Россия в контексте мировой истории. Древние цивилизации.
Начальный период российского государства неразрывно связан с формированием и развитием древних цивилизаций в Европе и Азии.
Зарождение определенного типа цивилизации принято связывать с образованием первых государственных форм общественной жизни в ходе формирования классового общества. Этот процесс проходил у разных народов в разное время и различными темпами. Древнерусское государство сложилось в IX веке. Его основу составили племена восточных славян. Чтобы уяснить особенности зарождения российской цивилизации, необ-ходимо кратко рассмотреть этот процесс и народов других цивилизаций. Особенно западно-европейский (средиземноморский и атлантический) оказавших значительное влияние на ход мировой истории.
Исходным рубежом в истории всех народов был первобытно-общинный родовой строй. В ходе его развития сложились племена, затем образовались племенные союзы, ведущие к созданию первых государствен-ных форм общественной жизни на классовой основе. Переход к начальным формам государственности и формирование общественных отношений связаны на первых ступенях с развитием рабовладения в различных формах. Основу примитивной экономии составлял труд рабов. Основным способом получения рабов были войны. Параллельно сохранилась более или менее значительная прослойка свободного крестьянства. С возникновением рабовладельческих государств складывается древняя цивилизация. Она развивалась в наиболее благоприятных в климатическом отношении районах.
На первой стадии основными очагами цивилизации (с середины V тысячелетия до н.э.) стали государства Древнего востока – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту, Египет, Финикия, Сирия, Палестина, Мидия, Древняя Индия и Древний Китай.
На второй стадии – классического рабовладения (VII-I вв до н.э.) получила высокое развитие античная цивилизация Древней Греции и Рима, оказавшая большое влияние на дальнейшие судьбы народов, населявших Европу и Азию. Она заложила основы развития многих современных наук, дала шедевры мирового искусства – примеры государственного устройства и военного дела, создала античную городскую культуру и заложила основу торговых и денежных отношений.
Античная цивилизация, получившая свое завершение в Римской империи, распространилась на средиземноморье, побережье Черного моря Переднюю Азию, Египет, Южную и Западную части Европы, включая Британские острова. За ее пределами, обитали различные племена, именуемые античными историками «варварами». Римская империя вела постоянные войны на первобытной периферии для захвата рабов, земель и сбор дани.
Третья стадия – разложение рабовладельческого строя (I в до н.э.-V в. до н.э.) Низкая эффективность рабского труда и нраственная деградация сограждан привели к ослаблению Римской империи. С конца II века усилился натиск на нее варварских племен – началось Великое переселение народов. В III в. вспыхнули крупные восстания рабов и колонов (арендаторов земли) у крупных землевладельцев, что еще более ослабило рабовладельческий строй и Римскую империю. В конце IV в. она распалась на две части; Западную и Восточную (Византию). Наступление вестготов на Западную Римскую империю завершилось взятием Рима в 410 году.Характерно, что вождь вестготов Аларих потребовал от Рима осво-бождения рабов, которые и открыли ему ночью ворота столицы. В 476 году был свергнут последний Римский император Ромул Августул. Западная Римская империя прекратила существование. Византия же, посте- пенно превращавшаяся в феодальное государство, существовала вплоть до XV в., став центром православного христианства, она оказала большое влияние на развитие славянских народов. Хотя разделение христианской церкви как государственной религии на Западную Восточную (католичес- кую и православную) произошло в 1054г, но к этому времени каноничес-кий облик православия определился.
Возникнув как религия угнетенных, христианство бесспорно стало одним из важнейших явлений в духовной жизни человечества, нравствен- ного развития. «Царство Божие» – это в религиозном представлении идеальное общество, в котором будет вечный мир, благоденствие и справедливость. Учение о Христе как «мессии» («избавителя») было связано с осуждением сознательной несправедливости и общественного неравенства. Согласно первым первохристианским источникам, в основе социальных этических норм христианства лежит справедливость, непосредственно заповеданная Богом.
Через эти понятия отвергались земные порядки и беззакония, пред-рекались возмездия тем, кто способствует несправедливости и без-нравственности, т.е. нарушает заповеди Христа и кара сильным мира сего.
В последующем церковь стала призывать к примирению с существую-щими порядками и освещать политическую власть как «Божью волю». Это стало основой для превращения христианства в официальную государственную религию, отвечающую интересам господствующих классов.
Падением Западной Римской империи завершается древняя история и начинается период средневековья. Крах империи привел к заселению античного мира многочисленными племенами, находившимися на более низкой ступени развития. Разрушая античную культуру, они вместе с тем осваивали в определенной степени ее результаты. На всей территории Западной Европы образуются новые государства, где происходит процесс языческих культур с христианской культурой Рима. Так зарождается новая западноевропейская цивилизация. Одновременно шел процесс формирования новой общественно-экономической формации – феодализма.
2. Период раннего феодализма в Европе.
Рассмотрим период раннего феодализма в Европе. Первоначально феодальные порядки возникли на той территории, которая входила в состав западных провинций Римской империи, лишь в последующем они распространились на другие регионы. В зависимости от соотношения варварских и античных начал различают типы феодального синтеза: 1) приблизительно равное соотношение (Франкское королевство, часть южных славян); 2) преобладание поздноантичных начал (страны Средиземноморского региона); 3) незначительное влияние античности и преобладание элементов распадающегося первобытно-общинного строя (Северо-Западная Германия, Скандинавские страны, территория славян и др).
Сущность социально-экономического строя феодализма заключалась в том, что крестьяне и ремесленники в городе под внеэкономическим принуждением отдавали землевладельцам-феодалам выработанный ими прибавочный продукт. В отличие от раба, феодально-зависимый крестьянин имел домохозяйство, орудия производства и частично работал на свои нужды, что повышало его заинтересованность в труде и способствовало интенсификации производства. К основным признакам феодализма относят следующие: господство натурального хозяйства, сочетание крупного феодального землевладения и мелкого (надельного) крестьянского землепользования; личная зависимость крестьян от феодала. Отсюда внеэкономическое принуждение.
Феодальная формация, ставшая более высокой ступенью развития общества, чем рабовладельческая, тоже прошла три стадии. Ранний феодализм-время формирования и утверждения феодальных отношений (раннее средневековье); развитый феодализм (классическое Средневековье); поздний феодализм, период разложения феодальных отношений и развитие внутри феодализма элементов капиталистического способа производства ( позднее Средневековье).
Ранний феодализм в Европе охватывает период с V до XI в. н.э. Первым крупным феодальным государством, сложившимся на развалинах Западной римской империи, стало Франкское королевство. Основатель его Хлодвиг (481-511) принял христианство и способствовал его распространению. При Карле Великом (786-814) все земли Западной Римской империи были объединены, а его самого Папа Римский венчал на императорство короной. После смерти Карла, его империю разделили между сыновьями, прошло более 100 лет в упорной борьбе с феодальной независи- мостью герцогов (прежних вождей племен). В 962 г. при поддержке церкви создается «Священная Римская империя». Ее основатель германский король Оттон I подчинил себе Северную и Среднюю Италию вместе в Римом. Однако и эта империя постепенно распадалась на независимые феодальные владения (герцогства, королевства), а власть императора становилась номинальной. Феодальная раздробленность неумолимо разрушала раннефеодальную империю.
На этапе раннего феодализма в течение веков происходило становление феодальных отношений и их распространения по всей Европе. Образуется земельная собственность, складываются основные классы феодального общества. В экономике еще сочетаются старые экономические уклады – рабовладельческий, патриархальный и новый – феодальный с различными формами личной зависимости крестьян.
Геополитические условия Западной Европы способствовали общественному прогрессу. Арабские завоевания VII-VIII в. на Ближнем Востоке и в Северной Африке образовали огромную раннефеодальную исламскую империю от границ Ирана до Пиренеев. Продвижение арабов в Европу было остановлено при битве при Пуатье в 732 г. Часть Испании еще долго ос-тавалась под арабским господством. Связь с арабским миром оказала су-щественное влияние на развитие западноевропейской цивилизации. В целом Европа, расположенная в благоприятных климатических и географических зонах, не испытала на себе с V в. разорительных нашествий кочевых восточных народов. Плотность народа возрастала. Хозяйственные и культурные связи расширились и обогащались. Росло производство и развивалась торговля. Большое влияние на раннефеодальное государство Западной Европы оказало Римское наследие – производственная сфера города, торговые связи, военное дело, опыт государственного устройства.
Римская культура уже сложилась как строго индивидуалистичес-кая плата за службу, с развитым институтом частной собственности. Светская и духовная власть Европейского средневековья жестко следили за сохранением индивидуализма, т.к. государству и церкви было выгодно иметь дело с «отдельными единицами», а не с какими-то проявлениями солидарности.
Сельская община становится сообществом владельцев пахотных и приусадебных участков передаваемых по наследству, при общинном пользовании лесом, охотничьих угодий, лугами, рыбными прудами, дорогами. Вокруг королевской власти и герцогов образуется аристократия, она получает от них землю в качестве платы или вознаграждения за службу.
Потребность в военной службе и появление крупных поместий по-служили причиной реформ Карла Великого – военной, специальной и административной. Суть реформ состоял в установлении тесной связи между военной службой и землей. Землей владел только тот, кто нес военную службу. Для управления своими землями в различных частях владений назначались старосты. Они постепенно обогащались, становятся мелкими собственниками-свободными землевладельцами, из которых формируется рыцарское войско.
3. Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма
Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма обуславливался тем, что к XI в. изживаются элементы прошлых формаций – родоплеменные отношения и рабовладельческий уклад. Завершилось формирование феодальных отношений: крестьяне жестко поставлены в по-земельную и личную независимость от землевладельцев крепостными, а земельные собственники – феодалы образовали иерархическую структуру соподчинения. Постепенно происходит полный раздел общинных земель правящими сословиями. Церковь тоже становится крупным землевла-владельцем, обладая церковными и монастырскими землями на феодаль-ной основе. Начинаются феодальные войны за передел земельной соб-ственности и захват земель соседних народов на Востоке.
Параллельно с социальным развитием основной сферы – сельско-хозяйственного производства, идет рост городов, торговли, ремесленного производства.Средневековой город был в основе земельной общиной, вла-делец городского участка (торговец или ремесленник) – лично свободный человек, свободными в городах становились также и бывшие крепостные. Постепенно города завоевывали самостоятельность от феодалов и созда-давали свое самоуправление. Города, как центры торговли и ремесла, орга-низовывали свои союзы.
На севере Европы ведущее положение в XII-XIII вв. приобрел союз городов – немецкая Ганза, имевшая свою контору в Новгороде. На юге – это Венеция, Генуя. В городах растет производство оружия и рыцар-ских доспехов, сельскохозяйственных орудий (плуги), развивается шер-стяная и полотняная промышленность. В портовых городах закладыва-ются верфи для строительства кораблей. В XI-XII вв.городское ре-мес-ленное производство организуется в цеха закрытого профессиональ-ного характера. Постепенно в цехах возникает господствующий слой – мастера, которые нанимают рабочую силу. Королевская власть все более выступает в качестве регулятора отношений между крупными и мелкими землевладельцами, торговыми союзами и городским населением. Возни-кает сословно – представительная монархия.
Важное место в жизни феодального общества занимали религия и церковь. В ведении церкви были образование, воспитание молодого поколения, формирование духовного облика и морали общества. Церковь выступала и инициатором крупных военных походов на Восток, объединяя усилия ряда феодальных государств Западной Европы под религиозными лозунгами. Это были так называемые крестовые походы. Они знаменовали собой возникновение европейского феодального коло-ниализма. Власть церкви осенялась главенством Папы Римского над всеми христианскими государствами Западной Европы и стремлением епископов внутри этих государств встать над светской властью. Монастыри способствовали распространению грамотности, каменного дела, занимались и врачеванием сельского населения.
Католическая церковь подавляла свободомыслие и инакомыслие. Инквизиция жестоко расправлялась с еретиками.
Исторические корни и условия формирования Западноевропейской цивилизации (как синтез средиземноморской и атлантической) определили не только высокие темпы, цивилизационного развития, но и особый ее характер. Частная собственность и нидивидуалистические рыцарские военные традиции, потребность в расширении земельных владений из-за роста населения, господство католической религии придают ей особые черты. Ее отличают резкий индивидуализм, материальный рационализм и жестокий колониализм по отношению к другим народам. Показателем в этом отношении лозунг ордена меченосцев «кто не желает креститься, тот должен умереть». Эти черты Западноевропейской цивилизации отметил еще Н.Я. Данилевский, охарактеризовав ее как «уничтожительную» по отношению к другим народам. Именно эти черты сказались при экспанции Западноевропейских стран, вызванной стремлением к обогащению путем ограбления других народов. Вместе с тем нельзя отрицать достижения и авангардный характер Западноевропейской цивилизации данной формации как материальный, так и в духовных сферах развития человечества.
ЛЕКЦИЯ № 2
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 325;