Влияние научно-технических достижений на развитие
Архитектуры
Сейчас, как никогда ранее, архитекторы имеют свободу выбора, как художественных, так и конструктивных средств и строительных технологий.
Конструкция не может быть красивой, если она плохо выполняет свои механические функции, в ней должны быть максимально использованы качества формирующего ее строительного материала, и все новейшие достижения инженерных расчетов. Рациональность решения, высокая техничность, правильное использование материала — необходимые условия формирования красоты конструкции и высоких художественных достоинств архитектурных сооружений.
Предъявляемые к конструкции технические требования, с эстетическими принципами организации архитектурного пространства.
Обновление набора строительных материалов и новейших строительных технологий привело к более динамичному развитию форм современной архитектуры. Реализуя возможности, заложенные в новых конструкционных материалах, архитекторы обретают свободу формообразования, как в отношении внут
реннего пространства, так и во внешнем облике сооружений. При этом движение к новой форме происходит не только благодаря появлению новых функциональных процессов и композиционных решений, но и на основе использования традиционных строительных материалов в новом качестве. В первую очередь это связано с такими материалами, как стекло и металл. Именно они составляют основу обновления архитектурных форм. При создании объектов архитектуры «хай-тека» именно эти материалы составляют основу композиционного образа сооружения.
Необходимость возводить большепролетные общественные здания потребовала от конструкторов сокращения количества внутренних несущих опор. Это привело к созданию металлических так называемых «ветвящихся» несущих структур и устройств,- «пучковых» колонн различных конфигураций, применению вантовых конструкций.
Совершенно новую возможность открывает металл при создании «трансформирующейся» архитектуры. До недавнего времени, механические системы, способные к изменению геометрической формы, использовались только в космической и военной отраслях: солнечные батареи искусственных спутников, саморас- крывающиеся палатки и плоты и т.п. Сегодня меняющийся объем может стать элементом архитектурного приема. Пока примеры такой архитектуры можно встретить только в выставочных вариантах США, Японии, Чили. Трансформация конструкций осуществляется чаще двумя способами. Первый — изменение объема путем его расчленения на несколько составных частей с шарнирным соединением, где элементы приводятся в движение лебедками или поршневыми системами, управляемыми компьютерами. Второй способ — применение сетчатых поверхностей, позволяет, например, создавать «складывающиеся» купольные покрытия, открывающие внутреннее пространство здания для внешнего мира.
Такая «механическая» архитектура, изготавливаемая обычно из стали и алюминия, как ни странно, чаще всего повторяет образ и форму живой природы: морских раковин, растений, цветов.
В наше время проблемой систематического и целенаправленного изучения законов и принципов формообразования живой природы применительно к архитектуре на научной и технической основе занялось новое направление теории и практики архитектуры, названное по аналогии с технической бионикой «архитектурной бионикой».
Анализ закономерностей, свойственных комбинациям форм живой природы, позволят решать чисто практические вопросы, такие, как экономия материала, рационализация конструктивных решений, детальный учет действия метеорологических факторов, а также организация производства. Вместе с тем исследование закономерностей формообразования живой природы и, в частности, комбинаций элементов природных форм дает возможность глубже понять законы симметрии и асимметрии, а отсюда и объективные основы красоты форм живой природы и архитектурных объектов, создаваемых человеком.
Так, павильон Кувейта на выставке Ехро-92, арх. С. Калат- равы напоминает перекрещенные рыбьи кости, а гигантские листья экзотического цветка в павильоне Венесуэлы на Expo-2000 в Ганновере время от времени опускаются гидравлическими поршнями, изменяя облик всей экспозиции.
К сожалению, пока русская архитектура в этой области ограничивается только внутренней трансформацией помещений. Но тем большее поле для деятельности создается для архитектурноконструкторской деятельности.
К нетрадиционной архитектуре относятся сооружения из легко транспортируемых и быстро собираемых мягких оболочек. Мягкие оболочки — особая группа пространственных конструкций, выполняемых из материалов, обладающих высокой прочностью при растяжении, но практически неспособных сопротивляться другим видам напряжений. Этими качествами обладают современные материалы из пластмассы, стекла, металла, изготовленные по высоким технологиям. Мягкие оболочки используются в трех видах современных конструкций: пневматических (аэростатических), наливных (гидростатических) и тентовых.
Наливные конструкции применяют только в гидротехнических объектах, главным образом плотинах. Чаше всего в современной архитектуре используют тентовые конструкции, — наиболее древний вид конструкций. Из них возводятся небольшие временные сооружения, павильоны, летние покрытия стадионов. Тентовые сооружения в 1994 году разработал В.Сладков для республики Татарстан. Наиболее интересными и перспективными являются пневматические конструкции. Сфера их применения самая разнообразная: от малых архитектурных форм и детских игровых форм (батутов) до крупных выставочных и спортивных сооружений.
В силу климатических особенностей России эти конструкции пока мало распространены.
Преодолевая климатические границы, стекло обрело новый статус в качестве ограждающих конструкций самых разнообразных видов сооружений. Применение стеклянных панелей по металлическому профилю не только дает возможность освободить здания от массивных непрозрачных конструкций, но и позволяет значительно сократить затраты на возведение фундаментов по периметру ограждающих стен. Создание «живой» оболочки здания позволяет осуществить новый подход к энергосбережению. В этом случае здание не подогревается изнутри, а «одевается» в отапливаемую прозрачную «шубу» снаружи.
Органическое сочетание десятков цветовых оттенков современного строительного стекла во многом определяют сущность современной архитектуры. На основе стекловолокна в 1994 году
В. Хамкиным, И. Скребицкой и И. Улицким была предложена идея создания цветоволоконного многослойного кирпича. Он позволяет достичь свето-цветовых эффектов, направленных как наружу, так и внутрь здания. Цветоволоконная архитектура может перерасти в психологическую архитектуру будущего.
В начале XXI века изменилось само понятие «фасада здания» как плоскости, ограждающей от внешнего воздействия среды. Современный фасад — это сложная объемно-пространственная система, обогащенная включением в общую композицию здания активных по пластике элементов. Новые фасадные материалы и конструкции, изготавливаемые по прогрессивным технологиям позволяют варьировать как технические, так и архитектурнохудожественные характеристики зданий, создавая исключительно современные по своему облику и комфорту объекты. Немаловажным элементом фасадов зданий являются светопрозрачные ограждения окон. Они решающим образом влияют на пластику фасада и архитектуру здания или ансамбля в целом. В настоящее время отечественная индустрия организует выпуск современных окон и дверей из дерева, алюминия, дерево-алюминия и пластмасс. Целью современного подхода к развитию светопрозрачных ограждений является совершенствование конструкций и технологий, обеспечивающих широкое применение моделированных окон для повышения архитектурной выразительности зданий, с нормативным уровнем теплозащиты при новом строительстве и реконструкции.
Динамика развития строительной техники способствовала становлению новых композиционных решений, накоплению формообразующего потенциала для поиска и создания новых образов и тектонических систем в XXI веке.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3975;