Тема 3.11. 4. Архитектура СССР второй половины 1950-х — 1991 гг.


Получают распространение новые прогрессивные конструк­ции, широко используется предварительно напряженный желе­зобетон.

В конце 1950-х — начале 1960-х гг. разрабатываются новые методы передовой строительной технологии. Монтаж крупно­

 

панельных зданий «с колес», без складирования, позволил зна­чительно ускорить строительство. Этот метод оказался эффек­тивным в условиях городских центров со сложившейся застрой­кой. Необычные перспективы в технологии строительства раскрыли метод подъема этажей и возведения зданий из моно­литного железобетона в скользящей или передвижной опалуб­ке. Впервые этот метод был использован в 1959 году при строи­тельстве 4-этажного жилого дома в Ленинграде

На основе Единого каталога унифицированных железобетон­ных изделий и конструкций стали возводить не только жилые дома, но и общественные здания, инженерные сооружения.

К сожалению, ускоренные темпы жилищного строительства часто приводили к тому, что строительные, особенно отделоч­ные работы, не всегда выполнялись добросовестно и в соответ­ствии с архитектурным замыслом. Экономия средств на благо­устройстве и озеленении внутридворовых пространств, неквали­фицированное и стихийное цветовое оформление фасадов привели к тому, что новые районы стали вызывать удручающее впечат­ление однообразия.

Стремление к экономии при проведении архитектурно-про- ектных работ привело к тому, что в 1963 году из-за недоволь­ства архитекторами, которые «вредят в смысле излишеств», была ликвидирована поддерживающая архитектуру организация — Советская академия архитектуры. При общем высоком уровне развития строительных технологий и техники, применении но­вых конструктивных и отделочных материалов, советская архи­тектура этого времени не смогла выйти на тот мировой уровень, который был заложен в творческом потенциале страны. Только благодаря энтузиазму советских зодчих, стремящихся даже минимальными средствами создать неповторимый облик зда­ний и сооружений, возникли интересные решения в архитек­туре 1960—1970-х гг.

На основе применения ограниченного числа типоразмеров деталей были построены корпуса пионерских лагерей в Новом Артеке («Морской», 1960—1961 гг., «Прибрежный», 1960—1964 гг., «Горный» 1972 г., арх. А. Полянский и др). За счет увеличения числа вариантов компоновки типовых зданий, секций и отдельных элементов было достигнуто разнообразие решений санаторно- курортных зданий (рис. 145).

В 1960-х гг. продолжает развиваться промышленное строитель­ство, в котором применение железобетонных элементов почти

 

полностью вытесняет другие строительные конструкции. Архи­текторы делают попытки эстетически переосмыслить проект­ные решения промышленных объектов. Поиски новых вырази­тельных средств архитектуры отразились в таких сооружениях, как гидростанции на Ангаре (Г. Орлов и др.) и Енисее (Н. Бру­силовский, Р. Якубов). Теоретические разработки в области про­мышленной архитектуры нашли свое воплощение при строи­тельстве Волжского автомобильного завода в г. Тольятти (1967— I971 гг.).

Одним из прогрессивных решений производственных объектов в конце I960—1970-х гг. было объединение всех цехов и служб в единый моноблоке максимальной механизацией и концентра­цией оборудования на компактно организованных площадях. За счет освобождения территории промышленных предприятий стало возможным не только благоустройство территории, но и общее улучшение экологии прилегающих районов. Кроме того, повы­шение выразительности промышленных объектов дало возмож­ность использования их в организации городских ансамблей.

Новейшие методики расчета в области строительных конст­рукций и технические достижения в области строительства по­зволили создать к концу 1960-х гг. ряд уникальных сооружений мирового уровня. В 1967 году было закончено возведение теле­

 

 

визионных башен в Ленинграде и Москве. Ленинградская теле­башня выполнена из металлических решетчатых конструкций. Уникальная железобетонная башня Останкинского телецентра с металлической антенной (общая высота 533 м) имеет 3-ярусный ресторан, скоростные лифты и видовые площадки (гл. конструктор Н. Никитин). Прочность и устойчивость башни решалась устрой­ством железобетонного кольцевого фундамента диаметром 60 м и предварительно напряженными армирующими стальными ка­натами по высоте ствола.

В основе советского градостроительства была заложена пла­новая система народного хозяйства. Важнейшая задача, постав­ленная перед архитекторами страны, — обеспечить комплексность застройки при создании комфортабельных условий работы, быта и отдыха.

В 1960—1970-х гг. продолжается строительство новых городов. Быстро застраивались города Тольятти и Набережные Челны (1973 г., Б. Рубаненко и др.), где использовалась разноэтажная жилая застройка в сочетании с выразительными общественны­ми зданиями. При создании общегородских ансамблей творчески осваивался исторический опыт, учитывалась связь города с при­родным окружением, применялись новые принципы планиров­ки и застройки. Композиционная цельность и художественные достоинства отличают новый город Зеленоград с такими город­скими ансамблями, как Площадь Юности, городской центр (1975 г., арх. И. Покровский и др.). Большое значение в форми­ровании городской среды стало придаваться архитектуре малых форм.

Архитекторы и градостроители начинают работу по созданию нового облика сел и сельскохозяйственных комплексов. Было организовано несколько конкурсов на проект застройки сельс­кохозяйственных поселков.

Значительное место в градостроительной деятельности 1970-х гг. заняли мемориальные сооружения в память о героических под­вигах в Великой Отечественной войне: архитектурно-скульптур- ные комплексы Пискаревского кладбища, Брестской крепости, Мамаева кургана в Волгограде и ряде других городов. В это же время проводятся значительные работы по сохранению и рестав­рации памятников архитектуры. Были восстановлены дворцы и фонтаны Петергофа, воссоздан облик района Зарядье в Моск­ве, Астраханского кремля. Была произведена реставрация пого­ста и создан Музей деревянного зодчества на о. Кижи. Прави­

 

тельством принимается решение о создании «Золотого кольца» древнерусских городов и превращении ряда городов в заповед­ники (Суздаль, Владимир). В них предусматривается строитель­ство объектов туризма: гостиниц, туристических фирм, сети предприятий общественного питания.

В 1970—80-х гг. в условиях роста населения городов форми­руются сложные транспортные системы, появляется новый мас­штаб градостроительных форм и районов застройки, создаются многофункциональные системы и центры городской активнос­ти. Реконструировались центры большинства городов нашей страны. В городах с миллионным населением началось строи­тельство метрополитенов.

Москва являлась объектом пристального внимания зодчих на протяжении всего развития градостроительного искусства Рос­сии. Отсутствие централизованного архитектурного начала при­вело к появлению в 1960-х гг. архитектурных объектов, о пра­вомочности которых до сих пор идут споры. Соотношение ста­рой и новой застройки ярко проявилось в ансамбле проспекта Калинина (1962—1968 гг., М. Посохин и др.) (рис. 146). Лако­низм форм Нового Арбата, отразивший стилевые особенности

 

1960-х гг., противопоставлялся живописной старой застройке. Кремлевский Дворец Съездов (арх. М. Посохин, А. Мндоянц и др., 1961 г.) (рис. 147), расположенный среди исторической за­стройки Кремля, благодаря своему нейтральному членению стал фоном, подчеркнувшим изящество и художественную ценность памятников старины.

Для решения возникших градостроительных проблем и фор­мирования направлений дальнейшего развития города, в 1971 г. был утвержден Генеральный план развития Москвы, рассчитан­ный на 25—30 лет, разработан проект детальной планировки центра Москвы, на основе которого в нем создается девять заповедных зон. В 1970-х гг. в Москве появились новые линии метрополи­тена, продолжающие и развивающие структуру города, новые транспортные магистрали, традиционным стало строительство комплексов общественных зданий. В Новых Черемушках вырос городок науки.

Характерные черты жилой архитектуры и строительства в Москве 1970-х гг. — крупный экспериментальный жилой район в Чертаново-Северном, новые типы жилых домов в Тропарево, Чертаново, Ясенево. В конце 1970-х — 1980-х гг. началась за-

 

стройка резервных территорий в Южном Измайлово, Медвед­ково, Строгино и других районах. Важным шагом в развитии жилья стала реконструкция устаревшего жилого фонда. Жилые группы из многоэтажных крупнопанельных зданий обеспечи­вая высокую плотность застройки, сохраняли свободные тер­ритории для озеленения и благоустройства, что улучшило эко­логию города.

В 1976 г. в Москве началось строительство олимпийских объек­тов к XXII Олимпиаде 1980 г. Некоторые из построенных олим­пийских объектов являются уникальными по своим архитектур­ным решениям, технологическому оборудованию. Таковы кры­тый спортивный стадион и бассейн «Олимпийский» на Проспекте Мира (М. Посохин и др.) (рис. 148), крытый велотрек в Кры­латском (Н. Воронина и др.) (рис. 149).

С 1960-х гт. несколько изменился характер строительства круп­ных общественных зданий и комплексов. Все большее число зданий стали строить по индивидуальным проектам, например, Дворец Съездов в Кремле, гостиница «Россия» (арх. Д. Чегулин, П. Штеллери и др.), Дворец пионеров и школьников на Ленин­ских горах (1958—1962 гг., арх. И.Покровский).

 

Неправомерность закрытия Академии архитектуры стала оче­видна уже в 1960-х гг. Для быстрого и эффективного решения возрождения архитектуры с середины шестидесятых годов в Новосибирске, Казани, Пензе, Ростове, Саратове и других го­родах на базе высших и средних специальных заведений созда­ются архитектурные факультеты и отделения, готовящие профес­сиональные архитектурные кадры в лучших традициях русского зодчества. Выпускники этих учебных заведений формировали архитектуру 1970—1980-х гг.

В 1970-х годах наряду с решением функциональных и техни- ко-экономических задач, архитекторами все чаще ставится цель создавать художественно-выразительные композиции. При форми­ровании архитектурно-художественного образа зданий используют- различные виды монументально-декоративного искусства: настен­ную роспись, мозаичные панно, скульптуру. Стремление к эстети­ческой выразительности и образности зданий заметно во многих гражданских, сельскохозяйственных и промышленных зданиях, но особенно ярко — в архитектуре уникальных общественных зданий, таких как новое здание МХАТа им. А.М. Горького (1972, В. Куба­сов и др.). В нем заметна тенденция перехода от пространствен­ных решений зданий 60-х гг. с применением железобетонного кар­каса и стеклянного заполнения к более осязаемым материально­весомым и пластичным композициям 70-х гг.

В развитии советской архитектуры 1970—1980-х гг. огромное значение приобрели научно-исследовательские работы по гра­достроительству, развитию транспортных связей, формированию функционального зонирования городов, их экологии. Так, для Москвы было разработано научно обоснованное ограничение территориального роста окружной автодорогой (МКАД), разуп­лотнение центра, автономизация центров планировочных зон столицы.

Стремясь создать новую архитектуру, созвучную времени, зодчие начинают отказываться от советского функционализма и конструктивизма 60-х гг., созданных жесткой экономией в стро­ительстве и скудным набором стандартных конструкций заво­дов железобетонных изделий. Не случайно в конце 70-х гг. воз­рождается интерес к модернизму, а в восьмидесятые он вновь выходит на арену мирового зодчества под именем неомодерниз­ма. Сохраняя достоинство модернизма, неомодернизм освобож­дается от ряда недостатков последнего. Произведения неомодер-

 

низма не входят в противостояние со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки. Более гибкой ста­новится жилая застройка, интересный индивидуальный облик приобретает архитектура общественных зданий, возрастает ин­терес к садово-парковой и ландшафтной архитектуре.

В советской архитектуре в связи с активной национальной политикой СССР большое значение уделялось регионализму. Особенно ярко он проявлялся в союзных республиках при стро­ительстве крупных общественных зданий. В России программа «дружбы народов» оставила значительное количество произве­дений архитектуры, обладающих чертами зодчества тех или иных республик. Также российские зодчие вновь обращаются к наци­ональной русской архитектуре. Делаются робкие попытки воз­рождения «русского стиля». Чаще всего это обращение к русскому деревянному зодчеству, нашедшее свое воплощение в оформле­нии фасадов и интерьеров небольших общественных зданий.

Часть архитекторов идут по пути выявления конструктивной системы в структуре зданий, «машинизации» образа зданий, со­здавая предпосылки для формирования современного стиля ши- тека».

При любых общественных формациях возникает идеологичес­кая потребность в создании зданий — символов. Поэтому сим­волизм, представляющий собой некий «гибрид» архитектуры и скульптуры сохраняет свое значение (хотя и ограниченно) не только в прошлом и настоящем, но и в будущем. В советской архитектуре, в значительной мере подвергнутой идеологизации, на протяжении всего развития встречаются сооружения — сим­волы. Это и проект Дворца Советов со 100-метровой статуей В. Ленина, и выставочные павильоны в Париже и Нью-Йорке. Несмотря на успешность многих других композиций, основан­ных на синтезе искусств, наиболее профессиональными являются решения, в которых идеологическая программа выполняется архитектурными средствами. Например, в основу решения со­ветского павильона на «Экспо -70)» в Осака (арх. М.Посохин,

В.Свирский и др.), положен символ развернутого знамени. При построении разновысокой (от 20 до 100 м) плоскости фасада при­менена каркасно-связевая стальная конструкция с облицовкой анодированным в красный цвет алюминием.

В конце 1980-х — начале 1990-х под влиянием постмодерна с его знаковым культом, встречаются проекты, в композиции ко­торых присутствует гипертрофированная символика. Примером

 

 

является конкурсный проект арх, В. Кубасова и Р.Фаерштейна советского павильона для «Экспо -92» в Севилье, где над двенадцати метровым павильоном на вантовых растяжках «реет» 32-метровая композиция из серпа и молота. Наибольшее значе­ние представляют собой архитектурные объекты, которые фор­мируются с разумной долей обобщения и с применением новей­ших строительных технологий и техники.

Большое влияние на формирование творческих и стилисти­ческих направлений в современной архитектуре приобрели меж­дународные и государственные выставки и конкурсы, в которых российские зодчие принимали самое активное участие. Архитек­тура середины 1970-х —* конца 1980-х гг. отмечена возросшим уровнем мастерства выдающихся советских архитекторов.

В целом, для русской архитектуры советского периода харак­терна цельность композиции, соразмерность по отношению к человеку, жизнеутверждающий колорит.



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 6712;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.