Тема 3.11. Архитектура и искусство советского периода
Первая мировая война 1914—1918 гг. и февральская буржуазная революция 1917 г. нарушили сложившуюся государственную систему и экономику России. Почти полностью прекратилось строительство.
Октябрьский переворот 1917 г. стал началом нового советского этапа развития русской архитектуры
С первых шагов Советская власть принимает меры по налаживанию городского строительства. Правительственными декретами принимаются законы об отмене частной собственности на землю и недвижимость, организации проектирования и строительства домов для рабочих, общественных зданий, электростанций и других промышленных объектов. В 1918 г. в Москве была создана проектная мастерская под руководством А. Щусева и И.Жолтовского, занявшаяся разработкой нового генерального плана города.
20-е гг. характеризовались стремлением создавать новые типы сооружений, не имеющих аналогов в мировом зодчестве. Многих архитекторов вдохновляла идея создания принципиально новых типов зданий — домов-коммун, объединяющих индивидуальные жилища и общественно-бытовые учреждения в одной объемно-пространственной композиции (рис. 131, арх. Н. Ладов- ский, 1919 г.).
Разрабатывались такие общественные здания, как дворцы труда, «Храмы общения народа» (рис. 132, арх. Н. Ладовский, 1919 г.) и рабочие клубы.
Несмотря на то, что первые проекты так и остались на бумаге, их идейные принципы оказали большое влияние на дальнейшее развитие советской архитектуры.
В 1918 г. сформировался проект монументальной пропаганды, по которому в Москве и Петрограде были установлены памятники видным революционным деятелям. К нему подключились художники, скульпторы, поэты, драматурги, архитекторы. В 1919 году В. Татлин создает проект памятника III Интернационалу (рис. 133). В нем внутри гигантской (400 м) спиральной башни располагались друг над другом четыре объема с рабочими помещениями внутри. Кубический объем законодательных органов Коминтерна должен был вращаться со скоростью
один оборот в год. Объем в виде усеченной пирамиды, заключавший в себе исполнительные органы, вращался со скоростью один оборот в месяц, а цилиндрический объем секретариата — один оборот в неделю. Венчал композицию полусферический объем. Это одна из первых попыток создания символизма в советской архитектуре. Кроме того, проект памятника можно отнести к новой форме «трансформирующейся» архитектуры, появившейся в мировом зодчестве только в конце XX века.
Наряду с созданием новых памятников, Советское правительство в 1918 г. издает декрет «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», положивший начало большой работе по охране и реставрации архитектурных и других памятников культуры.
Поиск методов наиболее полного решения возникших архитектурных задач сопровождался борьбой мнений, взглядов и тенденций, порождая избыток деклараций и проектных материалов.
Бум «бумажного» проектирования в первые годы после революции, несмотря на малую практическую отдачу, сыграл в целом положительную роль в формировании не только советской, но и мировой архитектуры.
Историю советской архитектуры можно разделить на четыре этапа:
1917—1932 гг. — этап становления советской архитектуры.
1933—1941 гг. — архитектура предвоенного периода.
1945 — начала 1950-х гг. — архитектура восстановительного периода.
Последний этап развития советской архитектуры — середина 1950-х — 1991 гг.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2808;