившимся в наземной части мавзолеем танской эпохи является ансамбль Цяньлин, мавзолей двух императоров и, одновременно, мужа и жены, императора Гао Цзуна (3-й император династии Тан, правление 649 - 683 гг.) и первой женщины - императора в истории Китая У Цзэтянь (6-й император династии Тан, правление 690 - 705 гг.). Строительство дворцового наземно-подземного пантеона она начала в 683 году после смерти своего мужа, и оно длилось около 30 лет.
Планировочная структура мавзолея. Общая топография выбранного для мавзолея места была необычна, но в целом соответствовала традиционным требованиям. На северо-западе от участка создали искусственное озеро. На севере находилась трехгорбая гора (Ляншань), которая напоминали лежащую женщину, под самым высоким из этих горбов выбрали место для гробницы. На вершине этой горы располагался поминальный храм. Тремя километрами южнее практически симметрично по оси север - юг на востоке и западе располагались еще две горы.
Несколько южнее их был поставлен главный вход в некрополь, откуда начинался главный путь - дорога Сыма. Она шла с юга на север и проходила через несколько зон. Сразу за южным входом с западной стороны от дороги поставили Нижний дворец с храмовыми помещениями. Далее поминальная дорога шла между Западной и Восточной горами, на вершинах которых расположились мощные башни. Таким образом, появились громадные естественно - искусственные парадные пропилеи - ворота.
Пройдя горы, дорога выводила к длинной аллее с мощными каменными фигурами (аллее Духов). В самом начале аллеи фигур, с восточной стороны находился комплекс для жертвоприношений, где совершался ритуальный обряд перед началом парадного прохода по аллее. Аллея фигур состояла из 104 огромных каменных фигур, начинающихся с 2-х колонн, за которыми шла аллея из лошадей, верблюдов и других зверей, за ними вдоль аллеи парно стояли чиновники и военоначальники.
Каменные фигуры лошадей с крыльями, львов, мощных офицеров и другие величественные скульптуры танского периода, стоящие среди огромного пространства, фиксированного горами и башнями на горизонте, до сих пор производят на посетителей неизгладимое впечатление. Аллея завершалась у входа в главный ансамбль некрополя, своеобразный Запретный город или квадратный город.
Запретный город мавзолея окружала дополнительная стена почти правильной квадратной конфигурации в плане с четырьмя внушительными входными группами с юга, севера, востока и запада, фланкированная на переломах сторожевыми башнями. Наиболее парадной являлась главная, южная входная группа. Второй по значимости входной группой стала северная, где были поставлены в небольшую собственную аллею четыре пары каменных зверей. Перед южной входной группой симметрично с запада и востока расположились две беседки, рядом с которыми сооружены вертикальные стелы в память об императоре и императрице.
Обычно на этих стелах кратко описываются заслуги покойного. На монолите стелы У Цзэтянь нет ни одного слова. В китайской официальной литературе есть два объяснения этому - согласно одному мнению, У Цзэтянь считала, что ее заслуги невозможно описать ни на какой стеле, согласно другому мнению - она считала, что о заслугах лучше судить потомкам, а не тому, кто строит себе некрополь [49, 65, 188].
Внутри южной входной группы перед последним входом во внутреннюю часть разместились огромные каменные скульптуры двух львов, традиционно охраняющих вход и двух военных, стоящих у последних ворот в Запретный город. Чуть южнее их, на двух специальных подиумах - стилобатах были поставлены 2 группы обезглавленных каменных человеческих скульптур в натуральную величину, по 61 скульптуре на каждом подиуме (ил. 386). Они олицетворяли собой поверженных глав национальных меньшинств и других важных представителей враждебных государств.
Внутренняя часть некрополя состоит из горы Лян, находящейся в северной части квадрата, парадного южного двора у ее подножия, обрамленного гробницами с поминальными алтарями других членов императорской семьи и их ближайших сподвижников, ряда таких же гробниц вдоль оси запад-восток, а также пути, который ведет на вершину Ляншаня к главному поминальному храму. У подножия горы на востоке размещался храм горы Лян.
К сожалению, садово-парковая часть некрополя практически полностью исчезла. Считается, что раньше здесь было около 400 разнообразной формы объектов: различной конфигурации и формы галереи, залы, павильоны, беседки, малая скульптура и другие элементы садово-парковой архитектуры. Но, несмотря на полное исчезновение парковой части, некрополь императоров Гао Цзуна и У Цзэтянь и сегодня показывает высокий уровень градостроительного искусства династии Тан.
Внутренняя часть мавзолея Цяньлин до сих пор не открыта. Многие из современных китайских археологов и историков считают, что вскрытие, хотя бы частичное, этого мавзолея станет еще большим открытием, чем знаменитый сегодня на весь мир мавзолей Цинь Шихуанди.
Несмотря на то, что шел уже XIV век, система захоронения после свержения монгольской династии Юань осталась такой же, как и в древнем Китае.
Дата добавления: 2023-05-19; просмотров: 377;