Проблемы Российской архитектуры второй половины XX — начала XXI вв.
Двадцатый век для России оказался одним из самых драматичных в ее тысячелетней истории. Распад Советского Союза в 1991 году создал для России сложнейшую геополитическую ситуацию. По-новому должны быть организованы структуры системы производства, экономики страны, ее культурных связей. Новую остроту приобрела проблема градостроительных и архитектурных соотношений старого и нового. Возросла общественная значимость эстетических ценностей.
Посттоталитарная архитектура — 6—7 докризисных лет — время небывалой свободы: архитекторов —■ от власти, власти — от генеральной линии компартии, заказчика — от экономики, а всех вместе — от социальной ответственности, экологии, здравого смысла. Строительная гонка происходила на фоне общегосударственного экономического спада. Каждый архитектор мог выразить свои стилевые пристрастия в меру своего таланта и понимания современности архитектуры. В то же время, при свободе творчества иногда рождается малопрофессиональная, а в отдельных случаях антипрфессиональная эклектичная архитектура.
В 1992 году был издан указ об организации Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН), регулирующей архитектурно-строительную деятельность в стране. Первый президент РААСН Александр Григорьевич Рогачев. Главной проблемой ее названа тема «Человек — жилище — город».
Для ликвидации негативных явлений в архитектуре и стихийности в застройке населенных мест Госстроем России совместно с Российской академией архитектуры и строительных наук и Союзом архитекторов России 17.11.1995 был утвержден Федеральный закон об архитектурной деятельности. 7.05.1998 вышел Градостроительный кодекс РФ. В соответствии с реалиями быстро меняющейся современной жизни 10.01.2003 в них были внесены дополнительные изменения, кроме того, принят ряд других правовых и нормативных актов, раскрепостивших архитекторов.
До экономического кризиса 1998 года наступил кризис творческий, интеллектуальный. Встал вопрос о создании новой национальной архитектуры. Уже сегодня можно выделить те закономерности, которые определяют этот процесс. Можно отметить две тенденции.
Первая — развитие эклектизма, позволяющего подчеркнуть разницу между положением неимущих и имущих, заказывающих себе дома «ручной работы».
Вторая тенденция формируется технологией строительства, связанной с энергосберегающим фактором.
С конца 1990-х гг. в России регулярно начали проводиться архитектурные конкурсы, выставки, смотры («Золотое сечение»), фестивали, способствующие обмену опытом. В 1993 году Союзом архитекторов России был учрежден архитектурный фестиваль «Зодчество», который ежегодно проводит Смотр лучших архитектурных произведений в области построек, проектов и творчества молодых архитекторов и студентов.
Активное участие российских зодчих в международных архитектурных конкурсах (например, «бьеннале» в Венеции) помогает определить достижения и недостатки в области различных видов архитектурной деятельности, найти пути их преодоления.
В силу экономического кризиса большинство крупных государственных проектных организаций советского периода распались. С конца 1990-х гг. появляются отдельные научно-проект- ные и производственные фирмы, творческие архитектурные кол
лективы и мастерские, способные найти композиционно-худо- жественный образ, соответствующий представлениям заказчика и общества о современной архитектуре.
Перед архитекторами России в конце XX века встал целый ряд проблем. Это проблемы стиля, взаимосвязи архитектуры и природы, совместное сосуществование архитектуры и других видов искусств, проблемы образа, художественного качества ансамблей и градостроительства в целом и многие другие острые вопросы, охватывающие все виды архитектурной деятельности.
Проблемы современного градостроительства
Перемены в представлениях о перспективах градостроительства возникли в результате изменений в массовом и профессиональном сознании. Они стали следствием нового отношения к экологии, историческому архитектурному наследию и культуре. Возникли идеи устойчивого развития городов, систем расселения, укрепления взаимосвязей общества с природным окружением. Повысилось внимание общественности к охране и реставрации памятников истории, культуры и архитектуры, к образному контексту, включающему своеобразие города.
Образ города, его «лицо» определяется, прежде всего, социальными условиями жизни общества, конкретными историческими судьбами, его ролью в жизни страны, уровнем развития культуры, национальными особенностями, географическими и природными факторами. Кроме того, образ города определяется его функциональной характеристикой, профилем его профессионализации, как города промышленного, сельскохозяйственного, города науки, отдыха, города портового и пр. Выявление перспектив развития города, как любого живого организма, при сохранении его «лица» — главная задача градостроителей.
Комплексное решение градостроительных задач невозможно без создания проекта концепции генерального плана города. С конца 1990-х гг. начинается работа по созданию генпланов Санкт-Петербурга, Вологды, Краснодара, Якутска, Владивостока, Южноуральска, Нюрба и многих других городов разных регионов России. В 2001 году был утвержден план развития Москвы (арх. А.В. Кузьмин и др.) до 2020 г. (рис. 150).
В отличие от концепций градостроительства начала XX века, основным методом развития большинства городов России ста-
Особое значение проектировщики придают реконструкции общественных центров городов и районов, ведь именно здесь происходит концентрация деловой, общественной и культурной жизни города. Не осталось без внимания как строительство новых центров (досуговый центр в пос. Дурнево Курской обл., 1994 г., арх. М. Крышталь, общественный центр жилого комплекса по ул. Репина в Екатеринбурге, 1994 г., арх. А. Савченко, Е. Трубецков), так и реконструкция старых (международный офисно-коммерчес- кий центр «Атриум на Невском», 1998, арх. С. Соколов и др.).
При создании образа города особое внимание обращается на бережное отношение к историческому архитектурному наследию. В последнее время возродился интерес к отечественной истории, возникло сильное общественное движение за восстановление и сохранение исторического облика населенных мест и охрану памятников истории, культуры и архитектуры. Но памятники зодчества не должны оставаться застывшей каменной формой. Только наполненные современной функцией они продолжат свою жизнь в качественно новом содержании.
После длительного времени консервации, а то и полного забвения сейчас возрождаются многие страницы каменной летописи России. В 2001 году был разработаны проекты «Земля Владимирская в Золотом кольце России» и этнографического центра «Коломенское». Воссоздан облик комплекса «Дворца конгрессов» в пос. Стрельна, малый исторический город Свияжск. Большие реставрационно-восстановительные работы проведены в музее- заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское», реконструирована территория комплекса «Михайловский сад — Михайловский замок», Большого Эрмитажа и Третьяковской галереи. В настоящее время под государственной охраной находятся около 3000 различного вида памятников (архитектурных, монументального искусства и т.п.) и ансамблей садово-паркового искусства. Под контролем городских архитектурных органов находятся и здания, представляющие рядовую застройку определенной исторической эпохи и формирующие градостроительную среду, (ул. Тарская — Ленина в Омске («Дорога к храму»)). Требования к современному архитектору состоят в необходимости работать в «историческом контексте», сохраняя культурную или образную идентичность новых зданий индивидуальным особенностям культурного наследия.
Наряду с повышенным интересом к возрождению, застройке и благоустройству центров исторических городов, идет активное
освоение свободных территорий и территорий сносимой ветхой застройки внутри города, уплотнение застройки центральных районов, включая исторические центры. Этот процесс отражает стремление к экономической эффективности использования городских территорий.
Одно из направлений улучшения структуры города — совершенствование или изменение функционального зонирования. Внимание градостроителей привлекают производственные территории и прилегающие к ним санитарно-защитные зоны. Все чаще они рассматриваются как резерв для размещения выставочных, торговых, ярмарочных, складских построек, предприятий транспортного обслуживания (парки, гаражи, СТО).
С ростом городов и уплотнением застройки, все более остро встают проблемы улучшения транспортной структуры городов. За последнее десятилетие значительно увеличились капиталовложения в улучшение дорожно-транспортной сети городов, расширение транспортных артерий города с целью увеличения их пропускной способности, формирование автомобильных развязок (эстакада Ушаковской развязки в Санкт-Петербурге диспетчерский пункт Гагаринского тоннеля в Москве) и т.д. Рост пассажиропотоков в крупных городах регулируется за счет создания новых станций метрополитена (Люблинская линия Московского метрополитена, ст. «Крестовый остров» в Санкт-Петербурге), а также общей гуманизации и эстетизации городской среды, создания пешеходных улиц и комплексов (комплекс Андреевского пешеходного моста, эспланады и набережной Нескучного сада в Москве).
Многое в нашем городском окружении зависит, казалось бы, от мелочей: функционального зонирования малых городских пространств (дворов, сквериков, мини-рынков, пешеходных зон и т.п.), размещения остановок общественного транспорта, наружной рекламы, городской мебели, малых архитектурных форм и пр. Городской дизайн как самостоятельная художественная сфера в нашей стране сравнительно молод, но поле деятельности у него сейчас невероятно огромное. Правильное размещение отдельных элементов и комплексов малых архитектурных форм, рекламы, скульптуры, грамотный подбор сортов зеленых насаждений по их эстетическим свойствам, воспринимаемым, как правило, на уровне человеческого глаза, позволят воздействовать на подсознание горожан, воспитывая их вкус и культуру.
Создание комфортного городского пространства — одна из главных задач ландшафтной архитектуры. Появление новых направлений и стилей в архитектуре не может не сказаться на формировании нового языка в области городского ландшафтного дизайна. Уникальный проект благоустройства и озеленения двориков Невского проспекта и пешеходной улицы М. Садовой в Санкт-Петербурге был выполнен в 2000 г. Л. Домрачевой и О. Харченко.
Большие работы по благоустройству и озеленению Москвы были проведены в 2001—2003 гг. Генеральная схема цветочного оформления столицы стала уникальным проектом в мировой ландшафтной архитектуре. Широкие эстетические возможности использования водных поверхностей были продемонстрированы при создании каскада искусственных прудов в парке «Динамо» в Хабаровске (Н. Прокудин) и фонтанного комплекса в саду «Аквариум» по Б. Садовой в Москве (арх. В. Симонихин). Создание парков и скверов стало программным направлением в градостроительном искусстве России (сад клуба «Ягода Кай» в Чите, Авиапарк на Ходынском поле в Москве).
Изучение и проектирование городов требует интеграции подходов и применения различных наук, создания интернаучных урбанистических концепций, осмысления города как феномена современного мира, в котором человечеству приходится решать необычайные по сложности и значению социальные, экономические, географические и градостроительные проблемы.
Особенности типологии и стилистики современной российской архитектуры
1990-е годы — время перехода к рыночной экономике — расставило новые акценты в типологиисовременного строительства. В новом строительстве стали превалировать здания офисов, банков, гостиниц и магазинов. Банковские и административные здания возводятся практически во всех крупных городах России: здание Уникомбанка в Даевом переулке в Москве, административное здание ВОК «Внешторгбанка» в Нижнем Новгороде, операционное управление Сбербанка РФ в Санкт-Петербурге, административное здание на Цветном бульваре в Москве, банк «Гарантия» в Н.Новгороде (рис. 151), Агропромбанка в Чебоксарах и
др. В их архитектуре сформировались и были реализованы экспериментальные проекты.
На фоне частой смены владельцев недвижимости, ощущается потребность в сооружениях достаточно масштабных, где в одних и тех же конструкциях может осуществляться самая различная деятельность — торговля и бизнес, спорт и досуг. А поскольку речь идет о весьма крупных сооружениях в 5—10, а то и в 20 тыс. кв. м, то и влияние на город может оказаться достаточно сильным. Наглядно иллюстрируют это многочисленные торговые, развлекательные и многофункциональные центры и комплексы, появившиеся сначала в столицах, а сейчас распространившиеся и в других городах России.
К лучшим сооружениям торгового назначения, отличающимся запоминающимся образным решением композиции, можно отнести торговый центр «Нептун» в Москве, многофункциональные торговые комплексы «Гранд—2» (рис. 152) в Химках и «Три кита» на Можайском шоссе, информационно-коммерческий комплекс по шоссе Космонавтов в Перми.
Все чаще появляются многофункциональные центры, в которых торговые функции сооружений объединяются с развлекательными (торгово-развлекательный комплекс «XL» в Москве) или жилыми (многофункциональный бизнес-центр с жилыми апартаментами по проспекту Вернадского, 41 , рис. 153), спортивные — со зрелищными или развлекательными (многофункциональный спортивно-зрелищный центр в г. Хабаровске).
Наряду с такими принципиально новыми сооружениями общественного назначения в последние годы возродилось строительство объектов культуры (театр «Комедия» в Н.Новгороде, цирк «Арена» в Хабаровске, Якутский драматический театр), реконструируются многие здания театров и клубов советского периода (драмтеатр им. Охлопкова в Иркутске).
Впервые за долгие годы была проведена реставрация и реконструкция Государственной Третьяковской галереи в Москве (И. Виноградский и др., 1995 г., рис. 154). В 1999 году были реставрированы Александровский и Андреевский залы Большого Кремлевского дворца в Москве (Е.Степанова и др.).
Правительство новой России придает огромное значение повышению физической культуры и оздоровлению населения, развитию спорта в стране. Постепенно возрождается строительство спортивных объектов. Построены Олимпийская деревня Первых Всемирных юношеских игр по ул. Удальцова в Москве, дворец спорта «Хоккей—2000» в Санкт-Петербурге (рис. 155), спортивнокультурный комплекс в г. Сарове Нижегородской обл., футбольный стадион «Локомотив» на Б. Черкизовской улице в Москве, была проведена реконструкция Большой спортивной арены в Лужниках.
Коренные изменения происходят в строительстве промышленных сооружений. По мере возможности старые промышленные объекты, расположенные в центральной части городов переносятся на окраины. Меняется функциональное назначение про-
изводственных зданий: они переоборудуются под офисы, бизнесцентры, коммуникационные комплексы, мастерские художников и даже под престижное жилье, особенно если эти здания расположены в центральных районах. Вновь создаваемые здания промышленных комплексов и терминалов возводятся по современным прогрессивным технологиям, которые своей застройкой не нарушают экологию города и создают интересный городской силуэт (здание международного терминала Нижегородского аэропорта).
Автомобильный комплекс АО «Татнефть» в Альметьевске (арх.
В. Нилов, 2002 г.) своим композиционным построением, сочетание белого подиума с желто-голубыми «палубами» террас, ритмичным членением оконных проемов напоминает пароход (рис. 156).
Меняет свой облик жилая архитектура. По-прежнему большое внимание отводится строительству многоэтажных жилых зданий, качественно изменивших свою архитектуру. На смену типовым серийным домам 1970-х — 1980-х гг. приходит индивидуальное и экспериментальное строительство. Интересные решения отличают жилой дом в ТУ «Отрадное» в Москве, высотный дом с торговым комплексом «Водники» по ул.Северной в Вологде (рис. 157), дома на Торжковской ул.и ул. Савушкина в Санкт-Петербурге, на ул. Куйбышева —Иркутская в Омске. Сбор- но-монолитное домостроение уверенно занимает ведущее место в высотном строительстве (жилой комплекс в г.Химки по ул. Совхозной, рис. 158).
Проектировщики проводят разработку модернизированных проектов действующих серий, реконструкцию и санацию жилого фонда 1-го и 2-го периодов индустриального домостроения, а также готовят новую нормативную базу для жилого строительства.
Постепенно многоэтажная жилая застройка уступают место более «интимной» плотно-низкой. Более привлекательной становится регулярная застройка с озелененными и благоустроенными замкнутыми или полузамкнутыми дворовыми пространствами. Такая застройка более комфортабельна, экологична, может использоваться на территориях со слабыми грунтами и сложным рельефом. Не случайно такие малоэтажные жилые комплексы пользуются наибольшим спросом. Они возводятся практически повсеместно: построены жилые комплексы «Зеленый остров на Крестовом острове» и в Купчино в Санкт-Петербурге, «Золотые ключи» в Москве, жилой городок «Воронеж» разновысокой застройкой в 2—9 этажей, в Набережных Челнах и многие другие. Изменился характер оформления фасадов: они стали многоцветными, со скатными высокими крышами, часто с мансардными этажами.
В 2003 году было завершено строительство 9-го микрорайона Куркино в Москве. Это самый крупный проект такого рода в столице: 250 трехэтажных квартир (таун-хаусов) сблокированы в 32 корпуса (рис. 159). Каждый трехуровневый и жилой блок
площадью 180 — 220 кв. м имеет отдельный вход, гараж и небольшой участок земли. На охраняемой территории размещаются торговый центр, детский сад, паркинг.
Еще одной областью применения малоэтажных жилых домов является историческая застройка центральной части городов. Например, жилые дома в исторической части Нижнего Новгорода (арх. Е. Пестов и др., 1997 г.) используются в виде фоновой застройки и как дома-вставки (рис. 160).
С конца 1990-х гг. началось массовое строительство многочисленных и разных по качеству архитектуры индивидуальных жилых домов для частного заказчика.
Постепенно возрождается культура храмового, церковного зодчества, которое становится общественно значимым явлением. Своеобразной точкой отсчета возрождения православия в России стало воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве.
В последние годы были возведены: храмовый комплекс «Умиление» в Но- вокуйбышевске, храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Надовражино и красивый деревянный храм Серафима Саровского в п. Снегири Московской обл., церковь Св. князя Владимира в г. Удомле (рис. 161), и сотни других церквей и соборов. Проводятся широкомасштабные работы по реконструкции и реставрации существующих храмов и монастырей. Закончена реконструкция Борисоглебского мужского монастыря г. Дмитрова Московской обл., Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах, реставрация Собора Смоленской Бо- жией Матери — Одигитрии Новодевичьего монастыря в Москве. Многие постройки находятся на стадии строительства.
В городах России строятся и реставрируются культовые здания самых разных конфессий. В Омске был открыт культурный
и церковный центр Лютеранской кирхи, в Твери — католический приход и церковь Преображения Господа (рис. 162), в Днепропетровске закончена реконструкция Хоральной синагоги.
Пересматриваются нормы проектирования общественных, торговых и учебных зданий, создаются проекты реабилитационных центров. Из реализованных проектов последних лет — деревня «SOS-Kinderdorf» для детей-сирот в пос. Томилино Московской обл., жилой дом инвалидов с нарушением опорнодвигательного аппарата в Киеве.
В конце XX века привычные нормы формообразования разрушились, предоставив свободу выбора для архитектора не только технических, но и художественных средств. Широким стал спектр поисков средств художественной выразительности.
Стилевая направленностьсовременной российской архитектуры очень разнообразна. Хай-тек и деконструктивизм — два наиболее ярких течения современной архитектуры активно осваивающих архитектурное пространство конца XX — начала XXI вв. Новое поколение архитекторов обратилось и к наследию начала XX века, поняв, что новейшие технологии помогут воплотить в жизнь многие фантазии 1920—1930-х гг., в том числе и русских конструктивистов и кубофутуристов НЛадовс- кого, В. Кринского. Сфера влияния направления хай — тека довольно обширна, это сооружения административного, банковского, спортивного, промышленного назначения. Примерами последних лет являются здания банка «Гарантия» в Н. Новгороде (рис. 151), здание Уникомбанка в Даевом переулке в Москве, здание международного терминала Нижегородского аэропорта, дворец спорта «Хоккей-2000» в Санкт-Петербурге (рис. 155), торговый комплекс «Гранд-2» (рис. 152) в Химках, спортивнокультурный комплекс в г. Сарове Нижегородской обл., ТОрГОВО-
административный центр в Краснознаменске Московской обл. (рис. 163), информационно-коммерческий комплекс по шоссе Космонавтов в Перми (рис. 164), административное здание на Цветном бульваре в Москве и др. постройки.
Наряду с интерпретацией западных архитектурно-художественных течений сохранилось стремление к современному прочтению модерна, неоклассицизма и других направлений.
Направление модерна встречается в сооружениях более «интимного» характера — жилых домах, кафе, церковных и небольших театральных зданиях. Ярким примером современного понимания модерна стал жилой дом «Муха» на Театральной площади в Самаре (арх. Л. Кудеров, 1997 г., рис. 165). Мягкое сочетание модерна и романтизма древнерусской архитектуры воплотилось в храме Рождества Пресвятой Богородицы в с. Надовражино Московской обл.(рис. 166) и церкви Св. князя Владимира в г. Удомле. В провинциальных городах довольно частым явлением стало оформление в стиле модерна административных зданий (административное здание в Нижнем Новгороде) и торговых сооружений («Богородские торговые ряды» в г. Ногинске).
Элементы неоклассицизма в современной архитектуре встречаются в торжественных театральных зданиях (театр «Комедия» в Н. Новгороде). Довольно часто к неоклассицизму обращаются архитекторы Санкт-Петербурга, поскольку этот стиль созвучен исторически сложившейся застройке северной столицы (жилой дом на Каменноостровском пр., рис. 167).
Отдельные черты функционализма традиционно встречаются в промышленной архитектуре, хотя в проектах современных архитекторов появляются предложения использования возможностей стиля в жилом строительстве (проект жилого дома на Невском пр. в Санкт-Петербурге, 2001 г., арх. Е. Герасимов и др., рис. 168).
Проявления символизма характерны для любой эпохи. Сейчас он также имеет место, хотя и очень ограниченное (торговый центр
«Нептун» в Москве, многофункциональный торговый комплекс «Три кита» на Можайском шоссе).
Как и в другие периоды становления архитектуры, на современном этапе довольно частыми являются эклектичные направления, обращение к архитектурным стилям прошлого как в мировой, так и в отечественной архитектуре. Так, романтические готические мотивы оживают в облике многоэтажного жилого дома по ул. Давыдковская в Москве. Идут многочисленные споры о «неорусским» и «московском» стилях, использующих элементы русских исторических стилей. Только время сможет рассудить их сторонников и оппонентов.
Яркой страницей современной архитектуры стало широкое применение цвета в решении фасадов самых разнообразных по функциям и стилям зданий (рис. 169. Административное здание со встроенной автостоянкой и помещениями соцкультбыта в г. Ро- стове-на-Дону). Бесспорно обогащает современную архитектуру тесное сотрудничество с дизайнерами (рис. 170. Реконструкция фасадов универмага в Новокосино).
Постоянно меняющийся мир вызывает потребность в создании все новых и новых типов зданий и сооружений, в пересмотре сложившихся стереотипов в функциональном зонировании и использовании традиционных объектов архитектуры, в поиске стилистических направлений.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2845;