Тема ЗЛЫ Советская архитектура и искусство 20-х — начала 30-х гг. XX века
Первостепенным становится строительство объектов энергетики. В 1919 году началось строительство первенца гидроэнергетики — Волховской ГЭС. В 1920 г. был принят план электрификации России (ГОЭЛРО), предусматривающий строительство 30 крупных электростанций. К 1922 г. по этому плану были построены электростанции «Красный Октябрь» под Петроградом, Каширская под Москвой, шло строительство Шатурской, Балах- нинской и других электростанций. Архитектурным сооружением мирового уровня явилось здание Днепрогэса в Запорожье (1929—1932 гг., В. Веснин и др.) Величественный образ 700-мет- ровой плотины и здания силовой станции характерен для монументальной советской архитектуры первых пятилеток.
Начали строиться промышленные предприятия, с 1921 по 1926 год были возведены около 300 предприятий. Наряду с этим, в крупных городах России и Украины восстанавливались и расширялись заводы, построенные еще до революции. Промышленное строительство отличалось от дореволюционного современными архитектурными формами, крупными масштабами, четким силуэтом.
Возведение новых общественных, промышленных и жилых зданий требовало новых подходов к градостроительству. Сразу после революции были созданы проекты реконструкции Москвы и Петрограда (А. Щусев, И. Жолтовский и др.), в 1924 —
1936 гг. в Москве строятся жилые комплексы на улицах Усачева и Беговой. Новые жилые кварталы возникают в Ленинграде, Харькове и других городах . Разрабатываются проекты городов будущего. В 1925 г. возникли первые проекты социалистических городов на базе промышленных гигантов первой пятилетки: Ав- тострой в Горьком, Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск.
В первой половине 1920-х гг. формируется концепция рационального жилища для рабочих. Л.А. Серк предложил новый тип четырех-, пятиэтажного многоквартирного секционного жилого дома.
В эти же годы складывается концепция комплексной районной жилой застройки. Наряду с жилищем она включала предприятия культурно-бытового обслуживания: школы, детские учреждения, фабрики-кухни, больницы, универмаги и клубы.
Проектирование рабочих клубов становится одной из основных тем в творчестве выдающихся архитекторов того времени. Братья Веснины строят Дворец культуры Пролетарского района Москвы (1931 — 1937 гг.), в котором функционализм в объем- но-планировочной композиции сочетается с элементами классической планировки. В клубе им. Русакова (1927—1929 гг., К. Мельников) символические формы авангарда порывают с традиционными архитектурными формами (рис. 134).
Развитие советской архитектуры в 20-х —■ начале 30-х гг. XX века характеризуется новаторской направленностью. Началом революционных перемен в архитектуре было изменение на-
значения ряда зданий и необходимость в создании новых типов сооружений. Принципиально новым типом жилья стали дома- коммуны, идея которых возникла еще в первые годы советской власти. Примерами являются: студенческий дом-коммуна (1929— 1930 гг., И. Николаев), дом-коммуна на ул. Чайковского в Москве (1928—1930 гг., М. Гинзбург и И.Милинис) (рис. 135) с экономично спланированными квартирами и обобществленным обслуживанием. Однако качество материалов и строительных работ часто отставало от новых архитектурных идей.
Поиски новых путей решения проблем в архитектуре велись в разных направлениях: в градостроительстве, стандартизации, типизации, профессиональном образовании, архитектурной стилистике и формообразовании и т. п.
В начале 1920-х гг. в основном работали архитекторы старшего поколения, воспитанные на дореволюционном русском классицизме. Сторонники традиционного направления вслед за И. Жолтовским (1867—1959 гт.) проповедовали вечность законов классического зодчества, другие, такие как И. Фомин (1872— 1936 гг.), разрабатывали приемы «реконструкции» классического наследия.
Стремясь порвать с традиционализмом, некоторые архитекторы (например, Э. Лисицкий, И. Голосов, К. Мельников) выражали архитектуру в романтических формах. Революционный романтизм советской архитектуры двадцатых годов придавал особую эмоциональность ее образам. Являясь, по сути, направлением функционализма он существенно отличался от рассудительности и сухости образов западных функционалистов, которые до сих пор иногда и напрямую подражают российским авангардистам. Например, арка Дефанса идет от образа «горизонтального небоскреба» Э. Лисицкого. Опера-Бастиль родственна проекту театра Мейерходьда М. Бархина и С. Вахтангова. Стеклянные пирамиды во дворе Лувра в Париже напоминает стеклянную пирамиду в комплексе Дворца культуры Пролетарского района в Москве арх. И. Леонидова (1930 г.).
К середине 20-х гг. сложились два первых объединения советских архитекторов. В 1923 г. появляется Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), куда входили Н.Ладовский, В.Крин- ский, К.Мельников и другие архитекторы, выдвигавшие идею синтеза архитектуры и искусства с целью создания на основе психофизических законов «рациональной» архитектуры, обладающей «эмоционально-эстетическими качествами и свойствами».
В 1925 г. возникает Объединение современных архитекторов (ОСА), куда входили братья Веснины, М.Гинзбург, И. Николаев и др., называвшие себя конструктивистами и ставившие своей целью преобразование окружающей среды путем «функционального метода» на основе прогрессивных производственно-бытовых процессов, типизации и стандартизации массового строительства. Между ОСА и АСНОВА постоянно шла острая полемика. Общее, что объединяло эти организации «новой архитектуры», — борьба против эклектики и отрицание классики.
В 1928 г. возникло новое архитектурное объединение — из АСНОВА выделилась Ассоциация революционных урбанистов (АРУ) во главе с Н.Ладовским, который считал первостепенной задачей архитектуры решение проблем градостроительства.
Новая творческая группа Всероссийского Общества Пролетарских Архитекторов (ВОПРА) возникла в 1929 году. Основой своего творческого метода вопровцы (К. Алабян, А. Мордвинов, В. Бабенков и др.) провозгласили «всесторонний охват архитектуры во взаимосвязи всех ее элементов: социально-экономических, эмоциональных, идеологических и конструктивно-технических». Они отстаивали архитектуру как искусство и утверждали ее главенство при создании художественно организованного пространства. Наряду с использованием всех достижений науки и техники они призывали к овладению архитектурным опытом прошлого, в частности, классикой.
К концу 20-х гг. наиболее прогрессивные архитекторы (В. Веснин, М. Гинзбург, И. Леонидов) осознали, что обособленность творческих организаций неизбежно ведет к регрессивной узкогрупповой замкнутости. Собранием актива архитектурных групп и организаций Москвы в 1932 году было вынесено постановление о ликвидации отдельных обществ и создании Союза советских архитекторов, ставшего генератором передовых творческих идей лучших зодчих страны.
Большинство ведущих мастеров архитектуры 1920-х гг. наряду с практической деятельностью проводили подготовку новых архитектурных кадров. Б. Ладовский, И. Голосов, К. Мельников во ВХУТЕМАСе для архитекторов и дизайнеров декларировали рационализм. Братья Веснины в Высшем техническом училище им. Баумана готовили инженеров-архитекторов, проповедуя идеи конструктивизма. В 1933 г. для развития архитектурной науки и подготовки кадров архитекторов высшей ква
лификации была создана Академия архитектуры СССР, объединившая опыт мирового зодчества и прогрессивные достижения современной строительной практики.
Простота архитектурных форм 1920-х гг. диктовалась демократическими идеалами мирового «интернационального» стиля. Творчеством рационалистов и конструктивистов был создан стиль архитектуры 20-х гг. Близкое к этим направлениям течение структурализм заключавшееся в идее структурирования архитектурной композиции путем объемно-пространственного вычленения групп рабочих и подсобных помещений, появилось в середине 1920-х гг. Самым ярким произведением структурализма этого периода стало здание Госпрома в Харькове (арх. С. Серафимова, М. Фельгер, С. Кравец), 1926—1928 гг.) (рис. 136).
К началу 1930-х гг. постепенно изменяется стилевая направленность советской архитектуры. Стала очевидной малая пригодность функционализма при возведении уникальных крупных общественных сооружений. Правительственные круги требова-
ли от архитектуры отражения победы социализма. Развитие функционализма было приостановлено Постановлением ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». Оно ориентировало архитекторов на применение в проектировании исторического наследия. Отличительной чертой неоклассицизма этого времени становится упрощение архитектурных форм с целью их большей монументализации, композиции приобретают крупные членения.
Особое место в советской и мировой архитектуре этого периода занимает Мавзолей В.И. Ленина (1929—1930 гг.) (рис. 137). Архитектура Мавзолея — гениального произведения А. Щусева, была создана как новаторское применение классических «законов красоты» в решении художественного образа. Построенный как здание-памятник, Мавзолей стал архитектурно-композици- онным центром ансамбля Красной площади благодаря доминирующему положению, идеальным пропорциям и выразительному образу.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3742;