Запись звука. Общие сведения о звукозаписи
1. Методические замечания. Широкое распространение патефонов среди населения заставляет учителя на уроке давать хотя бы самые краткие объяснения о принципах записи звука и его воспроизведения. Но подобные объяснения, если они не сопровождаются соответствующим экспериментом звукозаписи, приобретают отвлеченный характер и сводятся к формальному заучиванию очередного пункта программы.
Демонстрация звукозаписи, производя глубокое впечатление на учащихся, заставляет их по-иному отнестись к изучаемому явлению и, главное, ставит перед ними ряд вопросов, ответы на которые они найдут на консультациях с преподавателем и в работе соответствующего кружка.
В продаже нет доступных по цене звукозаписывающих аппаратов, но школа, располагающая оборудованной мастерской при детской технической станции, может построить аппарат своими силами. Возможно также заказать механическую часть установки и части рекордера хорошему слесарю и токарю.
Вообще же говоря, постройку звукозаписывающего аппарата стоит затевать только тогда, когда в школе имеется приемник СИ-235, ЭКЛ-34, ЭЧС и т. п. или установка звукового кино.
Дело в том, что монтаж усилителя низкой частоты, необходимого для записи и воспроизведения звука, сильно удорожит все устройство и вряд ли будет по средствам школе. Наконец, при монтаже усилителя для учащихся, неискушенных в радиотехнике, неизбежен ряд промахов, которые поведут к низкому качеству усиления, следовательно к искажениям при записи. При использовании хорошего приемника много легче получить высокое качество записи, так как налаживать придется только один звукозаписывающий аппарат.
2. Виды и принципы звукозаписи. В настоящее время известны два вида звукозаписи: оптический и механический. В первом случае звуковые колебания записывают соответствующими изменениями света, фотографируя последние на кинопленку. Для воспроизведения звука через движущуюся пленку со сделанной записью пропускают свет от какого-либо источника, например кинолампы в 12 в, и направляют его на фотоэлемент. Полученные фототоки, после усиления, в репродукторе воспроизводят соответствующие звуки. В оптической записи пользуются тремя системами: интенсивной (рис. 123), поперечной (рис, 124) и интенсивно-поперечной (рис. 125).
Рис. 123. Схема записи звука по интенсивной системе
Рис. 124. Схема записи звука по поперечной системе
Рис. 125. Схема записи по интенсивно-поперечной системе
При интенсивной системе записи на кинопленке получается дорожка, состоящая из тонких поперечных линий разнообразной ширины и прозрачности, что зависит от частоты звука и его силы (рис. 123).
Сила звука обусловливает контрастность в прозрачности, частота — количество полосок на единицу длины. При поперечной записи на звуковой дорожке получается запись звука в виде зубчатой границы („елочки“) между прозрачной и непрозрачной частями (рис. 124). В интенсивно-поперечной системе темная часть звуковой дорожки имеет зубчатый край, как у поперечной, но не является непрозрачной и состоит из полосок различной прозрачности, как у интенсивной системы (рис. 125). Поскольку запись звука оптическим путем в средней школе невозможна, постольку ограничиваемся этими краткими замечаниями.
Другим видом звукозаписи является механическая. В этом случае запись производится иглой, приведенной в колебательное движение или непосредственно звуковыми колебаниями, или, как это исключительно делается в настоящее время, при помощи модулированного звуком электрического тока.
Поэтому последний способ записи в отличие от первого называют электро-механическим. В результате на диске или ленте из соответствующего материала при помощи специального направляющего аппарата получается спиральная звуковая дорожка (канавка), модулированная механическими колебаниями иглы. Модулированная звуковая „канавка“ бывает двух видов: соответствующая глубинной записи и поперечной.
При глубинной записи боковые стенки канавки не параллельны и глубина ее различна (рис. 126).
Рис. 126. Вид звуковых канавок при поперечной и глубинной записях
Поперечная запись дает извилистую канавку одинаковой глубины с ровным дном (рис. 126). Оба способа употребляются при записи на патефонных пластинках. Глубинный способ, оставленный одно время, теперь вновь начинает получать право гражданства благодаря возможности получить большую продолжительность записи, чем при поперечном способе.
Звуковую дорожку в современной технике получают при помощи резания, чаще всего посредством сапфирового резца. В простейшей любительской записи игла не прорезает дорожку, а выдавливает ее, почему этот способ носит название записи давлением.
Дата добавления: 2022-12-28; просмотров: 548;